Легкие и сверхлегкие БЛА.
Краткий справочник по современным беспилотным летательным аппаратам.
Легкие и сверхлегкие
БЛА |
|
БЛА среднего класса |
|
Тяжелые БЛА |
|
Беспилотные вертолеты |
|
ZALA 421-11
Разработчик: «Беспилотные системы».
Сверхлегкий БЛА, предназначенный для оперативного мониторинга объектов.
Выполнен по схеме «летающее крыло». Полезная нагрузка – одна
видеокамера. Особенностью аппарата является компактность комплекса (сам
БЛА и станция управления помещаются в кейс стандартного размера). По
набору целевой нагрузки идентичен более крупной модели ZALA 421-08.
Полет выполняется в автоматическом режиме при помощи бортовой системы
управления (с каналом шифрования данных и передачей цветного видео).
Разработан на инициативных началах, первый полет выполнен в мае 2007 г.
ZALA 421-08
Разработчик: «Беспилотные системы».
Переносной сверхлегкий малогабаритный комплекс для оперативного
мониторинга объектов, масса которого, включая в себя два БЛА, компактную
станцию управления, два запасных комплекта элементов питания и
контейнер-рюкзак для перевозки составляет всего 8 кг, а сам БПЛА
упаковывается в плечевой рюкзак. Выполнен по схеме «летающее крыло» с
тянущим винтом. Двигатель - электрический. Старт – с руки, посадка – на парашюте
(корабельной версии - с помощью сети). БЛА выполняет
полет в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Полезная нагрузка –
сменный блок (модуль видеокамер в составе гиростабилизированной цветной
ТВ камеры, управляемой с НСУ, и ТВ камеры курсового обзора; ИК камера;
фотоаппарат). Летом 2008 года выполнены испытательные полеты корабельной
модификации с ледокола для проведения ледовой разведки и поиска объектов
на воде. Фото.
Фото.
Т23 «Элерон»
Разработчик: «ЭНИКС».
Сверхлегкий БЛА для дистанционного наблюдения за объектами и мониторинга
наземной обстановки, в том числе при возникновении чрезвычайных
ситуаций, природных и техногенных катастроф. Выполнен по схеме «летающее
крыло» со складными консолями, в хвостовой части расположен
электрический двигатель с толкающим винтом. Полезная нагрузка –
стабилизированная ТВ система и цифровая фотокамера. Специальная
аппаратура для БЛА создана в ОАО "Центральный научно-исследовательский
институт "Циклон". Старт – при помощи
резинового жгута, посадка – на парашюте. Режимы полета – ручной,
автономный, облет точки, автоматический возврат. В состав комплекса
входят БЛА Т23Э, портативная наземная станция управления Т23У и пусковое
устройство Т23П. Малые размеры и электрическая силовая установка
обеспечивают БЛА в полете очень малую оптическую, акустическую и
радиолокационную заметность. Спутниковая навигационная система позволяет
с высокой точностью фиксировать сооружения, различные транспортные и
боевые средства, группы и отдельных людей. Комплекс может
транспортироваться в заплечных контейнерах или любым транспортом.
Разработка завершена в 2003 году, с 2004 года - в производстве
("Элерон-3"). Впервые продемонстрирован на МАКС-2005. С 2007 г. принят на снабжение
МЧС РФ (см. «Иркут-2М»). В апреле 2008 г. проводилась опытная
эксплуатация комплекса «Элерон» на полярной станции СП-35 совместно с
ГНЦ РФ ААНИИ.
Фото.
Т25
Разработчик: «ЭНИКС».
Сверхлегкий БЛА, предназначенный для дистанционного наблюдения за
объектами и мониторинга наземной обстановки, в т.ч. при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Является гражданским вариантом БЛА Т23 «Элерон».
Выполнен по схеме «летающее крыло» со складными консолями, в хвостовой
части расположен электрический двигатель с толкающим винтом. Полезная
нагрузка – стабилизированная ТВ система (в модификации Т25Д) или
ИК-камера (Т25Н) или фотоаппаратура. Впервые продемонстрирован на
МАКС-2005.
Фото.
«Элерон-3» ("Гамаюн-3")
Разработчик: «ЭНИКС».
Сверхлегкий БЛА для дистанционного наблюдения. Развитие БЛА Т23
"Элерон". В 2008 году (на выставках UVS-TECH 2008 и МВСВ-2008) объявлено
о работах по семейству БЛА двойного назначения - "Элерон-3", "Гамаюн-3",
Т26 и Т27В и др. БЛА "Элерон-3" планируется создать в семи модификациях,
отличающихся, в основном, целевой нагрузкой:
ТВ камера, ТВ камера + ИК камера, ТВ камера (10-кратным оптическим
увеличением), ТВ камера + фотокамера, ТВ камера + ретранслятор, станция
РТР и постановки помех. Могут устанавливаться линзы Люнеберга и ИК
излучатели. Радиус действия - 15 до 25 км (фотовариант). Время полета -
90 (120 опция) мин. Воздушная скорость - 70...110 км/ч. Потолок -
3000 м. Навигация - GPS+ГЛОНАСС. Станция управления унифицирована с
комплексом "Элерон-10". Силовая установка - электродвигатель.
