Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Семейство управляемых снарядов класса "воздух-воздух" К-8 (и СНАРС-250) ::

+zoomК-8М-8 или К-88. Источник РГАЭ.

 

 

 

Все мод. ракеты К-8.

СНАРС-250 ( изд."250", тема И-64 ).

В 1948 году ОКБ главного конструктора М.Р.Бисновата, действовавшее на заводе #293 и занимавшееся исследованиями и работами, связанными с изучением вопросов полетов на транс- и сверхзвуковых скоростях, было передано из 7 Главного управления МАП (опытное самолетостроение) в 14 Специальное Главное управление МАП. Одновременно коллектив получил задания по новой технике: создание образцов реактивного управляемого вооружения на основе опыта предшествующих работ.

Одной из тем, ставшей приоритетной, была разработка эффективного средства борьбы с бомбардировщиками - самонаводящегося реактивного снаряда класса "воздух-воздух" (УРСвв) для вооружения истребителей. Исследования по теме, получившей наименование И-64, и постройка опытных образцов начались на заводе во исполнение Постановления СМ СССР #1175-440сс от 14.4.48г. и приказа МАП от 11.5.48г. по предварительным ТТТ 4 Управления ГК НИИ ВВС от 9.6.48г....

Следует отметить, что разработки по подобной тематике проводились сначала группой инженеров в НИИ-1 МАП: в филиале #1 института, которым являлся бывший завод #293 в Химках. В июне 1946 года филиал по решению Правительства был преобразован в самостоятельный завод. Директором завода и главным конструктором ОКБ при заводе назначен М.Р.Бисноват, заместителем - В.Н.Елагин. Новое ОКБ за первые годы деятельности провело исследования процессов, протекающих на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях на оборудованных автопилотами и ЖРД летающих моделях с различной формой крыльев и рулей, таких как ЛМ-6, ЛМ-9 и др. Исследования дали богатый материал и логическим продолжением этих работ на заводе #293 стало создание УРСвв (и реактивного снаряда береговой обороны "Шторм"; см. "Крылья Родины" #10 за 1995г). Основными участниками создания снаряда были В.Н.Елагин, Н.В.Синельщиков, Н.П.Ковуновский и другие.

Важной задачей, которой было уделено особое внимание, как и при работах по другим управляемым снарядам ранних разработок, явилось решение вопросов управляемости и выбор метода наведения. Здесь приходилось идти непроторенной дорогой. Рассматривая несколько различных вариантов систем наведения, в конце концов конструкторы выбрали систему самонаведения "автоматически регулируемая траектория". Примененный метод наведения являлся прообразом широко распространенного сегодня метода пропорционального сближения. В соответствие с заданием снаряд предназначался для поражения бомбардировщиков из задней полусферы (ЗПС) в догон, летящих на скоростях до 150-300м/с и дальностях до 5000м. Скорость сближения при этом должна была быть не менее 100м/с.

Работы проводились по нескольким этапам и направлениям для получения всестороннего представления о вопросах, связанных с созданием принципиально нового изделия. Первоначально для исследования аэродинамики на больших скоростях была использована летающая модель с ЖРД (заводской шифр "9"). В 1948 году выпущены рабочие чертежи и построены опытные экземпляры для испытаний и исследований в АДТ в ЦАГИ. Их летные испытания, проведенные в 1949 году, дали исходные материалы по устойчивости и управляемости на сверхзвуке. Кроме моделей "9" заводом были построены специальные модели (заводской шифр "14/12" или "12", ЛМ-12) для дальнейших исследований с различными профилями крыла и оперения. В 1948 году было построено 6 экземпляров и одна прошла испытания в ЦАГИ. Летом 1949 года в ЛИИ МАП выполнено несколько пусков ЛМ-12.

Последний этап проработок был выполнен на аэродинамически подобном автономном варианте снаряда, получившем заводской шифр "20". На его борту была размещена контрольно-записывающая и измерительная аппаратура для снятия параметров полета. Уже в 1949 году на первой серии объектов "20" начались испытания со специально дооборудованном подвесками и системой пуска самолете Ту-2. Пуски проводились и в 1950 году. На основе материалов испытаний летающих моделей была выработана предварительная компоновка самого снаряда темы И-64 - изделия "14" , эскизный проект которого вышел в 1948 году. Согласно задания снаряд разрабатывался и, далее, строился в 2-х вариантах: с тепловой ГСН и с полуактивной РЛ ГСН, работающей при облучении цели с носителя. Обе ГСН не имели привода координатора ("не следили"). Также прорабатывался вариант с телевизионной ГСН, позволявшей использовать снаряд для атаки целей как в задней, так и в передней полусферах (ППС). Заводу #293, назначенному головным, было поручено наладить широкую межзаводскую и межведомственную кооперацию. Это было в двойне тяжело: помощи в данном вопросе со стороны 14 Специального (ракетного) Главного Управления МАП было мало, т.к. Главк страдал малочисленностью и не имел тогда даже зам.начальника Главка по опытному производству - "отца родного" для своих КБ и НИИ. Завод сотрудничал со следующими организациями. ТГС - изделие "0-3" (И-96) - проектировалась под руководством С.Н.Николаева в ЦКБ-393 при заводе #393 Минвооружений, а РГС "Удар" создавалась под руководством гл.к. А.Б.Слепушкина и заместителя главного конструктора Т.П.Егорова в НИИ-17 МАП. Этот же институт разрабатывал РЛ облучатель подсвета полуактивной РГС для установки на самолет-носитель. По составу другого оборудования работали следующие смежники. Автопилотом АП-27 занимался завод #118 МАП (под руководством В.Э.Соркина), взрывателями - НИИ-137 МСХМ (под руководством М.И.Лихницкого) и НИИ-504 МСХМ (радиолокационный взрыватель), преобразователи тока электропитания готовило ОКБ-140 МАП, а аккумуляторы С-8 и С-250 - НИАИ МПСС с заводом #223 МПСС. Боевое снаряжение с БЧ осколочно-фугасного действия разрабатывали в НИИ-6 МСХМ. Подрыв БЧ должен был производиться, согласно расчетам, на дальности 25-30 или 50 метров от цели, в зависимости от типа ГСН - РЛ или ИК, соответственно. Трассеры изготовляло ГСКБ-47 МСХМ. За поставки телеметрического оборудования отвечал завод #224 МАП. В качестве двигательной установки использовали пороховой двигатель ПРД-1200-9 (главный конструктор И.И.Картуков, завод #81 МАП) с тягой 1220 кгс. ПРД выполнялся в виде отдельной конструкции и его корпус не был несущим, то есть не являлся частью корпуса снаряда, как принято сейчас. Для снижения влияния перемещения центра тяжести при выгорании топлива двигатель разместили в центральной части снаряда, а сопловый блок пришлось выполнить в виде длинной трубы, проходящей до хвостовой части. Небоевые изделия снабжались парашютной системой спасения конструкции НИЭИ ПДС Минлегпрома.

