Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Семейство зенитных управляемых ракет системы ПВО г.Москвы С-25 ("Беркут") ::

На рубеже 50-х - 60-х годов в ОКБ дела с некогда основной
тематикой, - самолетостроением, переживали не лучшие времена.
Единственной "самолетной" темой, нашедшей развитие, стало создание в
период 1950-67 годов семейства беспилотных мишеней и разведчиков:
Ла-17 (изд."201"), Ла-17М (изд."203"), Ла-17Р (изд."204"), Ла-17РМ
(изд."204М"), Ла-17ММ (изд."202") и Ла-17У. /см. "Крылья Родины" #9
1994г/.

Обострение международных отношений в конце 40-х годов, появление
в США современных бомбардировщиков, способных доставлять на большие
расстояния атомные бомбы очевидно показали необходимость создания
надежной системы ПВО. 23 сентября 1950 года вышло распоряжение СМ СССР
(постановление СМ #3389-1426 от 9.8.50г.) о создании первой зенитной
ракетной системы ПВО Москвы. Ввиду актуальности и значительности работ
специально для координации работ в области ПВО 9 августа 1950 года
было образовано Третье Главное управление при СМ.

Главная ответственность за выполнение данной работы возлагалась
на КБ-1 МВ, где начались работы по радиолокационной аппаратуре
наведения ЗУР. К проведению исследований и проектированию ЗУР для
одной системы ПВО было решено привлечь на конкурсной основе сразу две
организации. Это авиационное ОКБ-301 С.А.Лавочкина, приступившее к
разработке ракеты В-300 с  _ 1заводским шифром "205" . 0 и упомянутое КБ-1,
где проектирование ракеты с внутренним шифром "ШБ" ("32-Б") поручили
вновь образованному отделу #32, руководимому Д.Л.Томашевичем.

Ракета В-300 ("205") должна была войти в систему ПВО "Беркут",
которая включала радиолокационную станцию обнаружения целей А-100
(НИИ-244, гл.к. Л.В.Леонов) и станцию наведения Б-200 (КБ-1 МВ),
пусковые установки (ОКБ В.Бармина) и ЗУР. В соответствии с ТЗ ракета
предназначалась для уничтожения самолетов противника, летящих на
высотах до 20-25 км, со скоростями до 1000 км/ч при наклонной
дальности пуска до 30 км.

Предварительное проектирование "205"-ого изделия было проведено в
кротчайшие сроки и уже в конце февраля 1951 года в основном закончено,
а в марте того же года успешно прошла защита эскизного проекта. В этот
период в ОКБ был проведен большой объем теоретических расчетов и
экспериментальных исследований: продувки моделей в аэродинамических
трубах с целью получения необходимых аэродинамических характеристик,
отработка двигательной установки и системы подачи топлива,
экспериментальная доводка теплозащиты. Все это потребовало
значительного расширения производственной и опытно-экспериментальной
базы. Ракета была выполнена по аэродинамической схеме "утка":
воздушные рули размещались в носовой части корпуса в двух
взаимноперпендикулярных плоскостях. В тех же плоскостях в средней
части корпуса были установлены два крыла, на горизонтальных консолях
которых имелись элероны. Корпус ракеты имел круглое поперечное
сечение. Состав бортового оборудования, размещенного в семи отсеках,
был следующим. В носовой части помещался блок приборов радиовзрывателя
с передающими антеннами, выполненными в виде пластин на конусе
обтекателя. Далее располагался отсек рулевых машин с воздушным
баллоном автономной системы привода рулевых машин, отсек боевой части
с предохранительно-исполнительным механизмом (на корпусе отсека
устанавливались приемные антенны взрывателя), отсек с баком окислителя
и воздушно-арматурным блоком, отсек с баком горючего, отсек с ВАД, АП
и системой электропитания от аккумулятора, и, на конец, двигательный
отсек с ЖРД и бачками запуска. Боевая часть Е-600 осколочно-фугасного
действия разрабатывалась специально для ракеты в НИИ-6 МСХМ. Из
соображений надежности и простоты конструкции была принята
одноступенчатая схема. В хвостовом отсеке был установлен
четырехкамерный ЖРД С09.29 конструкции А.М.Исаева (ОКБ-2 в составе
НИИ-88) с системой подачи топлива от воздушного аккумулятора давления
(ВАД). Тяга каждой камеры составляла около 2 тонны. Вопросами создания
ВАД занимался НИИ-61 МВ. Стабилизацию ракеты на первых секундах полета
обеспечивал сбрасываемый блок газовых рулей.