Способ старта - катапульта. Способ посадки - на парашюте. Время
подготовки к старту из походного положения - не более 15 мин. Взлетная
масса БЛА, максимальная - 3,5 кг. Предусмотрена возможность доставки и
сброса грузов массой до
0,5 кг. Фото.
«Иркут-2М» ("ДПЛА-2")
Разработчик: «Иркут».
Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для
получения и передачи на землю в реальном масштабе времени ТВ и
фотографического изображения местности, определения координат наземных
объектов, сбора, накопления и обработка видеоинформации. В состав
комплекса входят два БЛА и наземные средства управления и обслуживания.
Полезная нагрузка – ТВ камера или цифровой фотоаппарат. Двигательная
установка – электромотор, источник питания – аккумулятор. Линия связи –
два цифровых защищенных канала – управления и передачи данных.
Управление на маршруте – автономное. Запуск – катапультный, посадка –
парашютная. Наземная станция управления – переносная, обслуживается
одним человеком. За основу для комплекса взят БЛА "Элерон", а системная
часть разработана в "Иркуте". В конструкции БЛА широко использованы композитные
материалы, обеспечивающие высокую прочность при относительно малой
массе, а также устойчивость к воздействию внешних факторов. Конструкция
обеспечивает быструю сборку и разборку без применения специальных
технических средств. Выпускается серийно (для МЧС РФ).
Фото.
«Локон»
Разработчик: «Топаз».
Комплекс дистанционного наблюдения с малогабаритным БЛА предназначен для
решения разнохарактерных задач в интересах министерств и ведомств,
коммерческих организаций в условиях, когда применение пилотируемой
авиации невозможно или нецелесообразно. Выполнен по традиционной
самолетной схеме. Запуск – с руки, посадка – по самолетному. Полезная
нагрузка – ТВ (ИК) аппаратура наблюдения или цифровой фотоаппарат.
Наземный комплекс включает пункт управления, приема и обработки
информации (НПУ) и контейнеры для переноски БЛА. Производитель – ООО «Истринский
экспериментально-механический завод».
ZALA 421-12
Разработчик: «Беспилотные системы».
Легкий БЛА, предназначенный для мониторинга днем и ночью. Летающее крыло
с тянущим винтом. Разработан в
2007 году. Двигатель электрический. Взлет с катапульты. Посадка на
парашюте. Навигация - GPS /Глонасс. Полезные нагрузки:
цветная видеокамера стабилизированная в двух осях с обзором любой точки
нижней полусферы с плавным изменением угла поля зрения (ЦВК 2);
тепловизор на гиростабилизированной платформе (ИК-2).
Фото.
ZALA 421-04
Разработчик: «Беспилотные системы».
Легкий БЛА, предназначенный для оперативного мониторинга местности или
объекта. Выполнен по схеме «летающее крыло» с толкающим винтом. Взлет с
катапульты и
посадка по-самолетному – в автоматическом режиме. Запуск осуществляется при помощи
эластичной катапульты. БЛА оснащен системой автоматического управления,
позволяющей задавать маршрут, контролировать и корректировать полет в
режиме реального времени. Выполняет полет в автоматическом и
полуавтоматическом режимах. Полезная нагрузка – цветная видеокамера на гиростабилизированной платформе. С 2006 г. состоит на снабжении МВД РФ.
Фото.
Т10 ("Элерон-10", "Гамаюн-10")
Разработчик: «ЭНИКС».
Легкий БЛА, предназначенный для дистанционного мониторинга местности.
Выполнен по схеме «летающее крыло», оснащается электродвигателем с
толкающим винтом. Режимы полета: автономный,
радиокомандный, облет заданной точки, многократный проход над заданной
точкой, автоматический возврат. Навигация - GPS (GPS + ГЛОНАСС). Силовая
установка - электродвигатель. Взлет – с пневматической катапульты,
посадка – на парашюте. На выставке UVS-TECH 2008 объявлено о двух
комплексах с БЛА Т10,
адоптированных под конкретные задачи - "Элерон-10" и "Гамаюн-10".
В комплексе "Элерон-10" предлагается применение БЛА в нескольких
вариантах целевой нагрузки: ТВ камера (zoom
10х), ТВ камера (zoom 10x) + ИК камера, ТВ камера (zoom 10x) +
фотокамера, ТВ камера (zoom 10х) + ретранслятор, фотокамера +
ретранслятор, станция РТР и постановки помех. Станция управления
унифицирована с комплексом "Элерон-10". Состояние работ по "Элерон-10" -
в 2006 году разработан комплекс, в 2007-2008 гг. комплекс прошел цикл
летных испытаний. Вариант
аппарата Т10 использован в комплексе "Иркут-10".
