Краткий справочник по современным беспилотным летательным аппаратам.
Легкие и сверхлегкие
БЛА |
|
БЛА среднего класса |
|
Тяжелые БЛА |
|
Беспилотные вертолеты |
|
МБЛАВТ
Разработчик: МВЗ им. Миля
Сверхлегкий БЛА ВТ сверхмалого радиуса действия. Аппарат получил
наименование «Малогабаритный БЛА ВТ». Впервые представлен на выставке
UVS-TECH 2008. Аппарат предназначен для отработки аэродинамики малых
несущих винтов и принципов управления. В качестве двигательной установки
выбран электрический двигатель. Схема – крестообразный корпус с
четырьмя несущими винтами.
Фото.
ZALA 421-05Н
/ ZALA 421-06
Разработчик: «Беспилотные системы»
Комплекс наблюдения с малогабаритным БЛА вертолетного типа. Аппарат
может использоваться в автоматическом или полуавтоматическом режимах.
Полезная нагрузка БПЛА может включать установленные на
гиростабилизированной платформе высококачественную видеокамеру,
тепловизионную камеру или фотоаппарат. Передача данных на станцию
управления осуществляется в режиме реального времени по защищенному
цифровому C-OFDM-каналу. Впервые показан на выставке
«Интерполитех-2006». К 2006 году прошел
успешные испытания в двух вариантах, различающихся силовой установкой: с
электрическим двигателем для специальных заданий (базовый вариант) и с двигателем
внутреннего сгорания (вариант ZALA 421-06Е). Один из вариантов по состоянию на
2008 год используется в МВД РФ. Аппарат
ZALA 421-06 летом 2008 года прошел испытания на ледоколе
с проведением ледовой разведки и поиска объектов на воде.
Фото.
БЛА серии ДПВ
Разработчик – НПП «Радар ММС».
Мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных
аппаратов вертолетного типа предназначен для оперативного мониторинга с
воздуха больших площадей и протяженных участков земной, водной и ледовой
поверхности в труднодоступной местности в целях обеспечения
поисково-спасательных работ, проведения ледовой разведки, определения
очагов пожаров, аварийных участков ЛЭП и трубопроводов, мест затопления,
несанкционированной вырубки леса, скопления косяков рыбы, патрулирования
городских и запретных территорий, экологического мониторинга местности и
др. Комплекс не требует специально подготовленных аэродромов и площадок.
В состав комплекса входят несколько однотипных беспилотных
радиоуправляемых вертолетов семейства «ДПВ» различных модификаций с
двухлопастным несущим винтом с серволопатками и рулевым винтом, пункт
дистанционного управления в составе двух автоматизированных рабочих мест
и приемо-передающей системы (управление БЛА, прием, отображение и
регистрация информации, контроль функционирования элементов комплекса),
а также комплект стартового оборудования. Все размещается на шасси
микроавтобуса. Бортовое оборудование вертолетов состоит из телевизионной
системы с аппаратурой передачи телеметрической информации в структуре ТВ
сигнала, приемника СНС, опционально – дуплексного радиоканала управления
и передачи телеметрии на 20 км, автопилота, радиовысотомера и системы
программного управления траекторией полета. Управление вертолетов –
ручное в визуальном режиме и по телевизионному изображению с борта
вертолета в режиме реального времени; при оснащении автопилотом –
автономный полет по заданному маршруту. Эксплуатацию, обслуживание и
подготовку вертолета к работе осуществляют два человека – оператор
вертолета и наблюдатель-дешифровщик.
Переносной БЛА ближнего действия
Разработчик: «Камов»
Переносной беспилотный вертолет ближнего действия, предназначенный для
аэрофотосъемки, трансляции и ретрансляции телевизионных и радиосигналов
и т.п. в составе многофункционального комплекса мониторинга. Концепция
разрабатывается на основе опыта создания вертолетов Ка-37 и Ка-137.
Выполняется по сосной схеме, со сферическим корпусом. Проект впервые
представлен на выставке UVS-TECH в 2007 г.
