Авионика, Московский научно-производственный комплекс, ОАО (ОАО
МНПК "Авионика")
Филиал Завода №474, Завод №118, Гос.Союзн. завод №118, Гос. Союзный опытный завод №118, 3-й МПЗ, Московский
научно-производственный комплекс (МНПК) "Авионика",
АООТ МНПК "Авионика")
Адрес: 103055, Россия, Москва, ул. Образцова, 127, Телефон:
+7 (095) 681-33-55; 684-49-61, Факс: +7 (095) 681-27-33; 684-49-61, Web: http://www.avionika.orc.ru/, E-mail: avionika@orc.ru
Крупный разработчик и производитель авиационных приборов.
Ведет историю от завода №474 НКАП, организованного в г.Москве на базе Фабрики музыкальных инструментов им.
"5-летия Октября". Это предприятие, действовавшее с 1922г., в свою
очередь было сформировано из сооружений и мощностей Фабрики грампластинок
братьев Поте (фабрика "Поте"), основанной в 1907г. Фабрика несколько раз
реконструировалась и расширялась (в 1930г., 1934г., 1939г.). Передана в 5ГУ
НКАП из НК местной промышленности РСФСР по приказу НКАП №722 от 10.12.40г. В
соответствии с приказом НКАП №10 от 8.1.41г. вновь образованному заводу
присвоен номер и наименование Государственный Союзный завод №474 НКАП.
На заводе сохранено производство запальных трубок
(воспламенителей) УТ-36 и, первое время, звукоулавливателей ЗП-2. Вскоре
налажено изготовление сильфонов для манометрических приборов, анероидов и др.
Директором завода был И.С.Алешин (1941-43 гг.), далее Жердев (с 1943г.).
В к. 1941г. мощности еще строящегося завода были
эвакуированы в г.Свердловск (по приказу НКАП №738 от
24.7.41г., №894 от 22.8.41г. и №1057 от 10.10.41г.) на площади Энерго-механического техникума НКПС. Продолжил на новом
месте производство запальных трубок УТ-36, ГТК-2 и производство сильфонов. В
соответствии с приказом НКАП №21 от 24.1.45г. завод влит в состав завода №214
НКАП (г.Свердловск, см. ОАО "Уральский
приборостроительный завод") и исключен из числа действующих.
В то же время на оставленный промплощадях в Москве уже с начала 1942 г. началось формирование Ремонтных мастерских по
приборам при 5ГУ НКАП (приказ №63 от 25.1.42г.). Вскоре образован филиал завода
№474 НКАП. Его директором назначен Н.Б.Валаев. Однако, на базе еще не развернутого филиала вскоре образован новый
серийный завод (по приказу НКАП №269 от 10.4.42г.) - Государственный
Союзный завод №118 НКАП для дублирования
производства и ремонта электрич. и манометрич. ав. приборов.
Вел производство манометров масла и бензина,
аэротермометров. Директором завода назначен Н.Б.Валаев (руководил заводом до 1944г.).
С 1944г. директором завода назначен И.И.Домбровский (в 1944-46гг.).
В ноября 1945г. (приказ №411 от 22.10.45г.) на
территорию завода №118 НКАП перебазировано ОКБ-1 НКАП.
Это ОКБ (ранее КБ-214 при заводе №214, далее ОКБ-1 НКАП при
заводе №122) было образовано еще в ноябре 1932г. при заводе "Метрон" (завод №214, см. Второй Московский
приборостроительный завод, ОАО) для
отработки первого пневматического автопилота АВП-1 для самолета ТБ-1.
Руководителем КБ назначен В.М.Соркин.
Велись работы по автопилоту АВП-10 для ТБ-3РН. В ноябре 1937г. на базе
небольшого КБ-214 образовано заводское ОКБ по
гироскопическим приборам, руководителем которого с .2.38г. назначен также В.М.Соркин. Работы по автопилотам А-3 и АПГ-1
(для ДБ-3 и ТБ-7). В 1941г. ОКБ вместе с заводом №214 эвакуировано в г.Свердловск, где продолжило работы. Создан здесь в 1942г.