В течение конца 1950 - начала 1951 года проходил этап доводочных
работ и испытаний элементов комплекса. С середины 1951 года на
полигоне в с Капустином Яре начались автономные пуски опытных ракет. В
этом году было произведено лишь два испытательных пуска ЗУР В-300,
первый из которых произведен 25 июля. Оба запуска прошли без
аппаратуры наведения, так как опытный образец РЛС Б-200 был испытан
отдельно лишь в октябре месяце. Первые пуски были ценены как
неудачные, требовались доработки. В соответствии с дополнительными
приказами МАП #75 от 21.1.52г и #89 от 24.1.52г определялся дальнейший
ход доводочных работ и испытаний с учетом пусков и переделок схемы
электропроводки. Зимой-весной 1952г проведена отработка РЛС в ЛИИ.
Второй этап автономных испытаний ракет проходил в марте-сентябре 1952г
там же - на полигоне в Капустином Яре. В этот период наконец проведен
ряд успешных запусков в замкнутом контуре управления с доработанным
автопилотом АПВ-301с и блоком радиоуправления СО-11 от станции Б-200,
с запозданием подготовленной к эксплуатации.

Еще до окончательного завершения испытаний ракета "205" была
запущена в серийное производство. К изготовлению подключены с 1952г
мощности двух заводов: завода #82 МАП (сейчас Тушинский
машиностроительный завод) и завода #464 МАП (Долгопруднинский
Машиностроительный завод). Двигатель и топливная система изготовлялись
на заводах #45, #154, #500 и #36 МАП. Ведущим заводом по ракете стал
Тушинский завод #82. Большое участие в постановке производства ракеты
приняло серийное КБ под руководством А.В.Потопалова (КБ-82 МАП),
которое проводило далее и доработку изделия.

Тем временем продолжалась отработка элементов комплекса.
Конструкторские испытания ЗРС "Беркут" шли в Капустином Яре (в/ч
29139) с 5.10.1952г в следующей хронологической последовательности
событий.

С 5.10.1952г по 18.10.1952г шла наземная отработка, с 18.10.1952г
по 31.10.1952г - выполнено 5 пусков для отработки захвата и
сопровождения ЗУР, с 2.11.1952г началось проведение пусков изделий
"205" в замкнутом контуре управления от станции Б-200 для отработки
функционирования контура, проверки точности наведения и
согласованности работы РВ и БЧ. В том числе в ноябре-декабре 1952г -
по имитируемой цели, в феврале-марте 1953г - по реальным целям типа ПМ
(парашютная мишень) на высотах во всем диапазоне от 5 до 25 км. при
скоростях целей 720-1250 км/ч. В период с 26.04.1953г по 16.05.1953г
впервые проведены испытания при стрельбе по реальным
самолетам-мишеням, в качестве которых использовались Ту-4.
Эффективность воздействия БЧ и точность наведения отработана на 5
таких самолетах-мишенях. Все из них были поражены пуском 12 ракет (в
двух случаях поражение обеспечено одной ракетой, в двух других -
двумя, а в одном - тремя ракетами). В трех пусках несработали РВ, что
не обеспечило подрыв боезарядов. Всего в ходе конструкторских
испытаний с 18.09.1952г по 16.05.1953г выполнен 81 пуск ракет.