В процессе поиска оптимальной аэродинамической схемы проводились опыты с моделями, исследовались различные компоновки снаряда. В ЦАГИ проведены в 1948 году продувки моделей нескольких вариантов изделия темы И-64. В результате конструкторы остановились на схеме "утка", при которой неподвижные трапецеидальные крестообразные крылья располагались сзади, а "+" -образные прямоугольные управляющие поверхности (рули) - спереди. Внутреннюю компоновку сделали довольно прогрессивной - в виде отсеков: спереди поместили ГСН, агрегаты управления рулями, далее БЧ, в середине пороховой двигатель с удлиненным трактом сопла. Размеры изделия были следующие: длина - 4200 мм., размах крыла - 1527 мм., диаметр корпуса - 320 мм. По уточненным ТТТ ГК НИИ ВВС в 1949 году подготовлен и выпущен совместно со смежниками комплексный техпроект (утвержден ВВС в апреле 1950 года), а в течении 1950-го было организовано производство малыми сериями изделий экспериментальной партии ("14-Э") объекта И-64.

Все же, общий ход работ в 1950-52 годах был задержан трудностями с созданием основных систем, прежде всего систем самонаведения, так как эта область техники являлась абсолютно новой (ГСН даже проходили в документах как "спецагрегаты"), а также бесконечными их увязками на борту снаряда и доработками. Выполнение темы (и других работ ОКБ) на 1951 год было определено постановлениями СМ СССР #4812-2093сс, #4813-2094сс и #4814-2095сс от 04.12.50г. Назначено время проведения летных испытаний: 2 и 3 кварталы 1951г. Согласно откорректированному техзаданию объект получил наименование СНАРС-250 (заводской шифр "250"), что расшифровывалось в следующую фразу: "самонаводящийся авиационный реактивный снаряд с полетной массой класса 250кг". В 1951 году, согласно годовому отчету завода, построены две партии изделий в количестве 20 единиц (10 единиц под радиолокационную и 10 единиц под тепловую ГСН) для экспериментальных испытательных пусков. Лишь 5 из них были полностью укомплектованы всеми агрегатами. Время шло, смежники задерживали. К концу 1951 года силами НИИ-17 было изготовлено первые 2 опытных экземпляра РГС, но их контрольные летные испытания показали неудовлетворительные характеристики. Это привело к внесению существенных конструктивных изменений в антенное устройство, требовавших время. Первые РГС с измененной конструкцией поступили только в конце июня 1952 года, вместо заданного изначально срока 1 квартал 1951 года, т.е. с опозданием в 1,5 года. Только в декабре 1951 года с сильной задержкой поступили на завод и первые ТГС; доработанные образцы появились и того позже - в марте 1952 года, вместо заданного начального срока 1-2 кварталы 1951 года, т.е. с опозданием в 1 год. Создание головок с приемлемыми характеристиками с высокой культурой веса было сопряжено в тот период с большими техническими трудностями.

Летная отработка в комплексе со спецагрегатами (ГСН) готовилась на Ту-2, для чего проведены соответствующие доработки двух самолетов и выполнено несколько первых полетов с изделиями на борту. Одновременно шли доводки изделий "250" на стенде (комплексные стендовые испытания). Экспериментальные летные испытания снарядов совместно с ГК НИИ ВВС начались лишь с середины 1952 года - в июне месяце (планировались на 2-3 кварталы 1951г.). Первые 4 пуска выполнены в мае-июле с самолета Ту-2 без ГСН с автопилотом (автономные пуски) для исследования аэродинамики и стабилизации относительно центра масс в полете. Два из четырех пусков прошли удовлетворительно, но была показана недоработанность автопилота. Далее проводились испытания с ГСН. В ходе них было произведено 6 пусков изделий "250" с тепловой головкой самонаведения (в августе-октябре) и 4 пуска с радиолокационной головкой самонаведения (в октябре-ноябре). После отцепки снаряда и удаления его от самолета на заданное расстояние запускался пороховой двигатель путем выдергивания специальным тросом чеки. Далее происходил управляемый полет.

Первые два изделия "250" с тепловой головкой самонаведения были испытаны по ИК-излучению луны для проверки совместной работоспособности головки и системы управления. Первый пуск (6 августа) прошел удачно. Изделие устойчиво и прямолинейно летело к луне при наличии удовлетворительной стабилизации по всем трем каналам. Неисправность аппаратуры при втором пуске изделия (11 августа) привела к потере стабилизации. Последующие 4 пуска изделия (первые два из которых 27 августа и 5 сентября) проводились по трассеру, подвешенному к гондоле под аэростатом ВАЗ-1. Все четыре пуска были неудачными, снаряды уходили с направления на цель из-за недостаточного угла обзора тепловой головки самонаведения, а также произвольных заклиниваний рулей по каналам курса и тангажа. Одновременно наблюдалась неудовлетворительная работа следящей системы в автопилоте АП-27, что приводило к резким броскам рулей в момент их расклинивания.

Проведенные с Ту-2 пуски изделий "250" с радиолокационными головками самонаведения (1952 год) показали удовлетворительную работу последних в условиях захвата воздушной цели, в качестве которой использовался привязной аэростат-мишень ВАЗ-1, обклеенный фольгой. Во втором пуске по аэростату снаряд при выстреле с дальности 4500м. (или 4300м.) на высоте 6500м. отклонившись от цели на 5-6 град. стал наводиться и прошел вблизи нее. Дистанция пролета была зафиксирована небольшая, всего 11-12 метров от мишени, когда допустимым по ТТТ пролетом был показатель в 25 метров, что соответствует зоне поражения цели при действии неконтактного взрывателя. Во время остальных пусков также наблюдалось наведение снарядов, однако, они уходили от цели по причине самопроизвольного "зажатия" рулей автопилотом. Дальнейшие испытания были остановлены для проведения соответствующих доработок аппаратуры.

Следует отметить, что несмотря на наличие ТТТ заказчика, все же определенной ясности с тем, какой самолет должен стать носителем снаряда не было с самого начала работ. Самолет Ту-2 мог быть применен лишь в период экспериментальных испытаний. Использовать существующие истребители типа МиГ-15 и МиГ-17 также не представлялось возможным ввиду слишком большого веса и размеров снарядов. Предполагалось использовать Ил-28, но он не обладал достаточной скороподъемностью, скоростью и потолком, необходимыми для борьбы с новыми бомбардировщиками предполагаемого противника. Были предложения (или даже работы в этом направлении) применять снаряды "250" с истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200Б.