автомат курса для Пе-2 и Ту-2 (АК-1), в тот же период проводило работоты по автопилоту АПГ-2, счетчику остатка
патронов СОП, указателю поворота
УП-2, пневматическому гирокомпасу ДГМПК.
В соответствии с приказом НКАП №643 от 28.10.43г. ОКБ-214
реэвакуировано в г.Москву на новое место - на площадку
завода №122 НКАП и объединено с местным ОКБ-122 НКАП с присвоением наименования
ОКБ-1 НКАП. Гл.к. - В.М.Соркин. В течение 1943-45гг. создано 10 образцов
пневматических автопилотов, в том числе АП-4 для снаряда "10Х",
начались работы по созданию автопилота АП-5 для Ту-4 (копия американского С-1).
После перебазирования в полном составе с завода №122 НКАП
на территорию опытного завода №118 НКАП ОКБ-1 гл.к. В.М.Соркина продолжило
работы по приборам автоматического самолетовождения.
В соответствии с приказом №430 от 4.7.46г. завод №118
выведен из числа серийных заводов 5ГУ и получил статус опытного завода, на базе
завода и ОКБ-1 был образован Государственный Союзный опытный завод №118 НКАП по
разработке и изготовлению систем и приборов автоматического управления и
гироскопических приборов. ОКБ как часть завода действовало в его составе. Гл.к.
остался В.М.Соркин.
Оп. завод проводил разработку п испытания опытных партий, после чего передавал
документацию для серийного производства на заводы №122, №123, №149, №157, №214,
№218, №230, №293 и №43. Первые работы опытного завода - доводка первого
отечественного электрического автопилота АП-5 для Ту-4 (ведущий конструктор
О.В.Успенский) и автопилота АП-4 для управляемого снаряда "10Х"
(ведущий конструктор В.С.Денисьев), работы по авиагоризонту АГК-47Б (ведущий
конструктор Б.И.Волков), гиромагнитному компасу ДГМК (ведущий конструктор
А.А.Давыдов).
С 18.6.46г. гл.к. и директором опытного завода №118
назначен В.М.Соркин, позже с .7.49г. В.М.Соркин назначен гл.к. завода, а директором - И.И.Домбровский. В
последствии директорами завода были: А.И.Солдатов (с .10.51г.), П.П.Кочеров (с .11.52г.), Г.М.Григорян (с .10.53г.), И.С.Никулин (с
.7.72г.). С 3.6.53г. гл.к. завода вместо В.М.Соркина назначty И.А.Михалев.
В 1953г. с завода №118 в КБ-1 МРП была переведена большая
группа конструкторов, занятых в основном работами по теме ракеты "Комета". В .7.55г. завод
был передан в 11ГУ, а с .3.73г. - в 9ГУ МАП.
Вновь начало действовать заводское ОКБ-1 под руководством
гл.к. И.А.Михалева. Это
преобразование сделано в связи с переводом (в соответствии с приказом МАП №503
от 30.7.55г.) на опытный завод №118 коллектива гл.к. Н.П.Никитина с завода №122
МАП (см. ОАО "Первый Московский приборостроительный завод им. В.А.Казакова"), которое
вело разработку систем управления для ракет. В составе завода
№118 МАП образовано ОКБ-2, руководимое Н.П.Никитиным.
Продолжены работы по автопилотам для ракет: АПС-6, АПС-7Л, АПС-70, АПС-8,
АПС-6-А, АПС-7Л8, АПС-8-24М, АПУС-24, АППС-1, АПС-600, АПС-12Б, АПР-9, АПР-757,
АПР-700, АПС-8-24М2, АПС-600А.
В соответствии с приказом ГКАТ №111 от 12.4.61г. ОКБ гл.к.
Н.П.Никитина было переведено на новую производственную базу - завод №23 ГКАТ
(ранее база ликвидированного ОКБ-23 В.М.Мясищева).
С 1963г. вновь принята тематика автопилотов для ракет от
ОКБ Н.П.Никитина. Продолжены работы по автопилотам для К-80, К-40, далее
созданы СУР для К-24, К-73, К-33, К-33С, К-33М. Созданы автопилоты для
вертолетов (тема началась с 1956г.) Ми-4, Як-24, Ка-22, Ми-8. Разработаны
автопилоты для самолетов-мишеней МиГ-19М. Создана система дистанционного
управления для самолета Т-4.