Далее в период с 22.9.1953г по 7.10.1953г проведены испытания
комплекса Б-200/В-300 по самолетам-мишеням Ил-28, а также испытания по
проверке стрельбы по Ту-4 одновременно несколькими ракетами. В
подготовке испытаний и стрельбах использовано 4 самолета-мишени Ил-28
и столько же Ту-4. Всего на этом этапе проведено 32 пуска ракет (в том
числе в ходе подготовительных пусков), в том числе использовано 8
серийных ракет "205", 21 ракета "205Н" первой опытной партии с
измененной конструкцией элеронов и рулей, 3 ракеты "205М" без БЧ с
телеметрической аппаратурой для отработки РВ. Все самолеты-мишени были
успешно поражены 1-3 ракетами. Кроме того для определения отсутствия
взаимовлияния каналов наведения станции Б-200 произведен пуск
одновременно 4 ракет по четырем парашютным мишеням. Все поражены.

В период с 14 октября по 3 ноября 1953г проведен дополнительный
этап контрольных испытаний комплекса Б-200/В-300 по самолетам-мишеням
Ту-4 для дальнейшего изучения тактических возможностей системы С-25
(каламбур: указанный комплекс являлся частью системы С-25) и оценки
проведенных мероприятий по улучшению эксплуатационных характеристик
ракеты. Все отработки были завершены к лету 1954 года.

В целом рядом этапов проведенных испытаний были показаны высокие
результаты. Проведен ряд работ по дальнейшему улучшению
эксплуатационных и летных характеристик ракеты. В частности удалось
уменьшить нижнюю границу зоны поражения комплекса до 3 км, добиться
возможности расположения у каждого стартового стола в непосредственной
близости стартующей ракеты второй ракеты, готовой к установке, что
позволило улучшить тактические характеристики комплекса. Применение
новой кислостойкой стали для изготовления баков окислителя (азотная
кислота) позволило отказаться от специальных малоэффективных пленочных
покрытий, облегчить и упростить конструкцию баков и увеличить время
хранения в заправленном состоянии с 2.5 месяцев до полугода. Для
уменьшения возмущающих моментов и улучшения стабилизации вокруг
продольной оси были разработаны элероны увеличенной площади. Кроме
того рули были вынесены на неподвижные центропланы-пилоны. Более
широко применены штамповка и прицизионное литье элементов конструкции,
улучшена герметизация и унификация таких элементов как технологические
лючки и электроразъемы. Все эти нововедения были отработаны на
испытаниях и внедрены на серийных ракетах.

С 25.06.1954г по 01.04.1955г проходили государственные сдаточные
испытания зенитной ракетной системы. Выполнено 69 пусков. В конце
апреля 1955 года - войсковые стрельбы в строевом полку. В мае 1955
года система под наименованием С-25 поступила на вооружение (в опытную
эксплуатацию) и позволила более эффективно решать задачу защиты
воздушных рубежей. Еще в августе 1954 года был образован Московский
округ ПВО, основным элементом вооружения которого стала система С-25.

В начале 1953 года к серийному производству ракет "205" было
привлечено еще одно предприятие - бывший авиамоторный завод #41 МАП
(сейчас ГП ММПО "Авангард") в г.Москве.

Коротко следует отметить, что разрабатываемая параллельно
зенитная ракета "ШБ" в отличие от В-300 была выполнена по
двухступенчатой схеме. Первая разгонная ступень имела пороховой
двигатель (РДТТ) конструкции И.И.Картукова, вторая - оборудована ЖРД
конструкции А.М.Исаева. Для подачи компонентов топлива использовался
воздушный аккумулятор давления (ВАД). На заводе #82 (? или заводе #88)
была выпущена опытная партия ЗУР: всего построили 40 экземпляров.
Испытательные запуски, в ходе которых было израсходовано 36 ракет,
проходили в период с конца 1953 по начало 1954 года. На испытаниях
ракета "ШБ" показала даже более высокие результаты по некоторым
показателям ТТХ по сравнению с "205", была легче и дешевле, а главное
- "ШБ" должна была стать мобильной (передвижной). Однако, на
вооружение пошла система С-25 с ракетой "205", созданной и
отработанной несколько раньше. Сыграл свою роль фактор времени. Сроки
проведения работ были заданы сжатые.

