Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БЛА ::

 

Тяжелые БЛА.

Краткий справочник по современным беспилотным летательным аппаратам.
Легкие и сверхлегкие БЛА
БЛА среднего класса
Тяжелые БЛА
Беспилотные вертолеты

«Дань»
Разработчик: «Сокол».
Комплекс воздушной мишени, предназначенный для имитации БЛА, крылатых ракет и дозвуковых самолетов тактической авиации при проведении боевой подготовки войск и испытаниях зенитных ракетных, стрелковых и артиллерийских комплексов и систем вооружения самолетов-истребителей. Построен по нормальной аэродинамической схеме. В состав комплекса входят воздушные мишени трех типов (мишень полной комплектации с вариантами общего и целевого оборудования; мишень с буксировочным оборудованием субмишени, имитирующей ИК-излучение и радиолокационные характеристики; мишень для боевой подготовки), наземный пункт управления, а также средства наземного обслуживания специального (мобильная или стационарная ПУ, транспортно-заряжающая машина, установка воздушного запуска, система контроля и пуска, комплект технологического оборудования) и общего (топливомаслозаправщик, аэродромный подвижный электроагрегат) назначения. Силовая установка – ТРД. Старт – с ПУ с твердотопливным стартовым двигателем, посадка – на парашюте или на амортизаторы. Система управления – комбинированная (программа и радиоуправление). Целевая нагрузка – радиолокационный имитатор цели, устройство имитации применения пассивных радиолокационных и инфракрасных помех, аппаратура измерения промаха, трассеры и линзы Люнеберга. Комплекс принят на вооружение ВС РФ, находится в эксплуатации.

«Колибри»
Разработчик: М.А.К.
Авиационная система дистанционного контроля и инспекции с разведывательным БЛА, предназначенная для ведения разведки в интересах различных видов войск в тактической и оперативно-тактической глубине. В состав комплекса входят БЛА-О (обзорный) и БЛА-Р (ретранслятор), наземный пункт дистанционного управления, приема и обработки целевой информации, станция привода и посадки БЛА на ВПП и технико-эксплуатационная часть для обслуживания и хранения беспилотных аппаратов. Силовая установка – один поршневой двигатель мощностью 75 л.с. Взлет и посадка – по-самолетному с ВПП. Возможно создание варианта БЛА «Колибри», стартующего с пусковой установки при помощи РДТТ и использующего для посадки парашютно-амортизационную систему. БЛА предполагается оснастить различной аппаратурой разведки – телекамерой или тепловизионным оборудованием, размещенным на стабилизированной платформе. Передача развединформации – в реальном масштабе времени. В конструкции БЛА использована интегральная форма фюзеляжа, радиопоглощающие покрытия. Первый полет выполнен в 2005 г., опытный экземпляр был продемонстрирован впервые на салоне «Интерполитех-2005». Фото.

«Нарт» (А-03)
Разработчик: ООО «Научно-производственный центр «Антиград-Авиа».
Многофункциональный авиационный комплекс. Предназначен для ведения метеорологического мониторинга с целью прогнозирования и модификации погоды, а также для общего мониторинга и доставки грузов. В состав МАК «Нарт» входят: оборудование для выполнения мониторинга погодных условий; автоматизированная система управления активными воздействиями; беспилотные летательные аппараты (БЛА); наземный пункт управления подготовкой к полету и полетом БЛА; средства обеспечения старта БЛА; средства обеспечения функционирования комплекса. Варианты исполнения - стационарный или мобильный. Количество БЛА, одновременно находящихся в полете в одной зоне обслуживания - 3. В составе комплекса применяются различные варианты БЛА «А-03».  БЛА имеет отсек полезной нагрузки - 0,55 м.куб. Взлет - с катапульты, посадка - на парашюте. Фото.

«Данэм»
Разработчик: «Сокол».
Комплекс экологического мониторинга, предназначенный для решения задач мониторинга, в частности обзора, контроля и охраны объектов большой площади и протяженности промышленного назначения над земной и водной поверхностью, в т.ч. мониторинга газо- и нефтепроводов, определения мест утечек газа и разлива нефти, определения факта несанкционированного подключения и картирования «потерянных» участков трубопроводов, а также дистанционного определения концентраций взрывоопасных смесей вблизи мест утечек совместно с газоанализатором. В состав комплекса входят БЛА (один или несколько), мобильный наземный пункт управления в составе операторского пункта и антенного поста, а также средства наземного обслуживания (мобильная  ПУ, транспортная машина и подвижный ремонтный пункт). БЛА выполнен по нормальной схеме, оснащен роторно-поршневым двигателем с толкающим винтом. Старт – с наземной ПУ с применением стартового твердотопливного двигателя, посадка – на парашюте или по-самолетному. Система управления – комбинированная, программная и радиокомандная. Целевое оборудование – оптико-электронная система с ТВ и тепловизионным каналами. Находится в стадии отработки систем. Впервые продемонстрирован на МАКС-2005. Фото.