С 1950-х гг. и в последующие годы под руководством гл.к.
В.М.Соркина, И.А.Михалева и далее О.В.Успенского (гл.к.
с 1963г., ответственный руководитель завода с 1972г.) создан ряд пилотажных и
пилотажно-навигационных приборов и комплексов, СУ, элементов автоматики
(датчики угловых и линейных перемещений)
и БЦВМ. Среди них: автопилоты для самолетов Ту-114, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-95,
3М, И-3, И-7У, И-75, Е-150, Е-152, Е-152А, Су-9, Су-7Б, Су-11, М-50, Як-26,
Як-28И-1, Як-28Б, Як-28Л, Ту-95К, Ил-18, Ан-18, Ан-10, Ан-12, Ан-22, Ан-24,
"РСР", Як-25РВ, 3МР и др. Созданы САУ для самолетов М-52, МиГ-25,
МиГ-29, МиГ-23БН, МиГ-31, Су-25, Су-27, Як-36, Ил-18. Созданы автопилоты для
ракет и БПЛА: "ЛМ", "Щука", "Щука-1", "Шторм", "И-126", "250" (СНАРС-250),
"Комета".
С 1.1.67г. в соответствии с приказом МАП №175 от 30.4.67г.
заводу №118 было присвоено название 3-й Московский приборостроительный завод
(3-МПЗ).
С 1991г. 3-й МПЗ переименован в
МНПК "Авионика".
В 1994 году образовано Акционерное общество открытого типа
МНПК "Авионика", а в 1997 г. - Открытое
акционерное общество МНПК "Авионика".
Предприятие предлагает в настоящее время следующее оборудование. Приборы для Военной авиации (КСУ-821
- цифровая комплексная система управления, СДУ-915-01 - система дистанционного
управления, СДУ-10МК - серийная СДУ, обеспечивающая управление вектором тяги,
САУ-10М-03 - СДУ, САУ-10В - многофункциональная цифровая СДУ, БЛП-3,5-2 -
составная часть электрической системы аварийного покидания экипажем самолета),
приборы для Гражданской авиации (ЭДСУ-200 - цифровая система ДУ самолета
Бе-200, АП-103 - двухканальный автопилот, САУ-140 - цифровая дублированная
система автоматического управления, приборы САРД и СИМЦ-324), приборы для вертолетов (СДУ-А для легкого многоцелевого вертолета ”АНСАТ”, КСУ-А
цифровая четырежды резервированная, четырехканальная (тангаж,
крен, курс, высота) комплексная система для вертолета ”АНСАТ”, ВТУ-123 -
четырехканальное аналоговое вычислительное устройство траекторного управления),
системы управления тактических ракет классов ”воздух-ввоздух",
"воздух-земля”, ”воздух-корабль”, ”земля-воздух” и управляемых бомб (К-73,
Х-31П, Х-31А, 9М-330, КАБ-500, КАБ-1500). Проводится модернизация оборудования
САУ-451-05СМТ(УБТ), АПУ-70 и др.
Генеральный директор - Воробьев Александр Владимирович.
Аэроэлектромаш, ОАО
ранее - Завод №476 им.Дзержинского,
Государственный Союзный опытный завод №476, Московский агрегатный завод "Дзержинец", ММЗ
"Дзержинец", АО "Аэро-Электрик"
Адрес: 127015, Россия, г. Москва, ул. Большая Новодмитровская, 12, т. (095)285-95-11, (095) 285-37-64
Образован в результате перевода мощностей и кадров по пр-ву
слюдяных свечей зажигания завода №476 НКАП (по ул.Сущевской) на территорию площадей бывшего завода
№487 НКАП в 1945г. (по приказу №356с от 30.8.45г.). Продолжено производство
агрегатов зажигания, налажено производство керамических свечей.
К н. 1950-х гг. из-за преобладания роли ГТД над ПД,
резко сократились потребности в пр-ве авиасвечей.