Из-за выявления при первых пусках технических трудностей, прежде всего связанных с автопилотом, как уже отмечалось, пришлось проводить постоянные доработки. В связи с этим и несвоевременной поставкой аэростатов-целей экспериментальные пуски не удалось закончить к намеченному сроку - октябрю-ноябрю 1952 года. Крайне не организованной была кооперация с более чем 30-ю предприятиями различных министерств. В 1951-52 годах работа завода была признана неудовлетворительной, отмечалось хроническое невыполнение заводом плана по основным темам, в том числе и по "250", низкое качество техдокументации и перерасход средств. Завод #293 изготовил 40 неполных комплектов изделий (только планеры) для планируемых после окончания экспериментальных пусков заводских испытаний, но оборудовать их не смог. В мае 1953 года, после переработки АП и других систем изделия, намечалось продолжить экспериментальные испытания имеющихся 8-ми изделий "250" с радиолокационными головками самонаведения. Начало заводских испытаний откладывалось на конец 1953 - начало 1954 года. В действительности затянувшиеся испытания продолжались до февраля 1953 года...

По сути, СНАРС-250 явился первым самонаводящимся снарядом класса "воздух-воздух", при проектировании которого был решен круг вопросов, связанных с разработкой методики наведения, дошедший до стадии натурных испытательных пусков, которые доказали правильность заложенных принципов.

Общие результаты испытаний, несмотря на показанную возможность успешного решения всех задач в будущем, и полученные летно-технические характеристики оставляли военным желать лучшего. Несколько этапов проведенной летной отработки (всего было осуществлено около 16 пусков снарядов) и доводок в 1952-1953 годах не дали получить удовлетворительную устойчивость и управляемость снаряда, в том числе на скоростях, соответствующих числам М=0.5-1.85, из-за значительной недоработанности АП-27. Несовершенными оставались ГСН, что ограничивало возможности применения снаряда, хотя необходимо заметить, что это были первые (!) в стране работы по головкам самонаведения для УРСвв. Кроме того некоторые системы снаряда не были отработаны вовсе или отработаны в незначительной степени: радиовзрыватель, источник электропитания, БЧ. Так с момента выдачи задания в декабре 1950г по состоянию на конец 1951г НИИ-504 МСХМ еще не приступало (!) к разработке радиолокационного взрывателя. Это объяснялось не только новизной работ и вытекающими от сюда техническими трудностями, но и загруженностью НИИ-504, завода #118, ОКБ-140, НИИ-17 и других смежников приоритетными заданиями по линии Третьего Главного Управления при СМ СССР. В целом, по оценкам специалистов, и без того затянутые работы требовали еще не менее 2,5-3 лет для доведения изделия до серийного производства и принятия на вооружение. Одним из главных принципиальных недостатков организации разработок СНАРС-250 было то, что его рассматривали просто как летательный аппарат, а не как элемент комплекса средств, в которых не малую роль играет наземная и бортовая (на снаряде и самолете-носителе) аппаратура управления.

В итоге работы по снаряду "250" до полного завершения не дотянули. По постановлению Правительства #533-271сс от 19 февраля 1953 года ОКБ было расформировано, все работы в марте месяце прекращены и по приказу МАП #229сс от 21.2.53г. ОКБ вместе с заводом переданы со всеми площадями и заделом из 14 СГУ МАП в Третье ГУ при СМ СССР в подчинение КБ-1 в качестве производственной базы. Построенные экземпляры законсервировали. Основную группу конструкторов во главе с бывшим заместителем главного конструктора И.И.Дракиным. перевели в КБ-1 в отдел #32, руководимый Д.Л.Томашевичем. Здесь они приняли участие в работах по создаваемому здесь аналогичному по классу снаряду "ШМ". Через несколько месяцев после этого решения, а именно летом того же года, когда немного улеглась волна перемен с "падением" Л.П.Берии о СНАРС-250 вновь вспомнили. Решали вопрос о использовании наработок в проектах КБ-1 или даже возобновлении работ в прежнем составе на заводе #293. Но в ответ на письмо бывших работников ОКБ к руководству в заключении, предоставленном Н.Хрущеву Д.Устиновым и П.Дементьевым говорилось: "...Объединение заданий по опытным работам реактивной тематики под единое руководство в состав КБ-1 Минсредмаша, осуществленное в соответствии с решением правительства, считаем правильным и целесообразным". То есть по принципу: баба с воза - кобыле легче...

К-8

Некоторое время, после закрытия ОКБ на заводе #293, М.Р.Бисноват был не удел, но уже в том же 1953 году продолжил работать на заводе #938 (ст. Ухтомская) по изготовлению опытных образцов наземной аэродромной техники: передвижных агрегатов АПА-12, АПА-35, УПГ-250, УПГ-150 и других.

Время шло, а ВВС так и не получили управляемое ракетное вооружение для истребителей. Вновь остро встал вопрос о необходимости иметь такое оружие, аналогичное разрабатываемому в США. Новый 1954 год оказался началом второго, после 1946-1953 годов, более плодотворного периода развития авиационного ракетостроения. Было развернуто проектирование нескольких управляемых реактивных снарядов класса "воздух-воздух" (УРСвв) нового, 2-го поколения. Поставлена задача вооружить перспективные скоростные истребители-перехватчики эффективной системой с самонаводящимся УРСвв для поражения воздушных целей-бомбардировщиков в широком диапазоне скоростей и высот.

В соответствии с постановлением СМ #2543-1224сс от 30.12.54г. и приказом МАП #64сс от 3.2.55г. на ОКБ-4, с 1951 года возглавляемое

Н.И.Камовым (велось создание вертолета Ка-15), были возложены работы по УРСвв. Но Н.И.Камова не "бросили" на новую тематику. Теми же решениями начальником и главным конструктором ОКБ-4 был назначен М.Р.Бисноват, а основной коллектив Н.И.Камова переведен на завод #938 МАП для продолжения проектирования вертолетов. В связи с указанными преобразованиями по приказу МАП #283ссоп от 25.4.55г. ОКБ-4 (далее МКБ "Молния") было передано из 7 Главного управления Минавиапрома в 6-ое, ракетное.

В связи с важностью задания был организован, в некотором роде, конкурс, по которому поручалось подготовить проекты нескольким предприятиям. В нем участвовали: ОКБ-4 по К-8, завод #134 по К-7 и ОКБ-2 по К-6. Официально разработка всех снарядов была задана одним Постановлением СМ СССР. В ходе нескольких лет разработок по этим трем темам до значительных результатов была доведена только тема К-8, дальнейшее развитие которой привело к созданию снаряда К-8М - первого самонаводящегося снаряда класса "воздух-воздух" средней дальности, ставшего родоначальником целого семейства.

