Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БЛА ::

 

БЛА среднего класса.

Краткий справочник по современным беспилотным летательным аппаратам.
Легкие и сверхлегкие БЛА
БЛА среднего класса
Тяжелые БЛА
Беспилотные вертолеты

М830Б «Свист»
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная мишень, выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Проработаны варианты с двумя типами двигательных установок: с ТРД (М830Б) и с ПуВРД (М830А). Старт – наземный с разгонной тележки. Посадка – по-самолетному. Фото.

БЛА-07
Разработчик: «Луч».
Малогабаритный тактический БЛА, который планируется включить в состав комплекса «Типчак». Выполнен по схеме «утка» с толкающим винтом. Целевая нагрузка – совмещенная двухспектраль-ная ТВ/ИК камера или фотоаппаратура. Старт – с помощью катапульты, посадка – на парашюте. Проектирование начато в 2005 г., впервые продемонстрирован на Гидроавиасалоне-2006. Фото.

Т90 (Т90-11)
Разработчик: «ЭНИКС».
Малогабаритный БЛА, предназначенный для ведения наблюдения за местностью, оперативного поиска, обнаружения наземных объектов, уточнения метеоусловий в районе цели. Используется в составе РСЗО «Смерч». Производимая корректировка огня РСЗО на дальности до 70 км уменьшает ошибки стрельбы  и  сокращает  расход  снарядов. Компоновочно схож с БЛА Т92. Двигатель – ПуВРД. Полезная нагрузка – ТВ камера. В сложенном состоянии БЛА размещается в спецконтейнере и выстреливается при помощи штатного 300-мм реактивного снаряда 9М534 (снаряда 9М61). После «выхода» в расчетную точку происходит отделение БЛА от реактивного снаряда. Полет происходит в режиме автономной навигации по сигналам СНС. Посадка – на парашюте. Проходит испытания в интересах МО РФ, предлагается на экспорт. Фото. Фото.

Т92 «Лотос»
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная платформа наземного старта, предназначенная для доставки целевой нагрузки в заданный район, выполнения задания и возвращения к месту посадки. Предварительно предполагалось использование в составе комплекса «Типчак» (обозначение "управляемый снаряд 9М62"). БЛА построен по схеме биплан-тандема, аналогичен Т90. Складывающиеся консоли крыльев и двухкилевое поворотное вертикальное оперение обеспечивают возможность хранения БЛА в компактном контейнере. Старт – с наземной катапульты, посадка – на парашюте. В качестве полезных нагрузок возможно применение ТВ и/или ИК камер. Полет выполняется в автономном режиме или в режиме радиоуправления. Двигательная установка – поршневой двигатель. Прошел испытания в 1995 г. и уже принимал участие в исследовательских учениях Сухопутных войск на Алабинском полигоне Московского военного округа и в учениях МЧС Республики Татарстан в 1998 г. Находится в эксплуатации. Фото.

«Дозор-2»
Разработчик: «Транзас».
БЛА для мониторинга народнохозяйственного и военного назначения, поиска пострадавших и доставки необходимого груза, патрулирования границ, контроля ледовой обстановки, геологоразведки, цифровой картографии. Выполнен по двухбалочной самолетной схеме. Силовая установка – двухтактный двигатель внутреннего сгорания мощностью 5,5 л.с. с толкающим винтом. Взлет и посадка – по самолетному. Полезная нагрузка – автоматическая цифровая фотокамера, видеокамеры переднего и бокового обзора высокого разрешения, ИК-система ближнего и дальнего диапазонов, а также система распознавания объектов. Информация может передаваться на землю по радиоканалу или записываться на бортовой накопитель в течение 30 ч. В состав комплекса входят три БЛА (в походном положении размещаются в специальных контейнерах) и мобильный центр приема, обработки и передачи информации. Весь комплекс размещен на базе автомобиля повышенной проходимости. Бортовой комплекс управления разработан ООО «ТеКнол». Работы над комплексом начаты в 2005 г. Аппарат прошел испытания на специальном учении погранвойск ФСБ РФ. Несколько комплектов заказала одна из российских нефтедобывающих компаний для наблюдения за трубопроводом. Ведутся работы по созданию БЛА следующего поколения «Дозор-3», взлетный вес которого может составить 500 кг, а масса полезной нагрузки – более 100 кг. В перспективе – создание БЛА, способного нести полезную нагрузку массой 150–160 кг. Фото.