Было достаточным производства на заводах в г.Уфе и г.Сратове. В 1954-55гг. в результате разделения завода №25
МАП его часть с работами по эл/оборудованию и
установкам вооружения с соответствующей
частью коллектива и оборудования перевели на завод №476. Коллективы слились в
один. С 1.7.54г. завод №476 им. Дзержинского получил статус опытного завода.
С начала гл.к. завода назначен А.Ф.Федосеев, зам. гл.к. А.В.Делекторский (далее гл.к.). Директор завода №476 в
1942-47гг. - В.П.Советов.
Некоторое время действовало ОКБ при заводе под руководством А.В.Делекторского по разработке керамических свечей и
систем зажигания. В 1954г. объединено с коллективом другого завода №25 НКАП.
Проводились работы по установкам
подвижного ППВ, их вел зам.гл.к. В.Г.Калмыков (далее с 1966г. Ф.В.Фонаков). Созданы установки пушечного вооружения УПК-23, УКУ-9К-502, установка
пушки ДБ-66 для "Ураган-5" (зам.гл.к. Ф.В.Фонаков);
пункт наведения системы "Ураган", создана подъемно-пусковая установка
ППУ-476-400 (изд.5410), заряжающая установка ЗУ-476-400 (изд.5330) для ЗУР
"400" и командный пункт для системы "Даль", создана
кормовая пушечная установка Д6-35А. Далее создана установка СППУ для пушки
ГШ-30-1. Велось производство комплектов эл/оборудования
для пассажирских и транспортных самолетов (Ил-62, Ту-144, Як-40, Ту-154, Ил-86,
Ил-96-300, Ил-114, Ил-76, Ан-28, -32, -72, -70), боевых самолетов (МиГ-21, -23,
-25, -31, -29, Су-27), ВКС "Буран", вертолетов (Ми-8, -12),
погрузочно-разгрузочных агрегатов для танспортных самолетов Ан-22, Ан-124.
С .2.78г. гл.к. предприятия назначен В.Д.Жарков. Директор - Б.В.Самсонов (на 1996г).
С 1993г. предприятие получило название АО "Аэро-Электрик". Далее переименовано ОАО
"Аэроэлектромаш".
В период 1950-60-х гг. завод имел несколько филиалов. С
.8.55г. действовала при заводе №266 в г.Кирове
конструкторская группа (филиал ОКБ-476) по доводки эл/агрегатов.
В настоящее время самостоятельное предприятие (см. АО "Электропривод"). В г.Смоленске заводу передан как филиал вновь
построенный завод (планировалось производство микроэлектроники). Налажено
производство подвижных ПУ для КР конструкции ОКБ-52.
Далее самостоятельное предприятие по печатным платам в МАП. На базе одной из
бездействующих угольных шахт вблизи г.Тулы организован
филиал по пр-ву сначала технологически несложных элементов для агрегатов, потом
началось производство генераторов. В наст. время самостоятельный Донской машиностроительный завод.
Государственный научно-исследовательский институт
авиационных систем, ФГУП, ГНЦ РФ (ГосНИИАС)
Ранее: НИИ-2, ИТК, НИИ автоматических приборов, НИИ
автоматических систем, НИИ авиационных систем (НИИАС)
Адрес: Россия, 125319, г. Москва, ул. Викторенко,
7, Тел.: (095) 157-70-47, Факс: (095) 943-86-05,
E-mail: info@gosniias.ru, Web: http://www.gosniias.ru
Головной отраслевой институт РФ в области создания авиационных боевых комплексов.
Начинал свою историю как институт авиационного вооружения.
Еще в .8.1944г. планировалось образовать НИИ-2 НКАП для работ по опытному
самолету-снаряду. Зам. руководителя должен был быть назначен П.О.Сухой
(являвшийся гл.к. завода №134 НКАП), по ДУ - Б.С.Стечкин.
Однако это решение было затянуто до начала 1946г.
Постановлением СМ СССР от 26.02.46г. за №473-192 о развитии
НИР и ОКР по авиационной технике была оговорена организация Института
авиационного вооружения. В развитие этого документа вышел приказ МАП №290 от
13.05.46г. об организации нового НИИ-2 в системе 7ГУ МАП. В соответстви с тем же приказом выделена территория
(вспомогательные помещения и часть ангара) на площади "а" и
"б" завода №134 МАП гл.к. П.О.Сухого по Ленинградскому ш., д.55. Штат нового института формировался на базе
4-й лаборатории ЛИИ, части специалистов БНТ ЦАГИ (занималось вопросами изучения
зарубежной авиационной техники), группы Г.Я.Диллона (переведена в .7.46г) и др. специалистов, переводимых с
предприятий МАП. До окончания оборудования базы в Москве, институт располагался
в г.Жуковском.