Husky
Разработчик: KVAND
Роботизированный малоразмерный беспилотный
вертолет, предназначенный
для мониторинга территорий и объектов, ведения поисковых работ,
геологической разведки, аэросъемки местности, выполнения авиахимических
работ. Построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, с шасси
полозкового типа. Силовая установка – два ГТД (силовой агрегат
смонтирован в центре фюзеляжа). Несущий винт – двухлопастный, с упругим
креплением лопастей, выполненных из композитных материалов, рулевой винт
– двухлопастный. В состав комплекса входит БЛА и наземная станция
управления (режимы работы – автоматический и дублирующий). Малые размеры
вертолета позволяют транспортировать его на небольшом автоприцепе
легкового автомобиля. Впервые продемонстрирован на выставке «Беспилотные
многоцелевые комплексы в интересах ТЭК» в начале 2007 г. Испытания
начаты в мае 2007 г.
ZALA 421-02
Разработчик: «Беспилотные системы»
Автономный БЛА вертолетного типа, предназначенный для решения различных
задач наземной и морской разведки, обнаружения целей, выдачи
целеуказания, обеспечения релейной связи и т.п. Способен решать задачи
контроля объектов инфраструктуры нефтегазовой и других отраслей
промышленности, а также вести наблюдение за состоянием и использованием
земель сельхозназначения, лесного фонда и пр. Аппарат построен по
классической вертолетной схеме с рулевым винтом, шасси – трехточечное.
Фюзеляж изготовлен из сверхлегких композиционных материалов. Двигатель –
двухтактный двухцилиндровый. В состав комплекса входят БЛА и станция
управления, которая позволяет контролировать полезную нагрузку и
получать доступ к информации по планированию задания, также доступны
просмотр видеоизображений, фотографирование и запись. БЛА выполняет
полет в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Построен опытный
образец, проводятся испытания.
Фото.
Ка-137
Разработчик: «Камов»
Многоцелевой беспилотный вертолетный комплекс МБВК-137 с БЛА Ка-137
предназначен для решения широкого круга задач в интересах МЧС,
Министерства обороны, а также народного хозяйства. БЛА способен вести
инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку;
доставлять экстренные грузы специального назначения; осуществлять
трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных
ситуациях, а также решать широкий круг других задач. В состав комплекса
в грунтово-мобильном варианте входят от двух до пяти БЛА, передвижной
пункт управления ППУ-137, транспортно-экс-плуатационная машина, кран для
погрузки и выгрузки летательных аппаратов, а также сменные комплекты
целевого бортового оборудования. В аэромобильном варианте БЛА
доставляется к месту развертывания на внешней подвеске вертолета Ка-32,
на борту которого расположен также пункт управления и эксплуатации. БЛА
выполнен по соосной схеме и имеет фюзеляж сферической формы, оперение
отсутствует. Несущая система состоит из двух двухлопастных несущих
винтов. Проектирование Ка-137 начато в 1994 г., первый полет выполнен в
1999 г. В начале 2007 г. на выставке UVS-TECH представлен проект
модернизированного варианта – «Многофункциональный БЛА средней
дальности».
А-002М
Разработчик: «Иркут»
Авиационный комплекс дистанционного зондирования на основе легкого
автожира А002М предназначен для получения и передачи на землю в реальном
масштабе времени телевизионного, тепловизионного, радиолокационного и
фотографического изображения местности, определения координат наземных
объектов, сбора, накопления и обработки видеоинформации, а также
доставки компактных грузов. В состав комплекса входят два автожира,
наземная станция управления и средства технического обслуживания.
Полезная нагрузка – ТВ камера, тепловизионная камера, радиолокационная
станция и цифровой фотоаппарат. Силовая установка – двигатель
внутреннего сгорания мощностью 210 л.с. с запасом топлива 150 л. Взлет и
посадка – как автожир, потребная длина ВПП – не более 30 м. Наземная
станция управления обслуживается двумя операторами: первый осуществляет
управление летательным аппаратом, второй – полезной нагрузкой. Начато
серийное производство.
Ми-34БП (В-34БП)
Разработчик: МВЗ им. Миля
Многоцелевой беспилотный вертолетный комплекс на базе легкого вертолета
Ми-34, предназначенный для мониторинга земной поверхности и передачи на
землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или
конкретных объектов на местности, химической и радиационной разведки,
транспортировки грузов различного применения до 300 кг. В состав
комплекса входит БЛА и наземная станция управления. Состав базовой
комплектации бортового комплекса оборудования – система управления
вертолетом, автопилот, система траекторного управления и посадки,
радиолиния связи, специальное оборудование. БЛА выполняется по
одновинтовой схеме с рулевым винтом и шасси полозкового типа. Проект
впервые представлен на выставке UVS-TECH в начале 2007 г. Находится в
стадии предварительного проектирования. Проект развивается по двум
направлениям. На первом этапе планируется построить экспериментальную
беспилотную/пилотируемую версию В-34БП1 на базе Ми-34С с поршневым
двигателем для проведения испытаний и отработки системы дистанционного
управления и средств информационного обмена. Завершение этого этапа
позволит выйти на создание полностью беспилотного аппарата В-34БП2,
который станет вариантом оснащенного газотурбинным двигателем АИ-450 или
Arrius вертолета Ми-34АС.