Ла-225 «Комар»
Разработчик: НПО им. С.А. Лавочкина.
БЛА для дистанционного зондирования земной поверхности, выполнен по двухбалочной самолетной схеме. Двигатель – двухтактный бензиновый с толкающим винтом. Аппарат может осуществлять передачу видеоинформации в режиме реального времени на наземную аппаратуру. Карта полета задается перед запуском, маршрут можно менять. Старт и управление производится с мобильного наземного комплекса, посадка осуществляется на шасси. БЛА «Комар» находится в стадии разработки и подготовки испытаний. Макетный образец Ла-225 впервые продемонстрирован на МАКС-2007. Фото.

БЛА-05 «Типчак»
Разработчик: «Луч».
Комплекс воздушной разведки, предназначенный для круглосуточного поиска, обнаружения, распознавания объектов, определения их координат и передачи полученных данных в реальном масштабе времени на наземный КП на дальности до 40 км. В состав комплекса входят шесть БЛА, антенная машина (пост), операторская машина, транспортно-пусковая машина и машина технического обеспечения. Все машины располагаются на шасси автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-3314. БЛА выполнен по нормальной схеме с двухбалочным хвостовым оперением. Силовая установка – поршневой двигатель с толкающим винтом. Старт – с помощью катапульты, посадка – на парашюте. Полезная нагрузка – совмещенная двухспектральная ТВ/ИК камера, с возможностью замены на фотоаппаратуру и т.д. Режимы работы – автономный и по командам оператора. Аппаратура радиолинии приема-передачи информации и управления осуществляет информационный обмен между наземным пунктом управления и летательным аппаратом, передачу с наземного пункта на борт командной информации, передачу с борта летательного аппарата на наземный пункт широкополосной видеоинформации, навигационных данных и телеметрической информации. Государственные испытания завершились в 2007 г. , в 2008 году должно начаться его серийное производство. С 2007 г. «Луч» активно проводит работы по многоцелевому комплексу «Типчак», предназначенному для применения в береговой охране. Фото. Фото. Фото.

БЛА-08
Разработчик: «Луч».
Малоскоростной БЛА с длительным временем полета. Должен войти в единый ряд с БЛА «Типчак» и получить применение в разведывательных системах, применяемых в интересах различных видов вооруженных сил и родов войск. Выполнен по нормальной схеме с V-образным хвостовым оперением и толкающим винтом (двигатель расположен над фюзеляжем). Старт – с помощью пневматической катапульты, посадка – на парашюте. Впервые продемонстрирован на Гидроавиасалоне-2006. Фото.

Е95М
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная мишень, предназначенная для имитации дозвуковых маневрирующих целей типа «крылатая ракета», «планирующая бомба» или «БЛА». Выполнен по нормальной схеме с двухбалочным хвостовым оперением. Двигатель – ПуВРД. В состав комплекса входят воздушная мишень, автономная наземная станция управления, ПУ и комплект технологического оборудования. Старт – с буксируемой пневматической катапульты, посадка – на парашюте. Управление в полете – с наземной мобильной станции управления, предусмотрено принудительное прекращение полета по сигналам бортовых систем или по радиокоманде. Режимы полета – автоматический возврат и облет точки. Полезная нагрузка – линза Люнеберга, уголковый отражатель, ложная тепловая цель, дымовой трассер. Выпускается серийно. Фото.