В основу облика К-8 были положены некоторые принципы и схема, а также использован опыт работ по СНАРС-250 (изд. "250"). В ходе проектирования было несколько этапных вариантов снаряда. Так предварительно были разработаны проекты снаряда по схеме "утка" (изд."21") и по нормальной схеме (изд."22"). В конце 1955 года в ОКБ построили первые образцы изд. "21" в аэродинамическом варианте и подготовили к летным испытаниям. К началу 1956 года выпущены на испытания аэродинамические изд."22". Кроме того проведены в АДТ Т-108 в ЦАГИ продувки моделей обеих компоновок. Всесторонние испытания привели к выбору облика снаряда. Окончательный вариант, изд."24", получил компоновку "утка" с Х-образным расположением рулей и крыльев.

Создаваемый снаряд являлся составной частью системы вооружения К-8, которая включала бортовую РЛС и вычислительный блок. Система входила в комплекс перехвата. Специально для новой системы вооружения заводу #115 было поручено по Постановлению СМ СССР #616-381сс от

30.03.55г. и приказу МАП #240сс/ов от 5.4.55г. спроектировать новый самолет-перехватчик (Як-123 ?), а для отработки и испытаний - оборудовать два самолета Як-27. Кроме того в соответствии с постановлением СМ СССР #2543-1224сс от 30.12.54г. и приказом МАП #362сс от 4.6.55г. началась доработка и подготовка к проведению испытаний системы двух самолетов Як-25М (Як-120М).

Для повышения эффективности и помехозащищенности проектирование началось сразу в двух комплектациях с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГС) и тепловой головкой самонаведения (ТГС), причем разработки по каждому типу ГСН были поручены нескольким организациям. В 1955 году предварительно были определены два исполнителя. Разработка ИК головоки самонаведения, получившей наименование С-57, проводилась силами НИИ-10 МСП под руководством главного конструктора Смирнова. Позже была подготовлена ее модификация - С-57М. Проектирование РГС ПАРГ-1-ВВ (прорабатывали также ПАРГ-8) было поручено Московскому ГСНИИ-648 МРТП коллективу ОКБ главного конс­труктора Н.А.Викторова. Позже к работам были подключены еще два разра­ботчика. Проектирование второй ИК головки началось в ЦКБ-589 МОП, где темой руководил главный конструктор Д.М.Хорол (сначала С.Н.Николаев). Здесь готовилась ТГС С-1, далее на ее базе была сделана С-1-200 ночно­го действия и ее доработанный вариант С1-У, а также С1-Д-58 круглосу­точного действия. Дублирующую радиоголовку, получившую наименование РГС-1 (позже РГС-8), поручили проектировать Ленинградскому ОКБ-287 МАП, коллективу главного конструктора В.С.Дехтярева.

Разработка РЛС "Сокол-2К" для оснащения носителя проводилась в ОКБ-339 МАП под руководством Г.М.Кунявского. Станция "Сокол-2К" являлась модернизацией более ранней "пушечной" станции "Сокол-2".

Из того, что касается принципов работы ГСН, следует отметить один принципиально новый шаг в этой области. Ранее управляемые снаряды пытались снабжать головками самонаведения с неподвижной относительно корпуса антенной (таким образом можно получить только угол пеленга цели), при этом было необходимо, чтобы снаряд в полете при маневрировании цели непрерывно совмещал свою продольную ось, совпадающую с осью антенны, с линией "ракета-цель". Реализовывать такое было трудно и, как оказалось, бесперспективно. На К-8 впервые был применен гиростабилизированный привод антенны ГСН (ГС-1, далее ГС-4), что позволило "отвязать" головку от ракеты. Впервые появились и проблемы, которые не решены до конца и сегодня: при исследовании системы самонаведения конструкторы столкнулись с явлением, которое получило название "синхронные ошибки", в том числе синхронные ошибки обтекателя РГС, связанные с преломлением луча при проходе через радиопрозрачные стенки обтекателя. В дальнейшем проблема решалась несколькими путями: использовались материалы, позволявшие понизить в несколько раз градиент ошибок, разрабатывались системы компенсации ошибок, пытались использовать оптимальные формы обтекателей. Другой сложной задачей стало обеспечение зашиты ГСН от различного рода естественных и организованных помех.

После рассмотрений предварительных проектов в соответствии с планом к дальнейшей разработке были приняты только РГС ПАРГ-1-ВВ и ТГС С-1. Однако работы по РГС конструкции ОКБ-287 ГКАТ (РГС-8) были вновь продолжены как альтернативные с апреля 1959 года. Полуактивные радиолокационные ГСН работали при подсвете от БРЛС и "захватывали" цель на подвеске, после чего при полете снаряда осуществлялось автосопровождение с передачей в систему управления (АП) сигналов, пропорциональных угловой скорости перемещения линии визирования цели. ТГС осуществляла захват и автосопровождение цели по целеуказанию от БРЛС или с помощью оптического прицела.

Оборудование и агрегаты для К-8 разрабатывались следующими организациями. Автопилот АПС-8, предназначенный для управления полетом в соответствии с сигналами ГСН и стабилизации в пространстве при помощи элеронов, создавался на заводе #118 МАП (главный конструктор Н.П.Никитин). Значительной трудностью стало получение высокой точности управления полетом, что обуславливалось широкими условиями боевого применения и статической неустойчивостью снаряда. Впервые АП был разработан на основе гироскопических устройств и различных датчиков. Также впервые самонаведение снаряда было реализовано в АП по методу пропорционального сближения, который применялся практически на всех последующих снарядах. В развитие базового образца заводом были разработаны автопилоты АПС-8-24М, АПС-8-24МА, АПС-8-24М2, АПС-8-24М2Д с улучшенными характеристиками и конструкцией. Неконтактный радиовзрыватель "Снегирь", разрабатывавшийся в КБ главного конструктора В.П.Рюмина в НИИ-504 МОП, включал передатчик с антенными устройствами и приемник РЛ сигналов. В качестве двигательной установки был применен твердотопливный двигатель ПРД-25 конструкции КБ-2 завода #81 МАП с одним сопловым блоком в хвосте снаряда.

Согласно эскизному проекту, выпущенному в декабре 1955 года, система К-8 должна была позволять поражать в ЗПС цели, летящие на высотах 5000-18000 м. и дальностях 2000-8000 м., диапазонах скоростей 600-1100 км/ч. Полетная масса снаряда при массе БЧ в 40 кг. - около 275 кг. Вероятность поражения цели 0,8-0,9. В ходе дальнейших работ требования к системе менялись.