Тем не менее, опыт работ не пропал даром. Отдел #32 во главе с
Д.Л.Томашевичем перевели в начале 1954 года в состав вновь
образованного 20 ноября 1953 года ОКБ-2 МСМ главного конструктора
П.Д.Грушина для продолжения конструкторской деятельности. Неслучайно,
многие заложенные конструкторские решения, принципы построения,
использованные при создании первой грушинской ЗУР В-750 ("1Д"), были
общие с "ШБ"....

Производство В-300 ("205").
-------------------------------------
\ годы 1952 1953 1954
заводы \-----------------------------
82 49 763 616
464 44 448 393
41 - 221 390
Итого = 2924 ед.
-------------------------------------

До начала 60-х годов ракета В-300 многократно модернизировалась.
Изменения в основном касались двигателя с системой топливопитания и
боевой части. В ОКБ-301 был проделан большой объем работ по
обеспечению длительного хранения ракет в заправленном состоянии,
включая средства защиты от агрессивных компонентов топлива, благодаря
чему ракеты могли оставаться на боевом дежурстве длительное время.
Спустя год после начала разработки ЗРС "Беркут" в соответствии с
распоряжением СМ СССР #19310 от 11.10.51г и приказом МАП #1018 от
17.10.51г на ОКБ-301 было возложено проведение ряда доработок базовой
ЗУР, направленные на повышение надежности и эффективности. На первой
модификации, получившей  _ 1заводской шифр "206" . 0, была предпринята попытка
замены двигателя и системы подачи топлива. Четырехкамерный ЖРД С09.29
был заменен на новый однокамерный двигатель С2.145 (КБ-2 главного
конструктора А.М.Исаева) на высококипящих компонентах топлива. В
системе подачи топлива вместо воздушного аккумулятора давления (ВАД)
был применен более компактный пороховой аккумулятор давления (ПАД).

Большой объем научно-исследовательских работ и экспериментов в
НИИ-125 по отработке оптимального состава шашки ПАД не увенчался в то
время успехом. Дело в том, что не удалось обеспечить должного
постоянства давления в различных условиях эксплуатации (особенно при
низких температурах окружающей среды) и снизить время выхода ПАД на
рабочий режим. Данные недостатки соответственно сказывались на работу
двигателя. В результате после прохождения нескольких этапов летных
испытаний в апреле 1953г по решению ТГУ и МАП работы по ракете "206"
были прекращены. Всего для проведения отработок заводом #301 было
выпущено 33 комплекта изделий для НИИ-88, НИИ-125 и НИИ-61.

Тем временем активно продолжалась дальнейшая модернизация ракеты.
Требовалось спроектировать изделие, удовлетворяющее тем же ТТЗ, что и
"205", но имеющее ряд тактических, эксплоатационных и технологических
преимуществ. Проведение работ было начато во исполнение распоряжения
Правительства #10860 от 7.5.52г и приказа МАП #534 от 9.5.52г. На
ракете В-300 с ВАД и ЖРД С09.29 была установлена новая многоэлементная
кумулятивная боевая часть В-196 (производства завода #80 МОП) большей
массы с 196 отдельными зарядами, расположенными радиально относительно
оси, вместо осколочно-фугасной и новый радиовзрыватель изд. "515"
(НИИ-504 МОП). Для увеличения активного участка полета ракеты была
введена "отсечка" работы двух из четырех камер ЖРД. Соответствующие
доработки и замена БЧ производились силами ОКБ-301 на серийных ракетах
"205", полученных с завода #82. По своим габаритным размерам новая
модификация незначительно отличалась от базовой ракеты "205".

Первые пять подготовленных ЗУР (получили  _ 1шифр "207" . 0) были
отправлены на полигон уже в октябре 1952г. Проведенные вскоре первые
пуски опытных ракет показали, что работа ЖРД С09.29 на новых
компонентах топлива приводит к прогарам камеры сгорания. Новое топливо
на самовоспламеняющихся компонентах считалось более эффективным и
оставалось только рассматривать возможность доводок двигателя, но это
требовало значительного времени. В итоге было принято решение
установить однокамерный ЖРД С2.145 с тягой в 8500 кг и массой 60 кг.
Упрощена вытеснительная система подачи топлива.