Е2Т
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная мишень, предназначенная для имитации дозвуковых маневрирующих целей типа «крылатая ракета», «планирующая бомба» или «БЛА». Выполнен по нормальной схеме с двухбалочным хвостовым оперением, двигатель – ПуВРД. В состав комплекса входят воздушная мишень, автономная наземная станция управления, ПУ и комплект технологического оборудования. Старт – с буксируемой пневматической катапульты, посадка – на парашюте. Управление в полете – с наземной мобильной станции управления, предусмотрено принудительное прекращение полета по сигналам бортовых систем или по радиокоманде. Режимы полета – автоматический возврат и облет точки. Полезная нагрузка – линза Люнеберга, уголковый отражатель, ложная тепловая цель. Фото. Фото. Фото.

ZALA 421-09
Разработчик: «Беспилотные системы».
БЛА, предназначенный для мониторинга земной поверхности. Нормальная аэродинамическая схема с двухбалочным оперением. Двигатель - ДВС. Старт/посадка - грунтовое покрытие. Лыжное или колесное шасси. Целевая нагрузка - ТВ / ИК / фото камера на гиростабилизированной платформе. Фото.

Т92М «Чибис»
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная платформа наземного старта, первоначально аппарат предназначался для комплекса «Типчак» (ранее именовался "УС-К"). Аэродинамически почти полностью унифицирован с выпускаемым серийно воздушным мишеням Е95М и Е2Т. Старт осуществляется с наземной ПУ (катапульта), посадка – на парашюте. В качестве полезных нагрузок возможно применение ТВ и ИК камер. Двигательная установка – поршневой двигатель вместо ПуВРД M135. Находится в разработке (эксплуатации). Фото.

М850 «Астра»
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная мишень для тренировки расчетов систем ПВО. Может также использоваться для выполнения авиационных работ, связанных с оперативным мониторингом земной поверхности (возможна установка дополнительного целевого оборудования). Старт – воздушный. Пуск может осуществляться с внешней подвески самолета или вертолета. Посадка на парашюте производится автоматически или по команде оператора. Аэродинамическая схема – нормальная. Силовая установка – ПуВРД. Полет происходит автономно или в режиме радиоуправления. Фото.

«Пчела-1Т» / «Строй-П»
Разработчик: ОКБ им. А.С. Яковлева / «Кулон».
БЛА воздушной разведки, предназначенный для наблюдения за полем боя в интересах тактических подразделений различных родов войск в реальном масштабе времени, в т.ч. проведения разведки (поиск, обнаружение, облет, распознавание и определение координат) объектов удара, доразведки целей, выдачи целеуказания в реальном масштабе времени, а также контроля за результатами огневого удара. В состав комплекса входят 10 БЛА, подвижный наземный пункт дистанционного управления системой пуска и предстартового контроля (либо пункт управления и отдельная транспортно-пусковая установка), технологическая машина, транс-портно-заряжающая машина. Старт – с наземной ПУ, посадка – при помощи парашютно-амортизационной системы. Полет – автоматический по программе или дистанционное управление. Полезная нагрузка – гиростабилизиро-ванная ТВ камера с вариофокальным объективом и широкополосный передатчик с антенной. Вместо ТВ камеры может устанавливаться ИК камера (в модификации «Пчела-1ИК»). В модификации воздушной мишени «Пчела-1ВМ» на борту размещается комплект специального оборудования для увеличения заметности в оптическом и радиолокационном диапазонах. Проектные работы и лабораторные испытания проводились в 1984–1986 гг., испытания – с 1986 по 1990 гг., комплекс принят на вооружение с БЛА «Пчела-1Т» в 1991 г. Ведется модернизация комплекса и БЛА в части оснащения цифровой помехозащищен-ной радиолинией управления, новой телевизионной системой наблюдения с цифровой камерой, что позволяет применять комплекс не только днем, но и в глубоких сумерках.

Е22 / Е22М «Берта»
Разработчик: «ЭНИКС».
Воздушная мишень для тренировки расчетов систем ПВО. Выполнен по схеме «утка» с вертикальным оперением на законцовках крыла. Двигательная установка – ПуВРД (существуют также варианты с поршневым и турбореактивным двигателями). Способ старта – с наземной ПУ или по-самолетному (для варианта с поршневым двигателем). Посадка – по-самолетному (для варианта с поршневым двигателем) или на парашюте. Фото.