«Дань-Барук»
Разработчик: «Сокол».
Комплекс беспилотных летательных аппаратов, предназначенный для ведения воздушной разведки с возможностью нанесения ударов по отдельным целям (поиск, обнаружение и идентификация целей, наблюдение за ними, определение координат целей для их уничтожения, в т.ч. другими огневыми средствами, наведение БЛА на цель и применение бортовых средств поражения по наземным целям). В состав комплекса входят БЛА (один или несколько), мобильный наземный пункт управления в составе операторского пункта и антенного поста, а также средства наземного обслуживания (мобильная ПУ, транспортная машина и подвижный ремонтный пункт). Полезная нагрузка – обзорно-прицельная система, бортовые средства поражения (два контейнера с самоприцеливающимися или кумулятивно-осколочными боевыми элементами). Двигательная установка – поршневой двигатель с толкающим винтом. Старт – с наземной ПУ с применением стартового двигателя, посадка – на парашюте или по-самолетному. Система управления – комбинированная, программная и радиокомандная. Способен решать разведывательные задачи с возможностью нанесения ударов по обнаруженным или доразведанным целям; имеет большую продолжительность полета и высотность БЛА, помехозащищенную радиолинию. Отличается высокими автономностью и мобильностью комплекса. Находится в стадии ОКР, впервые представлен на МАКС-2007. Фото.

БЛА-06 «Аист»
Разработчик: «Кулон».
Комплекс воздушного наблюдения, предназначенный для наблюдения за трубопроводами, расположенными на поверхности земли, и местами добычи нефти и газа, ЛЭП; поиска утечек подземных и наземных газопроводов, мест обводнения трубопроводов, мест загрязнения почвы и воды нефтепродуктами в результате аварии; контроля трубопроводов и ЛЭП в условиях плохой метеовидимости с использованием РСА; а также контроля за состоянием воздуха в районах добычи и переработки нефти и газа. В базовой конфигурации комплекс включает наземный пункт управления (НПУ), наземный пункт обработки информации (НПО), БЛА, транспортную машину (ТМ), машину технологическую (МТ). БЛА выполнен по нормальной схеме, с V-образным хвостовым оперением. Силовая установка – два поршневых двигателя с тянущими винтами на крыле. НПУ предназначен для управления полетом БЛА и его целевым оборудованием, приема, отображения и регистрации информации, поступающей от БЛА и обеспечения информационного обмена с внешними потребителями. Полезная нагрузка – широкозахватная двухспектральная (ТВ/ИК) строчная аппаратура, бортовая РЛС с синтезированной апертурой, бортовой регистратор информации, информационно-командная радиолиния и газоанализатор. Для детального наблюдения может использоваться гиростабилизированная оптико-электронная система типа в составе совмещенных ТВ и ИК камер и лазерного дальномера. Военный вариант имеет обозначение "Юлия-Э". Фото.

«Иркут-850»
Разработчик: «Иркут».
Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для получения и передачи на землю в реальном масштабе времени телевизионного, тепловизионного, радиолокационного и фотографического изображения местности, определения координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации, а также доставки компактных грузов. В состав комплекса входят два опционально пилотируемых летательных аппарата (ОПЛА) – мотопланера Stemme S10VT, наземная станция управления и средства технического обслуживания. Полезная нагрузка – ТВ камера, тепловизионная камера, РЛС и цифровой фотоаппарат. Опционально пилотируемые летательные аппараты авиационного комплекса могут использоваться как в пилотируемом, так и беспилотном варианте. Переход от пилотируемого к дистанционно управляемому и автономному варианту не требует проведения специальных работ. Летательные аппараты обладают высоким аэродинамическим качеством. Силовая установка – двигатель внутреннего сгорания мощностью 100 л.с. с запасом топлива 70 кг. Взлет и посадка – по-самолетному, на ВПП длиной не более 300 м. Управление: на маршруте – автономное; взлет и посадка осуществляется оператором наземной станции управления. Наземная станция управления обслуживается двумя операторами: первый – управление летательным аппаратом, второй – управление полезной нагрузкой. Отличительные особенности – многозадачность, возможность использования в пилотируемом и беспилотном вариантах, применение различной полезной нагрузки, низкая стоимость эксплуатации и жизненного цикла, а также высокая степень автономности. Испытания завершены, подготовлен серийный выпуск.