Кроме того на ракете "207" по сравнению с "205" была упрощена
конструкция крыла, количество отсеков фюзеляжа уменьшено на один за
счет исключения переднего, изменена конструкция рулевого отсека
установкой рулей большей площади с пересекающимися осями путем
применения коленчатого вала для вертикальных рулей, применены новые
газовые рули, размещенные не на сбрасываемой ферме, а в хвостовом
обтекателе. Доработана аппаратура радиоуправления: Б-301М с
модифицированным блоком СО-11М вместо СО-11 (завода #663 МРП). Заводом
#122 МАП подготовлен модернизированный автопилот АПВ-301А. Такой
вариант ракеты, получивший  _ 1заводской шифр "207А" . 0, был построен в
1953г. В том же году техдокументация на него была передана на серийные
заводы для организации производства. В течении года выполнена масса
продувок моделей ракеты в АДТ ЦАГИ. Огневая стендовая отработка ЖРД
С2.145 проходила в феврале-августе 1953г в два этапа. За этот период
удалось повысить его суммарный импульс тяги до уровня, необходимого
для получения удовлетворительной динамики ракеты. Далее в период с
октября по декабрь 1953г проходил стендовую отработку новый ЖРД, на
этот раз разработанный в ОКБ-3 главного конструктора Д.Д.Севрука.

Испытания ракеты шли в в/ч 29139 в период с июня 1953г по
26.11.54г в три этапа: отработка опытных образцов, заводские испытания
и государственные испытания. Первые три пуска в рамках отработки
опытного образца для проверки аэродинамических и баллистических
параметров были выполнены 12 и 13 июня по условной цели, движущейся на
высоте 5, 20 и 25 км. В октябре проведены пуски трех ракет для
определения эффективности БЧ (две ракеты имели кумулятивные боезаряды,
одна - боезаряд осколочно-направленного действия) по реальным целям -
самолетам-мишеням Ил-28, в ходе которых комиссией были предложены
некоторые доработки. В рамках доработок в начале 1954г. была повышена
дальность поражения кумулятивной БЧ при точности наведения 75м., ее
масса возросла до 320 кг, установлен другой ЖРД - С2.260 главного
конструктора А.М.Исаева с начальной тягой в 9000 кг и увеличенной
продолжительностью работы (до 80 сек.), доработаны газовые рули и
бортовая аппаратура. С мая месяца проходили дальнейшие летные
испытания ракет с внесенными доработками. В августе 1954г на полигоне
прошли контрольные заводские испытания с положительными результатами
(4 пуска).

С сентября начались Государственные испытания, в рамках которых
проведена всесторонняя проверка надежности и безотказности действия
элементов комплекса и соответствия основных характеристик техусловиям.
В ходе них проведены пуски по 11 самолетам-мишеням Ил-28 и по 4
самолетам-мишеням Ту-4, а также по парашютной мишени. Дальность, на
которых проводились испытания, достигала 25-35 км., а диапазон высот
лежал в пределах 9.5-20.0 км. Результаты оказались более чем
положительные. Все цели были либо уничтожены, либо получили серьезные
повреждения от поражающего воздействия БЧ одной ракеты каждая при
точности наведения 7-58м. Однако движение самолетов-мишеней было
прямолинейным, без маневрирования, поэтому и показанные результаты
оказались высокими: вероятнось поражения на разных дальностях
оценивалась в 0.52-0.99. В выводах комиссии говорилось, что при учете
маневрирования цели с перегрузкой 2g точность ошибка наведения по
оценкам может превзойти 100 м., соответственно снизится и вероятность
поражения. Кроме того отмечалось, что БЧ требует повышения
эффективности, сброс газовых рулей опасен для наземного оборудования и
персонала и т.д.