Т04
Разработчик: «ЭНИКС».
Комплекс Т04 большой дальности действия. Компоновка аналогична Е22 "Берта". Радиус действия по радиоканалу - 250 км. Высота полета - 3000 м. Скорость полета - 150-300 км/ч. Макс. продолжительность полета - 5 ч. Тип полезной нагрузки - РЛК, ТВ, ИК. Способ взлета и посадки - по самолетному. Масса взлётная / полезной нагрузки - 150 / 20 кг.  Состояние разработки - техническое предложение (на 2006 год). Информация впервые представлена на выставке "Интерполитех-2006". Фото.

«Беркут»
Разработчик: «Туполев».
БЛА для оперативного мониторинга территорий и объектов ТЭК. Выполнен по схеме «утка» с маршевым двигателем с толкающим винтом. Старт – с наклонной автомобильной катапульты, посадка – с помощью парашютно-амортизационной системы. Целевая нагрузка – ТВ и ИК камеры, датчики наблюдения, радиолиния передачи данных, навигационно-пилотажная и телеметрическая аппаратура. Впервые продемонстрирован на выставке UVS-TECH в 2007 г.

«Иркут-200»
Разработчик: «Иркут».
Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени ТВ, тепловизионного, радиолокационного и фотографического изображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации. В состав комплекса входят два БЛА, наземная станция управления и средства технического обслуживания. Полезная нагрузка – ТВ камера, тепловизионная камера, радиолокационная станция и цифровой фотоаппарат. Двигательная установка: двигатель внутреннего сгорания мощностью 60 л.с. с запасом топлива 60 кг. Источник питания – генератор. Взлет и посадка – по-самолетному, осуществляется оператором наземной станции управления. Управление на маршруте – автономное. Наземная станция управления обслуживается двумя операторами: первый осуществляет управление летательным аппаратом, второй – управление полезной нагрузкой. Находится в стадии разработки и испытаний.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА МАССОЙ 20-100 КГ

 

М830 «Свист»

БЛА-07

Т90

Т92 «Лотос»

«Дозор-2»

БЛА-05 «Типчак»

БЛА-08

Взлетная масса, кг

25

35

38

50

50

Масса полезной нагрузки, кг

4

4-10

8

14,5

7

Размах крыла, м

2,115

2,4

2,52

2,68

4,4

3,4

4,1

Длина, м

2,2

1,65

1,5

1,685

2,6

2,4

2,7

Скорость, км/ч

220

120-190

100-150

160-180

80-150

90-200

65-125

Высота полета, м

200-3000

200-3000

до 3000

200-3000

до 4000

200-3000

до 4000

Радиус действия, км

 

30-50

до 1200

40-70

Продолжительность полета, ч

0,25-0,3

до 3

0,5

2

до 10

2

4,5


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА МАССОЙ 20-100 КГ (продолжение)

 

Е95М

Е2Т

ZALA 421-09

Т92М «Чибис»

Взлетная масса, кг

70

70

70

75

Масса полезной нагрузки, кг

10

12

Размах крыла, м

2,4

2,4

3,9

2,9

Длина, м

2,1

2,1

2,5

2,1

Скорость, км/ч

200-400

200-400

90-130

120-240

Высота полета, м

200-3000

200-3000

 

200-3000

Радиус действия, км

50

50

50-250

Продолжительность полета, ч

0,5

0,5

9- 10,5

3-6


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА МАССОЙ 100-200 КГ

 

М850 «Астра»

«Пчела-1Т»

Е22М «Берта»

«Беркут»

«Иркут-200»

Взлетная масса, кг

130

138

150

180

200

Масса полезной нагрузки, кг

25

15

10

40

30

Размах крыла, м

2,03

3,25

3,5

5,0

5,34

Длина, м

3,23

2,87

3,05

3,6

4,53

Скорость, км/ч

580

120-180

500

130-250

140-210

Высота полета, м

200-3000

100-2500

100-3000

100-6000

100-5000

Радиус действия, км

60

1000

200

Продолжительность полета, ч

0,25-0,4

2

0,5

8

12

 

missiles.ru, 2008 г.


 
вернуться на главную