Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > О работах по УПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДАМ КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" первого поколения в ОКБ-301 МАП главного конструктора С.А.Лавочкина ::

Ракеты "210" и "211".

Дела с  некогда  основной тематикой ОКБ-301 главного конструктора С.А.Лавочкина, - самолетостроением, переживали после войны не лучшие времена. По ряду причин, среди которых загруженность новой для ОКБ ракетной тематикой и сложности с доводкой перспективных опытных истребителей, последним серийным самолетом марки "Ла" стал Ла-15. Он был выпущен в 1948 году. Ни одна из последующих, интереснейших машин, таких, как "176", "190", "200", "200Б" не была сдана на вооружение. Единственной "самолетной" темой, нашедшей развитие, стало создание в 1950-67 годах семейства беспилотных ЛА (мишеней и разведчиков): Ла-17 (изд."201"), Ла-17М (изд."203"), Ла-17Р (изд."204"), Ла-17РМ (изд."204М"), Ла-17ММ (изд."202"), Ла-17У.

Работы по ракетной технике, наоборот, получали все большее развитие и заняли лидирующее место в деятельности ОКБ. С 1950 года в ОКБ разрабатывались зенитные управляемые ракеты. Первыми стали ЗУР типа В-300. В ОКБ с начала 50-х шло создание и других ЗУР, оставшихся в стадии проектов. Это ЗУР В-500 и В-600 (изд."220"). Одновременно с проектированием ЗУР коллективом ОКБ были начаты исследования и практические работы по управляемому снаряду класса "воздух-воздух".

Согласно планам построения ПВО в начале 50-х годов полагалось необходимым иметь кроме стационарного зенитного ракетного комплекса, еще аналогичный комплекс перехвата воздушного базирования. В связи с этим ОКБ-301 было поручено провести разработку и постройку не только ЗУР В-300 (заводской шифр "205"), но опытного управляемого реактивного снаряда класса "воздух-воздух", как элемент единой системы ПВО г.Москвы "Беркут".

Проведение исследований по этой теме началось с сентября 1950 года. Однако через некоторое время было решено вывести работы из рамок системы "Беркут" и они продолжились как самостоятельные. Для скорейшего выполнения поставленной задачи за основу при проектировании изделия Г-300 (заводской индекс "210") была взята аэродинамическая компоновка "205" - "утка". Ход выполнения проектирования был под пристальным вниманием Третьего ГУ при СМ СССР и, непосредственно, Л.П.Берии. Из-за необходимости обеспечения большой дальности поражения и эффективного воздействия боевой части вблизи цели снаряд получился довольно крупный и тяжелый. Система управления "210" стрилась на принципе удержания снаряда в равносигнальном направлении, созданном лучем РЛС, т.е. это была система наведения по лучу. В качестве носителя из-за громоздкости снарядов и системы наведения Д-500 (проекта НИИ-17 МАП, гл.к. В.В.Тихомиров) дорабатывался в вариант перехватчика поршневой бомбардировщик Ту-4, на котором планировалось разместить 4 снаряда. Задачей барражирующего перехватчика была оборона объекта от нападения бомбардировщиков. Планировалось получить высокие по тому времени характеристики: поражение целей при их полете на высотах до 20 км. и удаленности порядка 10-15 км. В процессе проектирования менялся облик. Первый вариант имел +-образные рули и Х-образной схемы крылья с элеронами. Для старта и разгона планировалось применить два твердотопливных ускорителя. Потом прорабатывался снаряд второго варианта с увеличенной длиной и диаметром корпуса. Он уже не имел ускорителей и должен был оснащаться более мощным ЖРД. Расположение и рулей и крыльев было уже +-образное, в связи с чем изменились узлы подвески.

К концу 1951 года заводом #301 были подготовлены первые опытные экземпляры "210" для испытаний. Однако требование заказчика улучшить технологию, повысить дальность и маневренность, привело к проектированию доработанного снаряда. Работы по изд."210" были прекращены и началось проектирование по теме (Г-301) модернизированного изделия с заводским шифром "211" во исполнение Распоряжения СМ СССР #21088рс/оп от 3.11.51г. и приказа МАП #1095сс/оп от 6.11.51г.

Новый снаряд получил аналогичную своему предшественнику компоновку и расположение поверхностей, еще более "вырос" по габаритам и  полетной  массе  (более 1000 кг.). В течении 1952 года на заводе выпустили 63 комплекта агрегатов изделия "211", из них часть была собрана  и  передана  для отработок оборудования смежникам - в НИИ-88, НИИ-1, заводу #156. Семь единиц переправлено для проведения пусков на Государственный центральный полигон (ГЦП) и шесть прошли наземные испытания на заводе #301. Первые пять экземпляров "211" в автономном варианте (без аппаратуры радиоуправления, со старым автопилотом АПГ-301) прошли в том же году летные испытания с положительными результатами с наземной пусковой установки для проверки работоспособности оборудования и двигателя (ЖРД А.М.Исаева или КРР-300

Л.С.Душкина). Несмотря на это, работы по производству и подготовке к другим этапам испытаний тормозились задержками поставок основных блоков, таких как агрегаты автопилота и радиоуправления.

Далее в период с января по июнь 1953 года ОКБ-301 провело ряд мероприятий по устранению недостатков, выявленных при первых испытаниях, проведена замена автопилота АПГ-301р на новый АПГ-301с, доработан двигатель. Одновременно в ЦАГИ выполнены продувки модели М121 изделия "211" с моделью крыла самолета Ту-4 на аэродинамическую совместимость. Готовилось проведение пусков с системой радиоуправления. На Государственном центральном полигоне с 4 по 19 августа 1953 года после наземных отработок осуществлялись испытания второй партии изделий в автономном варианте (без системы наведения, с новым АП) с носителя Ту-4. Запуски осуществлялись на высотах 5000-9000 м. для проверки баллистических характеристик, работы двигателя и качества стабилизации. Всего на тот год было подготовлено и сделано 7 пусков. Показан нормальный старт и удовлетворительная стабилизация по крену и тангажу. Получены ценные характеристики и принципиальные выводы по возможностям систем "воздух-воздух". На 3 квартал 1954 года были запланированы испытательные пуски с аппаратурой радиоуправления. В проектировании находился вариант изделия "211" с системой РЛ самонаведения (создавалась в ОКБ-339 под рук. гл.к. В.А.Малахи). Однако, по причине бесперспективности носителя на комплексные испытания с системой радиоуправления Д-500 снаряд так и не был передан и приказом МАП #507сс от 14.8.53г. работы по нему прекратили.

Однако через некоторое время были проведены некоторые доработки (по заказам "211-75" и "275-50") и испытательные пуски изделий в целях получения материалов по динамике полета и управляемости уже по программе более перспективной системы перехвата К-15.

 

 

1997г.

Ерохин Е.И.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2006