После соответствующих доработок ракета "207А" заменила "205"-ую
ракету в системе С-25.

Производство ракет "207А".
-------------------------------------------------------------
\ годы 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960
заводы \-----------------------------------------------------
82 72 1394 1051 898 1400 1130 500
464 45 872 700 320 - - -
41 30 735 320 - - - -
Итого = 9467 ед.
-------------------------------------------------------------

По постановлению СМ #3898-1550 от 27.8.52г и приказу МАП #1015 от
30.80.52г в ОКБ завода #301 началась разработка очередной модификации
- ракеты с  _ 1заводским шифром "208" . 0. Технические трудности, связанные с
обеспечением точного наведения, потребовали увеличения мощности
боезаряда. Масса боевой части была доведена до 430 кг. Кроме того
спустя некоторое время после неудач с применением порохового
аккумулятора давления (ПАД) на ракете "206" была вновь выдвинута такая
задача. Ее решение на этот раз было поручено специалистам НИИ-88.
Летные испытания проходили в 1953 году и начались неудачно:
оборудование ракет работало вне соответствия подаваемым командам с
земли, что приводило в некоторых пусках к разрушению ракет. Всего в
том году провели 13 пусков, которые показали удовлетворительную работу
двигательной установки (ЖРД С09.29Д) с ПАД. В начале 1954г
неоконченные работы были прекращены из-за того, что к тому времени
были получены положительные результаты испытаний ракеты "207А".

Последней линией модернизаций, приведшей к созданию третей
серийной ракеты семейства В-300, стала работа по скоростной
высокоманевренной ракете, получившей  _ 1заводской шифр "217" . 0. Ее
разработка началась во исполнение постановления СМ #536-322 от
19.4.56г и приказа МАП #229 от 29.4.56г. Надо отметить, что эти
работы, вызванные необходимостью повышения скоростных и маневренных
характеристик ракеты, предварялись попытками модифицировать
существующую ракету "207А". На ней планировалось установить
дополнительный двигатель-ускоритель, разработанный в ОКБ-3 НИИ-88
главного конструктора Д.Д.Севрука (в 1959г это ОКБ вошло в состав ОКБ
А.М.Исаева). В 1953г ОКБ-301 выполнило эскизную разработку такой
модификации, получившей наименование изделие "225". Однако уже на
данном этапе расчеты показали нецелесообразность применения
ускорителя. Вместо этого была предпринята разработка другого варианта
ракеты - изделия "217" - с новым более мощным двигателем с тягой в 16
тонн конструкции А.М.Исаева. Выбранный двигатель впервые для семейства
В-300 вместо вытеснительной системы топливопитания был укомплектован
турбонасосным агрегатом (ТНА) топливопитания...

Далее в рамках работ по изделию "217" была вновь произведена
замена двигательной установки - установлен ЖРД С3.42А главного
конструктора Д.Д.Севрука. Повышена помехозащищенность и улучшены
эксплуатационные характеристики ракеты в целом. Эскизный проект
выпущен в 1957г. К испытаниям ракеты в такой комплектации приступили в
1958г. В том году провели ряд отработок двигательной установки на
стенде и выполнено 18 полигонных запусков ракет в рамках заводских
испытаний. Одним из выводов специальной межведомственной комиссии было
то, что ЖРД конструкции Д.Д.Севрука в целом показал ненадежную работу.
Это послужило причиной принятия решения о его замене.

Уже в том же 1959г совместно с НИИ-88 заводом #301 проведен
большой комплекс работ по доработкам, связанным с установкой нового
ЖРД С5-1 главного конструктора А.М.Исаева (с турбонасосной системой
подачи топлива и тягой 17 тонн) и его испытаниями на стенде. В первой
половине 1959г был закончен этап автономных испытаний, в ходе которых
сделано еще 38 пусков опытных ракет производства завода #82. Тогда же
были начаты испытания в замкнутом контуре.