Ту-243 «Рейс-Д»
Разработчик: «Туполев».
Беспилотный комплекс тактической разведки, предназначенный для ведения фото- и ТВ разведки в любое время суток районов сосредоточения войск и боевой техники, инженерно-технических сооружений, районов экологических и стихийных бедствий, определения мест и масштабов лесных пожаров, аварий газо- и нефтепроводов. Возможна установка аппаратуры радиационной разведки. Является модернизированным вариантом выпускавшегося серийно в 1972–1989 гг. БЛА Ту-143 «Рейс» и отличается от него полностью обновленным составом разведывательного оборудования, новым навигационно-пилотажным комплексом, увеличенным запасом топлива и т.п. В состав средств наземного обслуживания, по сравнению с комплексом «Рейс», введены модернизированные мобильные средства стартовой и технической позиции, что значительно улучшило эксплуатационные характеристики комплекса. Выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и дестабилизатором в носовой части. Маршевый двигатель – ТРД типа ТР3-117. Старт – с пусковой установки с помощью двух твердотопливных ускорителей, посадка – на парашюте. Первый полет выполнен в 1987 г., в 90-е гг. выпускался серийно. Состоит на вооружении ВВС России. В настоящее время предлагается дальнейшая модернизация тактического БЛА «Рейс-Д» в вариантах разведчика «Рейс-Д-Р» («Р-Д-Р») и ударного БЛА «Рейс-Д-У» («Р-Д-У»). В варианте разведчика «Р-Д-Р» БЛА может комплектоваться од ним из трех вариантов целевого оборудования: аппаратурой ИК разведки, ТВ разведки и радиационной разведки; аппаратурой РТР и радиационной разведки; аппаратурой РЛБО и радиационной разведки. В ударном вари анте «Р-Д-У» оснащается обзорно-прицельной системой и СУО. Вооружение может состоять из двух блоков КМГУ внутри грузоотсека, снаряженных осколочными, противотанковыми кумулятивными и кумулятивно-осколочными, объемно-детонирующими боевыми элементами. Полет выполняется по заранее введенной в БЦВМ программе, в ходе полета возможна коррекция программы полета, а также изменение режимов функционирования бортовой аппаратуры по радиокомандам с наземного КП по радиолинии.

Ту-300
Разработчик: «Туполев» / «Кулон».
Многоцелевой оперативно-тактический беспилотный комплекс, предназначенный для решения широкого круга задач разведки, поражения наземных целей и ретрансляции. В состав комплекса входят несколько БЛА, мобильная транспортно-пусковая установка, пункт дистанционного управления и пункт дешифровки данных. Обеспечивается одновременное управление полетом двух БЛА-разведчиков и двух БЛА-ретрансляторов (последний обеспечивает передачу информации в течение 2 ч при полете со скоростью 500–600 км/ч на высоте 500–6000 м). БЛА выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и дестабилизатором в носовой части. Маршевый двигатель – ТРДД типа АИ-25ТЛ. Старт – с пусковой установки с помощью двух твердотопливных ускорителей, посадка – на парашюте. Полезная нагрузка – разведывательная аппаратура (аппаратура радиотехнической разведки, РЛС бокового обзора, фотоаппараты, ИК камеры) или авиационные средства поражения на внешней подвеске и во внутреннем отсеке. Летные испытания начаты в 1991 г., построено несколько опытных БЛА. Впервые продемонстрирован на МАКС-93 в 1993 г. В 2007 г. объявлено о намерении «реанимировать» проект и провести его модернизацию в части повышения характеристик и применения нового оборудования. В настоящее время предлагается в разведывательном (Ту-300-Р) и ударном (Ту-300-У) вариантах. Разведывательный БЛА Ту-300-Р предназначен для воздушной разведки в тактической и оперативно-тактической глуби не в интересах командования направлений, фронтов, армий и армейских корпусов. Полезная нагрузка – аппаратура оптико-электронной и радиационной разведки, РТР. Ударный БЛА Ту-300-У предназначен для поражения в полосе пролета РЛС ПВО, ЛА на земле, ИК-контрастные цели, защищенные пункты управления, бронетехнику на марше и в районах сосредоточения, над водные корабли и суда и т.д. Для этого БЛА оснащается обзорно-прицельной системой, балочным держателем для внешней подвески и грузовым люком. Применяемое вооружение: обычные и корректируемые авиабомбы, УP класса «воздух–по верхность» с различными системами наведения, КМГУ, различные типы мин, глубинные бомбы, УР класса «воздух–воздух» и т.п.