Разработка технической документации, необходимой для изготовления опытных образцов изделия системы К-8, закончена 30 марта 1956 года и передана серийному заводу #455. Перед началом летных испытаний и уже в их процессе был проведен большой объем сопровождающих разработку исследований в ЛИИ и ЦАГИ. В частности, в ЛИИ проведена отработка РГС-8 на стенде совместно с опытным образцом РЛС "Сокол-2К" по реальным воздушным целям, проведена работа по переоборудованию самолета Як-25 в летающую лабораторию для исследования процесса самонаведения от установленной на нем РГС. В ЦАГИ в аэродинамических трубах Т-113, Т-106М, Т-108, Т-112 и Т-109 проходили исследования модели К-8 как отдельно (с разными обтекателями), так и вместе с моделью самолета Як-27 и, далее, Т-3. В соответствии с планом опытных работ в ОКБ-4 к испытаниям готовилось несколько изделий в различной комплектации для нескольких вариантов системы К-8 под самолет-носитель Як-27 с РЛС "Сокол-2К": изделие К-8Н (заводской шифр "24Н" ) в системе К-81 с ТГС ЦКБ-589 ГКОТ; изд. К-8С ( "24С" ) в системе К-84 с ТГС НИИ-10 ГКС; изд. К-8В ( "24В" ) в системе К-82 с РГС НИИ-648 ГКЭТ; изд. К-8Д ( "24Д" ) в системе К-83 с РГС ОКБ-287 ГКАТ. Их первые летные образцы появились уже в 1956 году.

Несмотря на дополнительные указания Правительства и Минавиапрома новый перехватчик под систему К-8 в ОКБ-115 разработан не был. В связи с этим испытания ракет шли на нескольких специально доработанных самолетах. С 17 июля до 4 августа 1956 года проводились летные испытания автономных образцов снарядов ("24А") во Владимировке на Як-25М (борт #0119). Далее в период с 29 декабря 1956 года по 29 мая 1958 года проходили заводские испытания "24Н" с ТГС С-1-200 и автопилотом АПС-8-24 на экспериментальных перехватчиках Як-25М (Як-25К-8, заводские ##0119 и 1110), опытном Як-27К-8 и дополнительно переоборудованном под систему вооружения серийном Як-27 (Як-27К, #0201). Впервые действующий образец системы К-8 был установлен в середине 1957 года на Як-27К (#0201). Пуски изделий с БЧ по реальным целям начались в середине 1958 года. Сначала проведены пуски по высотной мишени САБ-100-75М (светящая бомба) в начале мае 1958 года. Далее 23 и 29 мая осуществлены первые два пуска по мишеням Ил-28, каждая из которых была поражена с первого залпа (одно прямое попадание).

В июне-июле 1958 года на изделиях "24Н" проводилась отработка ТГС более поздней конструкции С1-У (модернизированная С-1-200) и новыого автопилота АПС-8-24М2Д. Сначала проведены облеты по Ту-16 с самолетов Як-25М (бортовые #0119 и #1110), далее сделаны два пуска (11 и 17 июня) с Як-27К по парашютным мишеням ПМ-1. Для проверки работы усовершенствованного АПС-8-24М3 были проведены два пуска (15 и 17 июля 1958 года) изделий "24Н" с этим автопилотом. Так же на "24Н" был проведен ряд испытаний ТГС круглосуточного действия С1-Д-58, в том числе несколько пусков по мишеням ПМ-1. Всего выполнено 49 пусков, в том числе 5 успешных боевых по самолетам-мишеням Ил-28 и парашютным мишеням ПМ-1. Показана высокая точность наведения с различными ТГС и АП. Высоты пусков при этом колебались в пределах 5-13 км. Были достигнуты основные расчетные ТТХ. Отчет по итогам испытаний выпущен 9.7.58г.

Производство первых партий опытных К-8 ("24Н") наладили к 1958 году на заводе #455, где в ходе освоения проведена коренная переработка конструкторской документации. На изделии "24Н" предполагалось установить неконтактный оптический взрыватель НОВ-8Ф, разработка которого велась в ЦКБ-349.

Уже в августе 1958г. были отправлены в в/ч15650 готовые образцы "24Н" для проведения государственных испытаний, которые начались в октябре. В апреле 1959 года успешно закончились испытания этих ракет на трех самолетах Як-27К (борт. #0104, 0204, 0503) с РЛС "Сокол-2К". Акт о результатах испытаний был выпущен 25.4.59г., согласно ему ракета (тогда, в конце 50-х, произошла смена терминологии: "снаряд" на "ракета") рекомендована для дальнейших работ по вооружению истребителей-перехватчиков.

С некоторым отставанием от изд. "24Н" шли работы по ракетам с РГС. Для проведения заводских испытаний партия опытных изделий "24В" с головками ПАРГ-1-ВВ (НИИ-648) была подготовлена лишь к концу 1958 года. В ЛИИ перед началом испытаний осуществлялась стыковка ракет с носителем и облеты головок. В ноябре 1958 года проведена подготовка, а в течении 1959 года - испытания в в/ч15650 по парашютной мишени ПМ-4109 с металлизированным куполом. Закончились заводские летные испытания ракеты к августу 1959 года. Акт о результатах испытаний был составлен 9.9.59г.

Аналогичные испытания ракеты "24Д" с РГС-8 конструкции ОКБ-287 ГКАТ проводились с 1958 года и закончились с задержками из-за доводок ГСН к 2.11.59г. Акт испытаний выпущен 10.12.59г. Постройка опытной партии ракет "24С" с ТГС С-57 конструкции НИИ-10 ГКРЭ была окончена лишь к концу 1958 года. Однако работы по этому варианту ракеты из-за затянувшихся доводок были сняты с плана ОКБ-4 в 1959 году.

В дополнение к плановым работам во исполнение Постановления СМ #1195-613сс от 26.8.56г. и приказа МАП #481сс от 6.4.56г. силами ОКБ-4 был проведен комплекс мер по увеличению потолка применения ракеты К-8. На доработанном варианте применили рули увеличенной площади и клиновидные элероны. Такая ракета (шифр "27" ) была разработана и выпущена опытной партией (автономный вариант "27А") в 1958 году. Модели исследовались в трубах ЦАГИ. В рамках экспериментальных заводских летных испытаний (закончены 30 июня 1958 года) было проведено 10 пусков и достигнуты положительные результаты. Показаны удовлетворительные ЛТХ на высоте до 25000 м. Среди других опытных работ надо отметить следующие. Некоторое время в ОКБ прорабатывали "морской" вариант К-8 для палубной авиации. Планировалось в 1958г. провести НИР совместно с Минсредмашем по определению возможности установки на К-8 малогабаритного спецзаряда. Эти работы были сняты с плана в 1959 году. Кроме того в 1956 году проводились работы по экспериментальному самонаводящемуся снаряду кругового обстрела (т.е. всеракурсному), получившему обозначение изд. "34", для системы К-8. В 1958 году проведены продувки в АДТ Т-108 и Т-113 моделей. Система управления (АПУС-34) разрабатывалась на заводе #118 ГКАТ. Исследовались одноступенчатая и двухступенчатая двигательные установки. Перспективное изделие "поспешило" с появлением в то время и не было реализовано. Разработка самонаводящейся ракеты из того же семейства - изделия "28" системы К-87 было задано ОКБ-4 Постановлениями СМ СССР #419-198сс от 16.4.58г. и #608-293сс от 4.6.58г., а также приказами ГКАТ #131сс от 24.5.58г. и #211сс от 17.6.58г. Ракета проектировалась для вооружения перехватчика Е-150 с БРЛС "Ураган-5Б" в варианте с ТГС ЦКБ-589 ГКОТ и в варианте с РГС конструкции НИИ-648 ГКЭТ. В течение 1958 года проведены предварительные расчеты основных характеристик ракеты К-87, проработана компоновка, выпущена модель и техдокументация на экспериментальный образец. Выдано ТЗ на все оборудование смежникам...