Одновременно в соответствии с решением ВПК за #28 от 1.4.59г и
приказом ГКАТ #151 от 24.4.59г завод #301 провел разработку
модифицированного изделия -  _ 1заводской шифр "217М" . 0. Базовый вариант
"217" претерпел серьезные изменения. Кроме ЖРД С5-1 установили новую
систему управления, доработанный помехозащищенный радиовзрыватель
Е-802М (ОКБ-287 ГКАТ, гл.к. В.С.Дехтярев), а далее радиовзрыватель
"Кондор" (НИИ-504 ГКОТ, гл.к. Расторгуев), новый боезаряд (НИИ-6 ГКОТ
и ГСКБ-47 ГКОТ), внесены некоторые необходимые конструктивные
изменения. Повышена дальность полета ракеты за счет увеличения объема
топлива.

В самом начале 1960-х годов по решению Правительства была начата
модернизация Московского кольца ПВО. Новые требования привели к
созданию системы ПВО С-25М, в которую должны были войти ракеты "217М".
В связи с ростом тяги ЖРД (до 16-20 тонн) было необходимо усилить
стартовые столы и наземные устройства обеспечения пуска.

Компоновочно ЗУР "217М" сильно отличалась от своих
предшественников. Корпус стал несколько длиннее, аэродинамическая
схема "утка" переродилась в "триплан": в хвостовой части появилось
дополнительное крестообразное оперение, крылья и передние рули
видоизменились.

Для первого этапа испытаний изготовление изделий "217М" в
количестве 40 ед было поручено заводу #82. К концу 1959г на полигон
были отправлены первые 8 из них. Заводские испытания шли до мая 1960г
в в/ч 29139 с запусками 33 ракет. В июне начались Совместные летные
испытания, в рамках которых до конца года выполнено 19 пусков, а в
следующем году до июля месяца еще 37 пусков. Окончание испытаний было
задержано дефектами радиовзрывателей и акт Госкомиссии о завершении
Совместных испытаний был подписан только 26.10.61г. Однако на 1
квартал 1962г. были назначены и проведены контрольные испытания 15
ракет с доработками, касающимися повышения надежности функционирования
оборудования и ракеты в целом. Лишь после этого ракета была принята на
вооружение в составе системы С-25М (с комплексом Б-200М) по
постановлению Совета Министров #453-199 от 14.5.62г. и приказу ГКОТ
#305 от 20.5.62г.

Изготовление опытных ракет "217М" для испытаний и серийное
производство шло с 1960г только на заводе #82. Большой объем работ по
организации изготовления, отработке конструкторской документации и
технологии был выполнен Конструкторским бюро завода.

В поисках путей компенсации недостаточной точности наведения и
относительно малой дальности поражения осколочно-фугасных и
кумулятивных боевых частей вновь встал вопрос о необходимости
доработок ракеты "217М". Соответствующее решение по этому поводу
Комиссии по военно-промышленным вопросам за #5 вышло 12.1.63г.
Предполагалось увеличить массу БЧ до 400 кг и установить
комбинированный радиооптический взрыватель (точнее старый
радиовзрыватель Е-802М с дополнительным оптическим информатором
промаха). Кроме того новая модификация, получившая  _ 1индекс "217МА" . 0,
должна была иметь более мощный ЖРД С5-41 конструкции ОКБ-2. Такую
модификацию ракеты планировалось передать на испытания в конце 1965г.

