ФГУП «Государственный Рязанский
приборный завод» - предприятие, которое по праву считается одним
из флагманов радиоэлектронной промышленности страны. Производит
сложнейшую радиоэлектронную аппаратуру для авиации. В 2008 г.
завод отмечает свой 90-летний юбилей.
История. Образован в 1918 г. как Рязанский
деревообделочный завод (ДОЗ). В 1935 г. начал выпуск военной продукции.
В 1939 г. РДОЗ переведен из Главлеспрома в НКАП СССР. Тогда начинается
переориентирование на изготовление авиационных деталей - осваивал
производство лонжеронов, воздушных винтов и авиалыж для самолетов.
Действовал как завод №168. Перед войной действовал в 11ГУ и 6ГУ НКАП.
Начинал организацию постройки и производства планеров КЦ-2, вел
производство крыльев и оперени\ МиГ-3 для завода №1 им. Авиахима НКАП. В
те годы на завода работали известные конструкторы П.В.Цыбин и
Д.Н.Колесников. В середине1941 г. эвакуирован в пос. Лопатино (г.
Волжск) Марийской АССР. На производственных площадях в Рязани действовал
филиал, преобразованный в мае 1942 г. в новый завод №463 НКАП. Велось
планерное производство. Еще в начале 1945 г. на заводе приступили к
организации выпуска опознавательной аппаратуры. В дальнейшем завод был
полностью переориентирован на производство радиоаппаратуры, для чего с
1.9.50 г. передан из 11ГУ в 17ГУ МАП. Организовано серийное
производство РЛ оборудования и БРЛС "Сокол" (РП-6) для Як-25М. В 1959 г.
начато строительство новой заводской площадки в поселке Приокский. В
1963 г. завод получает новое наименование - «Красное знамя», а в 1965г.
- «Рязанский приборный завод". В 1973 г. Рязанский приборный завод
становится головным предприятием ПО «Радиоприбор», в состав которого
вошел Касимовский приборный завода, а позднее - Елатомский приборный
завод. В 1950-80 гг. постоянно расширялась номенклатура выпускаемой
продукции. Серийно выпускались системы управления для БР, головки
наведения для авиационных торпед "Щука", радиолокационные ответчики
госопознавания практически для всех типов самолетов и вертолетов ВВС и
гражданской авиации, навигационные локаторы РПСН-2, РПСН-3, КПЗ-А для
самолетов Ил-18, Ан-24, Ан-26, Ил-76 и т.д. Выпускались БРЛС Н003, Н008,
Н019, Н001; бортовые радиотехнические системы ближней навигации для
пассажирских и транспортных ссамолетов РСБН-85...
|
В различные годы предприятие выпускало изделия РЛ техники для боевых
и гражданских самолетов. Среди них следующие.
Бортовые радиолокационные станции семейства
«Сапфир»
Устанавливались на истребители МиГ-23, МиГ-25 и их модификации.
Серийный выпуск - с 1974 года.
БРЛС семейства «Сапфир» обеспечивают:
- обнаружение воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях днем и
ночью, на фоне земли, моря и в свободном пространстве;
- автоматическое сопровождение одной цели;
- расчет зоны пуска ракет;
- наведение ракет с пассивными РГС и ТГС;
- высокую степень защищенности от активных и пассивных помех;
- формирование командно-пилотажной и навигационной информации;
- формирование информации от теплопеленгатора;
- атаку воздушных и наземных целей неуправляемыми снарядами и пушкой.
Основные характеристики:
- дальность обнаружения в свободном пространстве - 45 -100 км;
- дальность захвата в свободном пространстве - 30-75 км;
- дальность обнаружения на фоне земли, моря - 25-40 км;
- дальность захвата на фоне земли, моря - 20-30 км.
Радиолокационные прицельные комплексы семейства
Н001
Устанавливались на истребители Су-27, Су-30 и их модификации.
Серийный выпуск - с 1983 года.
РЛПК семейства Н001 предназначены:
- для поиска, обнаружения, захвата и сопровождения воздушных целей в простых
и сложных метеоусловиях днем и ночью, на фоне земли гор и моря;
- для решения задач пуска ракет, выдачи целеуказания и команд управления на
ракетное и стрелково-пушечное вооружение самолета, а также подсвета
атакуемых целей;
- для формирования сигналов отображения на индикаторах обзорной, тактической
и пилотажно-навигационной информации;
- для формирования директорных сигналов управления самолетов в различиях
режимах наведения.
Основные характеристики:
- дальность обнаружения в свободном пространстве - 100 км;
- дальность захвата в свободном пространстве - 80 км;
- дальность обнаружения на фоне земли, моря - 80 км.