К-8М

Несмотря на весьма положительные результаты при испытаниях изделия "24", выявились отдельные недоработки оборудования снаряда и РЛС носителя. Не обошлось без трагических случаев. Полетная масса ракеты оказалась выше заданной в ТЗ (требовалось 200-250 кг.) и были несколько увеличены габариты ракеты. Станция "Сокол-2К" также перетяжелена на 35 кг. Все это должно было снизить характеристики системы на базе носителя типа Як-25/27 и данные перехватчики уже не могли рассматриваться как потенциальные носители К-8. Установка на более перспективные носители с новыми БРЛС потребовала доработки ракеты К-8.

В итоге снаряд К-8 по ряду указанных причин на вооружение так и не поступил. Уже с середины 1958 года в соответствии с Постановлением СМ #419-198сс от 16.4.58г. и приказом ГКАТ #131сс/ов от 24.4.58г. работы по К-8 вылились в улучшенную модификацию предназначенную для установки на новых носителях - К-8М (заводской шифр "24-2" или "24"-II серия). В основу дальнейших работ были положены результаты испытаний К-8 и дополнительные ТТТ, вызванные повышением требований к высотности и скорости полета. Модификация предназначалась по прежнему для использования в качестве средства поражения тактических и стратегических бомбардировщиков из ЗПС днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. На основе опыта испытаний на самолетах типа Як-27 снаряд К-8М готовили для двух новых систем перехвата. В ОКБ-4 сначала проводили работы по варианту ракеты К-8М ("24-2Н") с ТГС С1Д-58 конструкции ЦКБ-589 ГКОТ под системы вооружения К-85 и К-86 для оснащения перехватчика И-75 с РЛС "Ураган-5Б" (комплекс И-75-8М) и перехватчика Т-47 с РЛС "Орел" (комплекс Т-3-8М), соответственно. Разработки по К-8М с РГС начались несколько позже.

На ракете К-8М был установлен автопилот АПС-8-24М2 завода #118 ГКАТ, отработка которого началась еще на К-8, доработанный радиовзрыватель "Снегирь-М (-Т)" конструкции НИИ-504 ГКОТ. Двигатель сохранился тот же ПРД-25 (изд."232-II). Его суммарный импульс у земли составлял 11250 кг. Зто позволяло развивать снаряду высокую скорость, превышающую скорость носителя до 500 м/с. В последствии ПРД-25 неоднократно модернизировали, последней была модификация ПРД-25СМ (изд."232-IIСМ"), которая и прошла все испытания. Боевое снаряжение включало боевую часть "24-22" массой 40 кг. (конструкции ГСКБ-47 ГКОТ) и предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ). Для оборудования самолетов Т-47 ракетами К-8М в ОКБ-424 ГКАТ главного конструктора В.П.Григорьева проведена разработке пускового устройства АПУ-23 (тема "455"). Разработки БРЛС поиска целей и наведения ракет проводились в ОКБ-339 ГКАТ (станция "Орел") и в ОКБ-15 ГКАТ (станция "Ураган-5Б").

До конца 1958 года работы по ракете с тепловой ГСН были закончены и выпущена вся техдокументация на автономные, телеметрические и боевые изделия, а также построены макеты и автономные (програмные) изделия для испытаний на самолетах-носителях.

Работы по комплексу перехвата И-75-8М (в соответствии с Постановлением ЦК и СМ #419-198сс от 16.4.58г. и приказом ГКАТ #131сс/ов от 24.4.58г.) были чисто опытными. На перехватчиках И-75 и И-75Ф, оснащенных БРЛС "Ураган-5Б" и ракетами системы К-8М, с целью скорейшей отработки проходил первый этап комплексных испытаний (начатых в феврале 1959 года) системы автоматизированного наведения перехватчиков "Ураган-5", основным элементом которой должен был стать в дальнейшем перехватчик Е-152. В том же 1959 году эти работы были прекращены (приказ ГКАТ #285сс/ов от 18.7.59г.). Были попытки включить снаряды системы К-8(М) в состав вооружения опытных перехватчиков П-1 (2 снаряда, РЛС типа "Пантера"). Прорабатывался (1958 год) вариант установки четырех К-8М ("24-2") на самолете Ту-98 (летающая лаборатория). В первом полугодии 1959 года планировалось провести заводские летные испытания такого варианта.

В конце 1959 года на полигоне в/ч15650 при участии ВВС, завода #51, ОКБ-4, предприятий ГКАТ, ГКОТ и ГКРЭ начались совместные испытания комплекса Т-3-8М с ракетами К-8М с ТГС. Для этого заводом #51 подготовлены самолеты-носители Т-47-3 (головной, переоборудован из серийной машины в ноябре 1958 года), Т-47-4, Т-47-5. Этап "А" испытаний (т.е. заводские испытания) К-8М с ТГС С1Д-59 проходил с 30.11.59г. в ЛИИ. Предварительно был проведен ряд наземных и летных стыковочных испытаний РЛС "Орел" с ТГС и блоком связи "самолет-ракета". С этой целью до 6.4.60г. выполнено 44 полета с 15 ракетами, которые показали работоспособность ТГС на высотах 17-19 км., скоростях, соответствующих М=1.6 и дальность захвата более 8км., а также согласованность всех элементов комплекса. Одновременно проводились ЛИ системы реактивного вооружения К-8М, в ходе которых сделано 4 пуска телеметрических ракет по мишеням ПМ-2. Проверена работоспособность пускового устройства АПУ-23 (конструкции ОКБ-424 ГКАТ). Результаты были положительные и позволили перейти к этапу "Б" совместных испытаний (т.е. государственным испытаниям, шли в в/ч15650 в Ахтубе). Первоначально были отработаны условия атак Т-47 по целям типа Ту-16, Ил-28, МиГ-19, Ла-17 и Т-3. В 119 полетах с 54 ракетами за период с 26.4.60г. по 18.10.60г. выработана оптимальная тактика перехвата, определены зоны пуска по всем типам целей. С 18.6.60г. по 22.10.60г. проводились испытания ракет по реальным целям, в ходе которых в 40 полетах Т-47 выполнено 37 пусков телеметрических и боевых ракет по мишеням ПМ-2, ВУМ-22 (высотный аэростат), Ил-28 и МиГ-19.