Организатором и первым руководителем НИИ-2 стал
П.Я.Залесский (возглавлял институт в 1946-51гг.), зам. по научной работе -
В.Е.Руднев, гл.и. - М.Я.Горелик (организовал опытное производство). К .6.46 г.
институт включал следующие подразделения: лаборатория №1 прицелов и воздушной
стрельбы, лаборатория №2 бомбометания и бомбардировочных прицелов, лаборатория
№3 пулеметно-пушечного вооружения, лаборатория №4 бомбового и минно-торпедного
вооружения, лаборатория №6 реактивно-химического вооружения, лаборатория №7
приборостроения, лаборатория №8 информационно-издательская, лаборатория №9
летно-исследовательская в ЛИИ, лаборатория №10 полигонная в Фаустово.
По приказу №641 от 15.9.47г. для размещения ин-та дополнительно передан участок территории завода №240
НКАП.
С 1946г. образован полигон в пос. Фаустово - база №1 (первый
руководитель А.В.Архаров) по стендовым и
натурным испытаниям. В 1965-66гг. полигон преобразован в самостоятельный
Научно-испытательный агрегатный институт
(НИАИ), а в 1978г. - в п. Белоозерский филиал
"Прибор" НИИАС, с 1993г. - это ФКП "Государственный казенный
научно-исследовательский полигон авиационных систем" (ГосНИПАС).
Для развития института выделен участок земли на территории
Виноградского лесхоза для организации базы натурных испытаний - база №2 по
летным испытаниям (возглавил А.Д.Страдаев). Строились
стенды и испытательные установки.
От завода №134, переведенного в Тушино, в ноябре 1949г. в
ведение НИИ-2 были дополнительно переданы все здания территории
"а"/"б" этого завода по Ленингр.ш.,55а
(приказ МАП №393 от 24.5.49г.).
В январе-марте 1951г. НИИ-2 возглавлял и.о. начальника -
В.Е.Руднев. В марте 1951 - июле 1970г. начальником был В.А.Джапоридзе (ранее - начальник лаборатории ЦАГИ). С .9.70г. руководителем ин-та назначен Е.А.Федосов.
В 1946-49гг. проводились работы по испытанию вооружения
самолета Ту-4 (Б-4). Направление деятельности ин-та неоднократно менялось, но в области эффективности боевой авиации. В первые годы
деятельности в институте проводились конструкторские работы. Шли работы по
первой отечественной реактивной торпеде РАТ (РАТ-52, А-2) в группе
конструкторов под руководством Г.Я.Диллона (далее
работы возглавлял В.П.Голиков). В
.1.53г. торпеда принята на вооружение, в .12.53г. - прошла войсковые испытания.
Проводились работы по торпеде РАТ-3 (изд."40"). В начале 1954г.
планировалось передать институтскую группу по РАТ в специализированный НИИ-400
МТТМ. Кроме того велись работы по тематика управляемых
снарядов класса "воздух-воздух". Выполнен проект снаряда
"РСС"/Д-42 под руководством Э.Н.Кашерининова (позже перешел в НИИ-642). С 1947г. из НИИ-17 МАП переведен в
НИИ-2 конструктор В.А.Малышев, под началом которого с 1949г. проводились работы
по радиодальномеру "Гамма" для самолета Ту-2 (в 1951г. В.А.Малышев вернулся в НИИ-17 с темой "Гамма"). В разные годы в ни-те работали известные конструкторы Г.М.Кунявский,
В.И.Ермилов, Н.А.Рубин и др.
С к. 1954г. начала бурно развиваться тематика управляемого
ракетного вооружения. Впервые глубоко в институте приступили к исследованиям
проблем самонаведения, проблем эффективности перехвата.