Фото.
«Иркут-10»
Разработчик: «Иркут».
Авиационный комплекс дистанционного зондирования, предназначенный для
получения и передачи на землю в реальном масштабе времени ТВ,
тепло-визионного и фотографического изображения местности, определения
координат наземных объектов, сбора, накопления и обработки
видеоинформации. Комплекс состоит из двух БЛА, наземных средств
управления и обслуживания. Выполнен по схеме «летающее крыло»,
оснащается электродвигателем с толкающим винтом. Источник питания –
аккумулятор. Управление на маршруте – автономное. Полезная нагрузка – ТВ
или тепловизионная камера, цифровой фотоаппарат. Запуск БЛА – с
переносной катапульты, посадка – при помощи парашюта на необорудованные
грунтовые площадки. Линия связи – два цифровых защищенных канала –
управления и передачи данных. Наземная станция управления – переносная,
обслуживается одним человеком. Выпускается серийно.
Фото.
Т24
Разработчик: «ЭНИКС».
Легкий БЛА средней дальности, предназначенный для дистанционного мониторинга местности и
передачи фото- и видеоизображения на наземный КП. Компоновка аналогична
БЛА "Элерон". Выполнен по схеме
«летающее крыло». Полезная нагрузка – ТВ/ИК система. Взлет – с
катапульты, посадка – на парашюте. Эскизный проект - 2006 год.
Фото.
Т21
Разработчик: «ЭНИКС».
Комплекс дистанционного обзора с легким БЛА, предназначенный для мониторинга местности с использованием
ТВ аппаратуры. Выполнен по схеме биплан-тандема с отъемными консолями и
вертикальным оперением, оснащен поршневым одноцилиндровым двигателем
внутреннего сгорания или ЭД с толкающим винтом. Полезная нагрузка – ТВ-камера.
Старт – с пневматической катапульты с габаритной длиной 3 м, посадка –
на парашюте. Режимы полета – автономный, облет точки, радиокомандный.
Конструкция БЛА позволяет транспортировать его в контейнере с размерами
не более 0,3х0,3х1,5 м.
Фото.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ БЛА
|
|
ZALA
421-11
|
ZALA
421-08
|
Т23 «Элерон»
|
«Иркут-2М»
|
Т25
|
«Локон»
|
ZALA
421-12
|
Взлетная масса, кг
|
0,79
|
1,7...2,1
|
2,8
|
3
|
3,2
|
3,5
|
3,9
|
Масса полезной нагрузки, кг
|
0,1
|
0,2
|
…
|
0,3
|
…
|
0,6
|
до 1
|
Размах крыла, м
|
0,4
|
0,81
|
1,47
|
1,5
|
1,47
|
2,0
|
1,6
|
Длина, м
|
0,4
|
0,425
|
0,45
|
0,5
|
0,45
|
0,95
|
0,62
|
Скорость, км/ч
|
60-130
|
65-130
|
65-105
|
65-105
|
60-105
|
60-120
|
65-120
|
Высота полета, м
|
До 2500
|
50-3600
|
до 3000
|
300-3000
|
до 3000
|
50-3000
|
до 3600
|
Радиус действия, км
|
5
|
до 15
|
10-30
|
20
|
10
|
до
25
|
до 40
|
Продолжительность полета, ч
|
0,5
|
1,5
|
1,25
|
до 1,5
|
1
|
1
|
2
|
Расчет, чел.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
…
|
…
|
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ БЛА (продолжение)
|
|
ZALA
421-04
|
«Иркут-10»
|
Т10
|
Т24
|
Т21
|
Взлетная масса, кг
|
6,95(ЭД)/7,9(ДВС)
|
8,5
|
10,5
|
12
|
12,5
|
Масса полезной нагрузки, кг
|
1
|
1,5
|
2
|
…
|
…
|
Размах крыла, м
|
2,23
|
2,0
|
…
|
…
|
2,52
|
Длина, м
|
1,05
|
0,7
|
…
|
…
|
1,48
|
Скорость, км/ч
|
65-130
|
80-120
|
75-120
|
65-190
|
70-120
|
Высота полета, м
|
до 3000
|
100-3000
|
5000
|
100-3000
|
100-2500
|
Радиус действия, км
|
до 40
|
70
|
50-70
|
40
|
…
|
Продолжительность полета, ч
|
1 с ЭД (3 с ДВС)
|
2,5
|
2
|
3
|
1
|
Расчет, чел.
|
2
|
2
|
…
|
…
|
…
|
missiles.ru, 2008 г. |