Все испытания показали положительные результаты, выполнены основные пункты ТТТ ВВС на систему вооружения К-8М (ракеты с ТГС, пусковые установки ПУ-1-8 и автоматика пуска), что позволило комиссии рекомендовать (письмо в СМ СССР от 18.11.60г.) поставить ракету с ТГС на серийное производство для ВВС. В том же году техдокументация на ракету была передана на серийный завод #455 ГКАТ.

Несколько позже по сравнению с вариантом ракеты с ТГС в соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР #735-338сс от 4.7.59г., приказов ГКАТ #285сс от 18.7.59г. и #337сс от 18.8.59г. ОКБ-4 было задано провести работы по разработке техдокументации на вариант ракеты К-8М ("24-2В") с РГС ПАРГ-1-ВВ конструкции НИИ-648 ГКЭТ для комплекса Т-3-8М.

Совместные испытания этой ракеты в комплексе Т-3-8М были начаты из-за проводимых доводок РГС, БРЛС и задержек с поставками новых двигателей носителей (Т-47-7, Т-47-8) только в июне 1960 года. На этапе "А" совместных испытаний проведены мероприятия по наземным и летным стыковкам элементов комплекса. В период с 15.6.60г. по 2.8.60г. выполнено 15 полетов с 11 ракетами, из них три полета для проверки функционирования системы вооружения и пять полетов для определения максимальных дальностей захвата цели типа Ту-16 и один полет на перехват Ту-16, а также три полета с пусками 5 ракет по парашютной мишени с металлизированным куполом ПМ-4109 и два полета с пусками двух ракет по самолету-мишени Ил-28. Система вооружения с РГС показала удовлетворительную работу ПАРГ-1-ВВ совместно с БРЛС "Орел", результаты позволили с 15.8.60г. перейти к испытаниям всего комплекса перехвата (этап "Б"). До конца года на самолетах Т-47 было выполнено 25 полетов с 29 пусками ракет по мишеням ПМ-4109, Ил-28 и МиГ-19. Показана высокая точность наведения ракет. Успешные результаты позволили рекомендовать ракету К-8М с РГС для серийного выпуска. Однако, окончательное завершение совместных испытаний было задержано выявленными дефектами ракет и их устранением, а также плохой погодой в 4 квартале года и доводками БРЛС (принято решение применении доработанной станции "Орел"). В течении первой половины 1961 года (до успешного завершения испытаний 8.7.61г.) был проведен еще 191 полет на самолетах Т-47 (118 полетов по программе испытаний и 73 отладочных) с пусками 5 ракет с РГС.

В итоге почти семилетних многоэтапных работ в соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР от 27.11.61г. #1050-451сс комплекс перехвата Т-3-8М с системой реактивного вооружения К-8М был включен в план производства и поставок ВВС (на 1962 год), а постановлением от 12.1.62г. под наименованием Су-11-8М принят на вооружение. Система вооружения включала 2 ракеты Р-8М ("24М") в двух вариантах Р-8МР с ПА РГС ПАРГ-1-ВВ и Р-8МТ с ИК ГСН С1-Д-58, а так же бортовую РЛС РП-11 "Орел". Это был первый отечественный комплекс перехвата, оснащенный самонаводящимися (!) ракетами класса "воздух-воздух".

В инициативном порядке система К-8М была также установлена на доработанный самолет Як-28. Такой перехватчик Як-28П с системой наведения "Воздух-1", БРЛС "Орел-Д" и двумя точками установки ракет был построен в 1959-60гг. в нескольких опытных экземплярах. В начале 1961 года закончены летные испытания комплекса с ракетами с ТГС, в ходе которых выполнено 3 пуска телеметрических ракет по мишени ПМ-2 и 5 пусков боевых ракет по мишени Ил-28. Выявлена необходимость провести упрочнение крыла ракеты и узлов подвески в связи с увеличенными нагрузками на данном носителе. К октябрю 1961 года перехватчик успешно прошел совместные испытания с пусками ракет. Постановлением ЦК и СМ от 27.11.61г. за #1056-456сс комплекс перехвата Як-28П-8М приняли в серийное производство.

Первую небольшую партию ракет К-8М (телеметрических и боевых) в количестве 92 (27) ед. выпустил завод #455 (г.Костино) еще в конце 1959 года. В следующем году было выпущено 179 ед. снарядов типа К-8М, в 1960 и 1961 годах уже по 350 ед., а в 1962 году - 204 ед. Кроме Костинского завода, который первым осваивал технологию, производство было налажено с 1960-61 годов еще на трех предприятиях: на заводе #485 Киевского СНХ (стал головным заводом по этой ракете, выпущено в 1960 году 31 ед., а в 1961 и 1962 (?) годах - уже по 560 ед.), на заводе #575 Владимирского СНХ (г.Ковров) и на заводе #622 Удмуртского СНХ (г.Ижевск). На этих заводах также осуществлялся выпуск наземного оборудования подготовки пуска ППП-24. Производство ракет было завершено в 1963 году.

Тактические характеристики снаряда Р-8М существенно превышали изначальные характеристики К-8. С самолета Су-11 обеспечивалось поражение воздушных целей в следующих условиях боевого применения: высоты полета цели 5000-23000 м., скорость цели до 1800 км/ч., превышение цели над носителем до 5000 м., дальности до цели 2000-12000 м. Максимальная скорость полета Р-8М была М=5.

К-8М: модификации

Вскоре после создания Р-8М в ОКБ-4 приступили к ее модернизации. Ракета послужила базой для целого семейства. Был создан ряд модификаций этого удачного снаряда.

Еще при создании К-8М были определены требования к доработке автопилота с целью применения ракет на малых высотах (АПС-8-24М3). На К-8МР высота применения ограничивалась 5 км. Уже в 1962 году Была подготовлена программа доработок и испытаний К-8М для применения на малых высотах, проведены необходимые расчеты, моделирование и разработаны предложения по модернизации ракеты для применения не только в ЗПС, но и в ППС. Также значительное внимание было уделено вопросам достижения высокой эффективности ракеты в условиях пассивных помех, что требовало соответствующих доработок ТГС, РГС и неконтактного взрывателя, для чего предложено разнести приемные антенны радиовзрывателя "Снегирь-М" по длине ракеты.

При первой модернизации, которая началась в 1960 году, установили доработанные автопилот АПС-8-24М3 (появилась возможность настройки на различные высоты) и тепловую головку самонаведения С1Д-58М (позволило производить пуски в любое время суток). Установлены крылья более прочной конструкции. Двигатель, ампульная батарея электропитания, боевая часть остались прежние. В 1962 году были построены первые опытные образцы ракет (изд. "24М1") в телеметрическом и боевом вариантах. В том же году проведены пуски К-8М1 на высотах 2-8 км. с перехватчиков Як-28П по проверке работоспособности автопилота (5 пусков), а также по отработке ТГС (82 пуска) по самолетам-мишеням Ту-16, Ил-28 и парашютным мишеням. Испытания новых систем дали положительные результаты.

