1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU |
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта |
|
история > О работах по УПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДАМ КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" первого поколения в ОКБ-301 МАП главного конструктора С.А.Лавочкина :: | |
Дела с некогда основной тематикой ОКБ-301 главного конструктора
Работы по ракетной
технике, наоборот, получали все большее развитие и заняли лидирующее место в
деятельности ОКБ. С 1950 года в ОКБ разрабатывались зенитные управляемые
ракеты. Первыми стали ЗУР типа В-300. В ОКБ с начала 50-х шло создание и других
ЗУР, оставшихся в стадии проектов. Это ЗУР В-500 и В-600 (изд."220").
Одновременно с проектированием ЗУР коллективом ОКБ были начаты исследования и
практические работы по управляемому снаряду класса "воздух-воздух".
Согласно планам
построения ПВО в начале 50-х годов полагалось необходимым иметь кроме
стационарного зенитного ракетного комплекса, еще аналогичный комплекс перехвата
воздушного базирования. В связи с этим ОКБ-301 было поручено провести
разработку и постройку не только ЗУР В-300 (заводской шифр "205"), но
опытного управляемого реактивного снаряда класса "воздух-воздух", как
элемент единой системы ПВО г.Москвы
"Беркут".
Проведение
исследований по этой теме началось с сентября 1950 года. Однако через некоторое
время было решено вывести работы из рамок системы "Беркут" и они
продолжились как самостоятельные. Для скорейшего выполнения поставленной задачи
за основу при проектировании изделия Г-300 (заводской индекс "210")
была взята аэродинамическая компоновка "205" - "утка". Ход
выполнения проектирования был под пристальным вниманием Третьего
ГУ при СМ СССР и, непосредственно, Л.П.Берии. Из-за необходимости обеспечения
большой дальности поражения и эффективного воздействия боевой части вблизи цели
снаряд получился довольно крупный и тяжелый. Система управления "210" стрилась на принципе удержания снаряда в
равносигнальном направлении, созданном лучем РЛС,
т.е. это была система наведения по лучу. В качестве
носителя из-за громоздкости снарядов и системы наведения Д-500 (проекта НИИ-17
МАП, гл.к. В.В.Тихомиров) дорабатывался в вариант перехватчика поршневой
бомбардировщик Ту-4, на котором планировалось разместить 4 снаряда. Задачей
барражирующего перехватчика была оборона объекта от нападения бомбардировщиков.
Планировалось получить высокие по тому времени характеристики: поражение целей
при их полете на высотах до 20 км. и удаленности порядка 10-15 км. В процессе проектирования менялся облик. Первый
вариант имел +-образные рули и Х-образной схемы крылья
с элеронами. Для старта и разгона планировалось применить два твердотопливных
ускорителя. Потом прорабатывался снаряд второго варианта с увеличенной длиной и
диаметром корпуса. Он уже не имел ускорителей и должен был оснащаться более
мощным ЖРД. Расположение и рулей и крыльев было уже +-образное,
в связи с чем изменились узлы подвески.
К концу 1951 года
заводом #301 были подготовлены первые опытные экземпляры "210" для
испытаний. Однако требование заказчика улучшить технологию, повысить дальность
и маневренность, привело к проектированию доработанного снаряда. Работы по
изд."210" были прекращены и началось проектирование по теме (Г-301) модернизированного изделия с заводским шифром
"211" во исполнение Распоряжения СМ СССР #21088рс/оп от 3.11.51г. и
приказа МАП #1095сс/оп от 6.11.51г.
Новый
снаряд получил аналогичную своему предшественнику компоновку и расположение поверхностей,
еще более "вырос" по габаритам и полетной массе (более 1000 кг.). В течении 1952 года на заводе выпустили 63 комплекта агрегатов изделия "211",
из них часть была собрана и передана для отработок оборудования смежникам - в НИИ-88, НИИ-1, заводу #156.
Семь единиц переправлено для проведения пусков на Государственный центральный
полигон (ГЦП) и шесть прошли наземные испытания на заводе #301. Первые пять экземпляров "211" в автономном варианте (без
аппаратуры радиоуправления, со старым автопилотом АПГ-301) прошли в том же году
летные испытания с положительными результатами с наземной пусковой установки
для проверки работоспособности оборудования и двигателя (ЖРД А.М.Исаева или
КРР-300
Л.С.Душкина). Несмотря на это, работы по производству и подготовке к другим этапам испытаний
тормозились задержками поставок основных блоков, таких как агрегаты автопилота
и радиоуправления.
Далее в период с января по июнь
1953 года ОКБ-301 провело ряд мероприятий по устранению недостатков,
выявленных при первых испытаниях, проведена замена автопилота АПГ-301р
на новый АПГ-301с, доработан двигатель. Одновременно в ЦАГИ выполнены
продувки модели М121 изделия "211" с моделью крыла самолета Ту-4 на
аэродинамическую совместимость. Готовилось проведение пусков с системой
радиоуправления. На Государственном центральном полигоне с 4 по 19
августа 1953 года после наземных отработок осуществлялись испытания
второй партии изделий в автономном варианте (без системы наведения, с
новым АП) с носителя Ту-4. Запуски осуществлялись на высотах 5000-9000
м. для проверки баллистических характеристик, работы двигателя и
качества стабилизации. Всего на тот год было подготовлено и сделано 7
пусков. Показан нормальный старт и удовлетворительная стабилизация по
крену и тангажу. Получены ценные характеристики и принципиальные выводы
по возможностям систем "воздух-воздух". На 3 квартал 1954 года были
запланированы испытательные пуски с аппаратурой радиоуправления. В
проектировании находился вариант изделия "211" с системой РЛ
самонаведения (создавалась в ОКБ-339 под рук. гл.к. В.А.Малахи).
Однако, по причине бесперспективности носителя на комплексные испытания
с системой радиоуправления Д-500 снаряд так и не был передан и приказом
МАП #507сс от 14.8.53г. работы по нему прекратили. Однако через некоторое
время были проведены некоторые доработки (по заказам "211-75" и
"275-50") и испытательные пуски изделий в целях получения материалов
по динамике полета и управляемости уже по программе более перспективной системы
перехвата К-15.
1997г. Ерохин Е.И. |
|
.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2006 |