Бортовые радиолокационные станции семейства Н019
Устанавливались на истребитель МиГ-29 и его модификации.
Серийный выпуск — с 1982 года.
БРЛС семейства Н019 обеспечивают:
- обнаружение воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях, днем и
ночью, на фоне земли, гор, моря и в свободном пространстве;
- расчет зон пуска ракет;
- высокую степень помехозащищенности от активных и пассивных помех в режимах
радиопротиводействия;
- атаку воздушных и наземных целей неуправляемыми снарядами и пушкой;
- скоростной вертикальный обзор и захват визуально-видимых целей в ближнем
бою;
- сопровождение "на проходе" в режиме обзора 10 целей и одновременную атаку
ракетами с РГС или ТГС одной наиболее опасной цели.
Основные характеристики:
- дальность обнаружения в свободном пространстве - 80 км;
- дальность обнаружения на фоне земли, моря - 70 км.
Радиолокационные станции семейства «Эмблема»
Радиолокационные станции предупреждения от столкновения в воздухе и
навигации РПСН-2Н, РПСН-ЗН.
Устанавливались на самолеты Ил-18, Ан-24, Ан-26, Ил-62, Ил-76.
Серийно выпускались в 1958-1990 гг.
РЛС семейства «Эмблема* обеспечивают:
- обнаружение областей активной грозовой деятельности, расположенных в зоне
обзора, с определением наиболее опасных зон в грозовом фронте на дальности
180 км;
- индикацию наличия или отсутствия безопасности превышения
- полета самолета над наземными препятствиями в виде отдельных горных вершин
и горных массивов на дальности 180 км, соответствующей "кругу безопасности";
- предупреждение экипажа в пределах зоны обзора станции от столкновения с
другими самолетами;
- обнаружение встречных самолетов пассивным методом на дальности 15 км;
- обзор наземной поверхности на дальности 180 - 240 км.
Многофункциональные импульсные радиолокационные станции
предупреждения столкновения и навигации семейства КП-3
Устанавливались на военно-транспортные самолеты Ан-22, Ил-76МД, Ил-76ТД.
Серийный выпуск - с 1973 г.
Радиолокационные станции семейства КП-3 обеспечивают:
- обнаружение областей активной грозовой деятельности, с определением
наиболее опасных зон в грозовом фронте на дальности 250 км;
- индикацию наличия или отсутствия безопасного превышения самолета над
наземными препятствиями в виде отдельных горных вершин и горных массивов на
дальности 250 км, соответствующей "кругу безопасности";
- обнаружение встречных самолетов на дальности 25 км;
- обзор наземной и водной поверхности на дальности 250-300 км;
- выдерживание заданного положения в боевом порядке в сложных метеоусловиях;
- индикацию воздушной обстановки в радиусе 20 км;
- цифровую индикацию дальности до впереди летящего самолета;
- решение задач сброса грузов с самолетов при прицеливании по маякам и
радиолокационно-контрастным целям.
К современным образцам РЛ техники относятся
станции "Оса", "Барс", Н-025 и "Ирбис".
Радиолокационный прицельный комплекс "Оса"
РЛПК "Оса" разрабатывается как базовая модель для широкого класса легких
фронтовых истребителей типа МиГ-21, МиГ-29.
Многофункциональный, малогабаритный, многоцелевой прицельный комплекс с ФАР
обеспечивает:
- электронное сканирование, управление и наведение ракет в широкой зоне;
- адаптивное ограничение формы луча и уровня боковых лепестков;
- одновременное сопровождение восьми целей и стрельбу по четырем из них во
всей угловой зоне;
- все возможности в режимах "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" и "ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ";
- управление и наведение всех видов ракет с активными, полуактивными и
тепловыми головками самонаведения;
- управление полетом истребителя при пуске ракет по нескольким целям;
- атаку воздушных и наземных целей неуправляемыми снарядами и пушкой.
Основные характеристики;
- дальность обнаружения - 85 км;
- дальность захвата цели - 65 км.
Радиолокационная система управления вооружением
РЛСУ-30МК "Барс".
Устанавливается на истребитель Су-30МК и представляет собой сложный
радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) с
электронным управлением лучом.
Серийно изготавливается с 1997 г.
РЛСУ-30МК "Барс" обеспечивает:
- обнаружение и атаку целей в свободном пространстве в сложных
метеоусловиях, на фоне земли, гор, моря;
- обнаружение и атаку целей в режимах "ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ";
- одновременное обнаружение и сопровождение 10 целей, атаку в режиме
"ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" - 4 целей, в режиме "ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ"- 2 целей.
Основные характеристики:
Дальность обнаружения на встречных курсах - 250 км.
Дальность обнаружения целей в "догоне" - 65 км.
|