В конце 50-х годов рассматривалась возможность применения в
качестве альтернативы обычным БЧ специальных (ядерных) боевых частей.
Надо отметить, что в те годы подобное пытались реализовать чуть ли не
во всех классах управляемых и неуправляемых ракет от баллистических
ракет до ракет "воздух-воздух". Не обошлось без таких экспериментов и
с ЗУР семейства В-300. Так, в частности, на базе серийной зенитной
ракеты "207А" создавалось  _ 1изделие "207Т" . 0 (условное наименование
"Татьяна"), работы по которому проводились в 1958г. Кроме изделия
"207Т" создавалась еще одна модификация "207"-й с ядерной БЧ -  _ 1изделие
  _ 1"215" . 0 (работы проводились в 1958-59гг). Официально была принята на
вооружение, но не выпускалась. Ракета "217М" также была доработана в
модификацию, которая оснащалась ядерным боезарядом. Такое изделие
имело  _ 1заводской шифр "218" . 0. Его проектировали в соответствии с
постановлением СМ #559-284 от 18.5.57г и приказом МАП #225 от
30.5.57г. В 1958г коллективом КБ завода #82 (гл.к. А.В.Потопалов)
подготовлен и выпущен эскизный проект, окончательный вариант которого
направлен в 4-е Главное Управление Минобороны в конце 1960г, тогда же
предъявлен макетной комиссии натурный макет. Подготовлена документация
на изготовление опытных экземпляров для статических и заводских летных
испытаний. Ракета успешно прошла в составе комплекса Б-200МР
совместные летные испытания, проводившиеся в период с декабря 1963г по
апрель 1964г, в результате чего была рекомендована для принятия на
вооружение. В 1964г началась организация серийного производства. В
невоенное время было нецелесообразно и опасно устанавливать спецзаряд
РА-4, поэтому был разработан иммитатор спецзаряда. В качестве
возможных целей рассматривались высотные самолеты типа А-11
(YF-12A/SR-71) летящие на "потолках" более 23 км. со скоростями около
3000 км/ч. Ракета принята на вооружение.

Какие-то из последних модификаций имели обозначения 5Я24 и 5Я25,
причем одна из них была оснащена спецзарядом. Видимо это наименования
заказчика для ракет "217М", "217МА" или "218".

Где то на рубеже 50-х и 60-х годов на полигоне Капустин Яр
проведены реальные испытания ЗРК С-25 с ЗУР оснащенной ядерной БЧ. Во
время пуска были уничтожены две радиоуправляемые мишени, летящие на на
расстоянии 2 км. друг от друга на высоте около 10 км.

Большое количество отслуживших гарантийный срок эксплуатации
ракет типа В-300 подвергалось переделки в воздушные мишени. Эти работы
проводило МКБ "Буревестник" (бывшее КБ-82), а в последнее время НПО
"Молния". На основе ЗУР "207А" была создана воздушная мишень РМ-207
"Белка". Далее в период с 1986 по 1989гг. только на базе изделия
"217М" разработано и началось переоборудование более семи вариантов
воздушных мишеней типа РМ-217М, в том числе такие как "Звезда-1",
"Звезда-2", "Звезда-3", "Звезда-4", "Звезда-4МВ", "Звезда-5",
"Звезда-5Ф", предназначенных для испытаний перспективных комплексов
ПВО.

Сравнительные ТТХ ракет:
--------------------------------------------------------------------------------------
Параметры "205" "207А" "217"
--------------------------------------------------------------------------------------
Длина общая с газовыми рулями, мм. 11816 12125 12333
Длина общая без газовых рулей, мм. 11425 11925 -
Диаметр, мм. 650 650 650
Площадь крыла, кв.м. 4,65 4,65 -
Площадь воздушных рулей, кв.м. 0,895 0,899 -
Масса стартовая, кг. 3582,5 3404,5 3700,0
Масса пустого изделия, кг. 1518,0 1470,0 -
Масса топлива, кг. 1932,0 1882,3 2384 (*)
Масса БЧ, кг. 235,0 320,0 300 (285)
Масса газовых рулей, кг. 61,5 10,4 -
Высоты поражения целей, км. до 25 3-25 20-25
Дальность пуска, км. до 30 до 30 до 30
Дальность действия БЧ, м. 30 50-75
Скорость полета
максимальная, м/с 1080 1020
средняя на Н=30км, м/с 545 515 700-750
Перегрузка макс. (Н=3-25км.) 4-2 6-3
----------------------------------------------------------------------------------------
* - где масса горючего ТГ-02 - 590 кг, масса окислителя - 1794 кг.

 

Ерохин Е.И. ( 15.06.1994г. - 30.04.1997г.)

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005