Постановлением ЦК и СМ №2543-1224 от 30.12.54 г. институт
определен ведущей организацией по научно-исследовательским работам в области
создания управляемых ракет класса "воздух-воздух", точнее - систем
управления авиационным вооружением. С этого момента получили развитие работы по
математическому, полунатурному моделированию и испытаниям элементов систем
классов "воздух-воздух", "земля-воздух" и ПРО. Часто институт выступал в роли организации, увязывающей
работами смежников, выдавал ТТТ и ТТЗ, занимался перспективным планированием
работ по направлениям боевой авиационной техники. Одно время в связи с этим
НИИ-2 был передан из 7ГУ в 6ГУ МАП - специальное управление по ракетному
вооружению (приказ МАП №283 от 25.4.55 г.).
С 1.4.55г. НИИ-2 передан из 7ГУ в 6ГУ МАП (приказ МАП №283
от 25.4.55г.).
С к. 1950-х до 1965г. в институте преобладали работы по
космической тематике.
В 1966г. (приказ МАП от 30.4.66г.) НИИ-2 преобразован в ИТК
(Институт технической кибернетики), далее переименован в НИИ автоматических
приборов (до 1970г.), по приказу МАП от 19.2.70г. - в НИИ автоматических систем
(НИИАС) и далее - НИИ авиационных систем (НИИАС). По приказу
МАП №201 от 3.5.90г.) институт получил название ГосНИИАС,
с 1994г. (постановление правительства РФ №247 от 29.3.94г.) - ГНЦ ГосНИИАС, далее присвоен статус ФГУП.
Институтом сделан весомый вклад в развитие отечественной
военной авиации при выполнении работ по созданию систем вооружения боевых
самолётов, в числе которых бомбардировщики Ту-22М, Ту-160, Ту-95МС, истребители
МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, штурмовик Су-25, многие ракеты класса
"воздух-воздух" (Р-3, Р-55, Р-8М, Р-98, Р-40, Р-27, Р-60, Р-73, Р-77) и "воздух-поверхность" (Х-23, Х-25, Х-27, Х-31, Х-35, Х-59, Х-55, Х-555, КАБ-500Л, КАБ-500КР, С-25Л) и др.
Основными результатами работ в области гражданской авиации
- разработка программного обеспечения бортового комплекса оборудования самолётов
Ил-96M/T и Ту-204 и комплексирование бортового оборудования вертолётов Ми-38 и
Ка-62. Тематика работ по ГА, выполненных ГосНИИАС,
включает также совершенствование существующей в России системы управления
воздушным движением. В 1990-1996 гг. разработан Интегрированный Комплекс
Бортового Оборудования для гражданских самолетов (ИКБО-95).
Институт имеет широкие международные связи, проводил и
проводит совместные работы с фирмами и организациями: ROCKWELL Collins, Hughes, Intermec, Digital, Evans & Sutherland, Smiths Industries, THALES
(THOMSON-CSF, Sextant Avioniques),
CATIC, ВВС Индии и другими. Так, совместно с французской фирмой Sextant Avionique и ОКБ им.
Микояна разработан комплекс авионики для
учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. В
сотрудничестве с фирмой ROCKWELL Collins специалисты
института разработали программное обеспечение самолета Ил 96М/Т, оборудование и
ПО которого было сертифицировано с учетом международных требований FAA (США) и
АР МАК (Россия). С фирмой THALES AIRSYS осуществлен комплекс работ по
интеграции и технической поддержке центра УВД в г. Казань.
В настоящее время институт принимает активное участие в
развитии технологий двойного назначения, внедрении передовых научно-технических
разработок в различные сферы деятельности (воздушный транспорт, наземный
транспорт, медицинское обслуживание, банковское дело и т.д.).
В институте создана и внедряется Система качества,
удовлетворяющая требованиям международных стандартов ИСО 9001-94 (российский
аналог ГОСТ Р ИСО 9001-96). Около 100 специалистов
института обучены в Российских учебных центрах и имеют свидетельства менеджеров
по качеству и экспертов-аудиторов. В 2000 году был проведен аудит Системы
качества независимой организацией "Союз по сертификации", на
основании чего институтом получено Заключение ( 6300.311451/ЗЛ
от 19.10.2000 года) о соответствии указанным стандартам и реализуется программа
перехода на стандарты ИСО версии 2000 года.