«Прорыв»
Разработчик: ОКБ им. А.С. Яковлева.
Унифицированное семейство тяжелых БЛА, разрабатываемых с использованием агрегатов и систем учебно-боевого самолета Як-130, включающее ударный БЛА «Прорыв-У», БЛА разведки «Прорыв-Р» и радиолокационного дозора «Прорыв-РЛД». Для снижения стоимости и сроков разработки для этого планировалось использовать отработанные на самолете Як-130 системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы, специальное бортовое оборудование и т.п. Согласно иллюстрации на официальном сайте «ОКБ им. А.С. Яковлева», степень унификации БЛА «Прорыв» и Як-130 может достигнуть 40%. Впервые достаточно подробные сведения и схемы БЛА семейства «Прорыв» были опубликованы в специальном юбилейном выпуске общероссийского научно-технического журнала «Полет» к 100-летию А.С. Яковлева в марте 2006 г. В ударном варианте аппарат планируется выполнять по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником вверху головной части фюзеляжа. Унифицированные на 60–70% с боевым вариантом модификации разведчика и аппарата РЛД отличаются от него, помимо использования других комплексов оборудования, применением консолей крыла большого удлинения и модуля хвостового оперения.

«Скат»
Разработчик: РСК «МиГ».
Перспективный тяжелый малозаметный боевой БЛА, предназначенный для уничтожения в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами. Взлет и посадка – по-самолетному. БЛА выполняется по малозаметной схеме «летающее крыло» без хвостового оперения. Силовая установка – один ТРДД типа РД-5000Б тягой 5040 кгс, комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. Воздухозаборник двигателя размещен вверху носовой части аппарата. Внутри корпуса БЛА оборудованы два отсека боевой нагрузки, внутри которых могут размещаться две ракеты класса «воздух–поверхность» или «воздух– РЛС», либо две корректируемые бомбы калибра 250–500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг. Разработка ББЛА «Скат» ведется РСК «МиГ» с 2005 г. на инициативных началах. В 2007 г. в опытном производстве РСК «МиГ» построен полноразмерный макет, впервые продемонстрированный во время МАКС-2007.

РАК (Роботизированный авиационный комплекс)
Разработчик: ОАО «ОКБ Сухого».
Перспективная программа "Беспилотные авиационные системы Сухого («БасС») . Является собственной разработкой ОАО «ОКБ Сухого». В программе используются научнотехнические разработки, конструкторские решения, перспективные технологии, накопленные ОАО «ОКБ Сухого» и его партнёрами по кооперации в процессе создания самолётов нового поколения. Беспилотные авиационные комплексы могут использоваться в военных и в гражданских целях. В 2005 году разработан аванпроект составной части ОКР, выданы предложения ОАО «ОКБ Сухого» по пилотируемым беспилотным информационным платформам, создана научно-производственная группа авиапрома, разработан проект ТТЗ на НИР по перспективной системе БПЛА. В 2006 году планировалось выполнение НИР по перспективному РАК, участие в НИР по перспективной системе БПЛА, полунатурное моделирование автоматических режимов комплекса бортового оборудования перспективного РАК, разработка электронного макета ПРАК (Перспективного роботизированного авиационного комплекса) и формирование облика. В 2006 году утверждено ТЗ и начато выполнение НИР "Комплексные исследования по разработке перспективного смешанного парка пилотируемой и беспилотной авиационной техники". (из Годовых отчетов ОАО «ОКБ Сухого»). С 2007 года состояние работ по тематике не афишировалось, но на выставке "Фарнборо-2008", руководитель Компании «Сухой» сообщил, что фирма готовится к разработке новых образцов боевых самолетов шестого поколения с использованием беспилотных технологий. 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА МАССОЙ БОЛЕЕ 200 КГ

 

«Дань»

«Колибри»

«Данэм»

«Дань-Барук»

«Аист»

«Иркут-800»

Взлетная масса, кг

340

380

450

до 500

500-550

860

Масса полезной нагрузки, кг

до 100

до 120

до 100

200

Размах крыла, м

2,7

5,9

5,6

5,63

8,0

23,0

Длина, м

4,6

4,25

4,6

4,6

4,7

8,42

Скорость, км/ч

300-750

120-150

150-320

150-300

130-250

165-270

Высота полета, м

50-9000

до 3500

до 6000

50-6000

100-6000

до 9000

Радиус действия, км

70-80

150

150

250

200

Продолжительность полета, ч

1,2

8

15

10

12

12


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛА МАССОЙ БОЛЕЕ 200 КГ (продолж.)

 

Ту-243 «Рейс-Д»

Ту-300

«Прорыв»

«Скат»

Взлетная масса, кг

1600

3000

10 000

10 000

Масса полезной нагрузки, кг

130

1000-3000

2000

Размах крыла, м

2,2

11,5

Длина, м

8,3

10,25

Скорость, км/ч

850-940

950

1100

800

Высота полета, м

50-5000

50-6000

до 16 000

12 000

Радиус действия, км

360

200-300

Продолжительность полета, ч

6

 

missiles.ru, 2008 г.


 
вернуться на главную