Государственные совместные летные испытания всего комплекса перехвата Як-28П-8М1 были проведены довольно быстро и закончены с положительными результатами в 1963 году. Проведено 5 пусков для проверки и отладки всей системы вооружения по ПМ, 16 пусков по основной программе испытаний по мишеням Ил-28. Сбито 3 мишени ракетами с ТГС. При испытаниях изделий с РГС ПАРГ-1-ВВ на малых высотах (ниже 3 км.) выявилось сильное влияния отраженного от земли сигнала (фона земли), что приводило к большой вероятности срыва захвата. Пришлось ограничивать диапазон применения. В 1963 году ракета была принята на вооружение в двух вариантах: Р-8М1Т и Р-8М1Р. Расширился диапазон применения: доработка автопилота позволила снизить минимальную высоту до 300м. (ТГС), максимальная осталась в пределах 23000 м. Снаряд Р-8М1 широко применялся на истребителях-перехватчиках Як-28П (с РЛС "Орел-Д") и далее на Су-15 (с РЛС РП-15М "Орел-Д-58М").

Серийное производство налажено с 1963 года на головном заводе #485 (г.Киев), а также на заводе #455 (г.Костино), заводе #575 (г.Ковров) и заводе #622 (Ижевский механический завод).

Требования заказчика по расширению ТТХ ракет типа Р-8М и Р-8М1 привели к появлению всеракурсной (т.е. способной поражать цели как в ЗПС, так и в ППС) ракеты К-8М2 (К-98). Работы по модернизации комплекса Су-11-8М в целом и ракеты проводились в соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР #139-67 от 05.02.62г. В качестве нового самолета-носителя готовился истребитель Т-58 (Су-11 с двумя ТРД). Работы шли в два этапа.

На первом этапе модернизации до уровня комплекса Су-11-8М1П проведена доработка БРЛС самолета-носителя "Орел-Д" и доработка серийной ракеты в ракету К-8М1П с возможностью поражать цели в ЗПС и ППС. В НИИ-504 доработан радиовзрыватель "Снегирь-М". В начале 1964г. прошли совместные государственные испытания комплекса. На втором, основном, этапе выполнен ряд работ по глубокой доработке РЛС "Орел-Д" в станции "Орел-ДПА" с повышенной помехозащищенностью и автоматизацией этапов перехвата и наведения. Ракета К-8М2 (К-98) получила возможность поражать высокоскоростные цели в ППС и доработана по части помехозащищенности. Установлено новое оборудование - двухволновой РВ (конструкции НИИ-571), БЧ (ГСКБ-47) и ПРД снабжен пороховым зарядом нового рецепта (завод #81), проведена доработка автопилота (повысилось быстродействие контура стабилизации, применен переключатель коэффициента усиления контура управления).

В 1963 году были начаты совместные ЛИ ракеты К-98 в комплексе Т-58-98, в ходе которых проведены облеты в ППС и ЗПС на определение дальностей захвата РГС целей типа Ту-16, Ил-28, Як-25РВ и выполнены перехватые полеты. Далее проведены пуски по реальным целям: два пуска ракет с ТГС и РГС на больших высотах по парашютным мишеням М-6. Результаты показали, что характеристики ракеты при применении из ЗПС практически не изменились по сравнению с Р-8М1, поражение из ППС было возможно на высотах 2000-18000 м. (при превышении над носителем до 3000 м.) на скоростях цели до 1200 км/ч.

В 1965 году в соответствии с Постановлением ЦК и СМ #361-134 от 30.4.65г. ракета в двух вариантах Р-98Т (изд."55") и Р-98Р (изд."54") принята на вооружение в составе комплекса Су-15-98. В результате унификации блока пуска носителями новой ракеты стали кроме Су-15 перехватчики Су-11, Су-15У (радиоприцел "Коршун-58") и Як-28П в комплексе Як-28П-98 с доработанной РЛС "Орел-Д", а позднее Су-15ТМ с РЛС "Тайфун-М" и Су-15УМ (только Р-98Т). Опытное (с 1964 года) и, далее с 1965 года, серийное производство этой модификации шло до 1973 года на заводе #455 (МЗ "Стрела").

Очередная модификация К-98М (К-8М3; Р-98МР, изд."56" и Р-98МТ, изд."57") отличалась повышенной помехозащищенностью ГСН и расширенным диапазоном пуска. Минимальная высота пуска ракеты Р-98МТ по сравнению с Р-98Т в передней полусфере снизилась с 5000 до 2000 м., а максимальная - увеличилась с 18000 до 21000 м. (в задней полусфере - с 23000 до 24000 м.); максимальная скорость поражаемой воздушной цели в передней полусфере возросла с 2000 до 2500 км/ч), в ЗПС - 1800 км/ч. Применялись ракеты на истребителях-перехватчиках Су-11, Су-15ТМ, Су-15УМ, Су-17М (только Р-98МТ).

Для обучения и тренировки личного состава в на основе ракет типа Р-8 и Р-98 во исполнение Постановления ЦК и СМ от 5.2.62г. в рамках обеспечения ВВС и ПВО учебными средствами для комплексов Су-11-8М, Су-15-98, Як-28П-8М и -98 в ОКБ-4 был разработана учебная ракета УК-8М с ИК и ПА РГС. Ракета позволяла проводить многократно без пусков отработку всех этапов захвата и атаки при учебно-боевой подготовке летного состава и для приемо-сдаточных испытаний серийных самолетов этих комплексов. В отличие от базовой ракеты была упрощена и упрочнена конструкция (из расчета на 300 взлетов-посадок против 5-10 с боевой ракетой), упрощена технология производства. В 1963 году была подготовлена техдокументация и в ОКБ-4 выпущены первые образцы для испытаний, документация передана для освоение серии на завод #455. В том же году были проведены заводские летные испытания 4-х образцов на аэродроме завода #153 в ходе приемо-сдаточных полетов. Серийное производство ракеты осуществлялось с 1966 года и она применялась под обозначением УР-8М. На базе УК-8М разработан габаритно-весовой макет для учебных полетов на 300 взлетов-посадок и ракета-лаборатория УК-8ЛВ для отработки режимов перехвата и испытания оборудования.

Большую роль в создании семейства снарядов К-8 сыграли работники ОКБ-4: заместитель главного конструктора В.Н.Елагин, а также конструкторы Н.В.Синельщиков, Б.П.Ерохин, Г.Н.Смольский, В.В.Стрелков, Г.И.Хохлов, И.И.Меньшиков, И.Н.Карабанов и многие другие.

 

Ерохин Е.И., 1996г.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005