Фото.
БЛА на базе Ка-226
Разработчик: «Камов»
Беспилотный вертолетный комплекс мониторинга дальнего действия на основе
серийного вертолета Ка-226. В конструкции БЛА предусматривается
использовать до трети узлов и элементов конструкции базового вертолета –
несущие винты, хвостовую балку, верхний мотоотсек фюзеляжа и т.п. Шасси
– полозковое. Проект впервые представлен на выставке «Беспилотные
многоцелевые комплексы в интересах ТЭК» в начале 2007 г. БЛА на базе
Ка-226 должен стать элементом беспилотного многоэлементного вертолетного
комплекса, гибкость которого обеспечит наличие унифицированных элементов
и сменного типового набора нагрузки.
МРВК
Разработчик: МВЗ им. Миля
Новый концепт беспилотной вертолетной системы ("многоцелевой
роботизированый вертолетный комплекс"). Является предварительной
инициативной разработкой. Должен быть оснащен системой управления
лопастями. Проектирование предполагается в технической канве проекта
пилотируемого вертолета Ми-Х1. Ориентировочный весовой диапазон - около
3 т. Фото.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕСПИЛОТНЫХ ВЕРТОЛЕТОВ НПП «РАДАР ММС»
|
|
ДПВ-6-К
|
ДПВ-8-Б
|
ДПВ-12-Б
|
ДПВ-20-Б
|
ДПВ-50-Б
|
Взлетная масса, кг
|
6
|
8
|
12
|
20
|
50
|
Масса полезной нагрузки, кг
|
0,5
|
1
|
3
|
5-7
|
12-15
|
Диаметр несущего
винта, м
|
1,6
|
1,9
|
1,9
|
2,14
|
3,0
|
Длина, м
|
1,8
|
2,0
|
2,0
|
17
|
2,8
|
Дальность полета, км
|
10
|
10
|
10-15
|
10-15
|
15
|
Высота полета, м
|
50-500
|
50-500
|
50-500
|
50-1000
|
50-1000
|
Время полета, ч.
|
0,5
|
1,0
|
1,0
|
1,5
|
2,0
|
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
БЕСПИЛОТНЫХ ВЕРТОЛЕТОВ
|
|
МБЛАВТ
|
ZALA
421-05Н / -06
|
БЛА ближ. действ. «Камов»
|
Husky
|
ZALA
421-02
|
Взлетная масса, кг
|
3
|
6
|
50
|
90
|
95
|
Масса полезной нагрузки, кг
|
0,3
|
3,5
|
12
|
42
|
40
|
Диаметр несущего
винта, м
|
…
|
1,77
|
…
|
3,195
|
3,064
|
Длина, м
|
…
|
1,57
|
…
|
3,365
|
2,64
|
Скорость полета,
км/ч
|
30
|
120 (80)
|
110
|
110-150
|
0-90
|
Высота полета, м
|
…
|
2500
|
до 5000
|
100-4000
|
3000
|
Радиус действия, км
|
2,5
|
40
|
100
|
130
|
50
|
Продолжительность полета, ч.
|
0,33
|
3 (2)
|
2
|
1,2
|
6
|
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
БЕСПИЛОТНЫХ ВЕРТОЛЕТОВ (продолжение)
|
|
Ка-137
|
А-002М
|
Ми-34БП2
|
БЛА на базе
Ка-226
|
Взлетная масса, кг
|
280
|
1030
|
1450
|
3400
|
Масса полезной нагрузки, кг
|
50-80
|
150
|
520
|
400
|
Диаметр несущего
винта, м
|
5,3
|
…
|
10,0
|
13,0
|
Длина, м
|
1,88
|
…
|
8,7
|
8,1
|
Скорость полета,
км/ч
|
145-175
|
40-200
|
220
|
до 220
|
Высота полета, м
|
до 5000
|
до 3500
|
4350
|
до 6000
|
Радиус действия, км
|
260
|
200
|
520
|
300
|
Продолжительность полета, ч.
|
4
|
5
|
5,5
|
4,5
|
|