Более 35 лет (с 1970 г.) руководителем института являлся Е.А.Федосов, академик РАН. С 2006 г. институт возглавил С.Ю.Желтов.
Государственный научно-исследовательский институт
приборостроения, (ГосНИИП)
Ранее - НИИ-25, НИИ приборостроения (НИИП, ГосНИИ приборостроения)
Адрес - Россия, 129226, Москва, проспект Мира, 125, Тел.:
(095) 181-16-38. Факс: (095) 181-33-70, E-mail: corund@col.ru
НИИ-25 образован в 1931г.
Действовал в 17ГУ МАП.
Работы по системе "Горизонт-1 и -1В" (к. 1950-х),
по аппаратуре управления РУ-6-2П для КР П-20 (1959г.).
В 1964г. НИИ-25 был объединен с ОКБ-12 МАП с образованием
единой организации НИИ приборостроения (НИИП). Начальником и гл.к. ин-та назначен А.С.Абрамов. Ни-т базировался на двух территориях.
Поводились работы по системам управления и защиты АЭС и
реакторов ПЛ (с 1953г), системам управления расхода топлива для МБР,
автоматическим системам управления авиационными ТРД, С н. 1960-х начались
работы по инерциальным навигационным системам (ИНС) для ракет. Создан ряд ИНС
для ракет ПЛО, ЗУР (С-300В), ПР (51Т6), ракетного
комплекса 3М-10, управляемой ракеты класса "воздух-воздух" Р-77.
Далее началось проведение работ по БЦВМ для УР. Работы
по комплексам проверки подготовки и пуска ракет.
В .8.92г в результате реорганизации НИИ Приборостроения
(НИИП) территория на 1-й ул. Ямского Поля (бывшее ОКБ-12) выделилась в
самостоятельную организацию - Московское опытно-конструкторское бюро
"Система".
С 1992г. НИИП возглавил Б.Н.Гаврилин.
Московский институт электромеханики и автоматики, ОАО (ОАО
"МИЭА")
Холдинговая компания "Авиаприбор-холдинг", ОАО
Ранее: Завод №923 и ОКБ-923, НИИ-923, Московский НИИ
электромеханики и автоматики (МНИИЭА), Институт электромеханики и автоматики
(ИЭИА) , МИЭА НПО "Автоматика"
Адрес: 125319, Россия, Москва, Авиационный пер. д.5,
Телефон: +7 (095) 152-48-74, Факс: +7 (095) 152-26-31, Web: http://www.aviapribor.ru, E-mail: aomiea@aviapribor.ru
Разработанные АООТ "МИЭА" навигационно-пилотажные
комплексы или пилотажные комплексы, или инерциальные системы установлены
практически на всех военных и гражданских самолетах.
Завод №923 МАП в г.Москве вновь
образован в 1951г. для проведения работ по автопилотам и САУ.
Ранее на этой территории (по пер. Авиационному) работал
филиал завода №132 и некоторое время действовала
конструкторская группа А.С.Яковлева и до войны - цех ширпотреба завода №1 НКАП.
Далее (1942г.) здесь филиал №1 завода №30 НКАП, филиал завода №134 НКАП
(1942г.), в 1946г. филиал был передан для укрепления производственной базы ЦАГИ
под опытный завод со всеми сооружениями и личным составом.
С .7.55г. завод №923 преобразован из серийного в опытный при 5ГУ
Созданы автопилот для ЗУР В-758, системы управления ракет
КСР-11 и КСР-2, автопилот системы "Ураган", автопилот АП-6 для Ту-16, автопилот АП-72-12 для
ракеты К-12БС, автопилот АП-69Б к ЗУР "400". Отдельной темой были
работы по гиростабилизаторам (ГС) ракет
"воздух-воздух ": ГС-1 для К-8, ГС-1а, ГС-6.
МИЭА входило в НПО "Автоматика". Сейчас ОАО
Московский институт электромеханики и автоматики" ("МИЭА")
является головным предприятием в "Авиаприбор-холдинг". Для
организации и координации разработки новых изделий в 1987г. образована
Научно-производственная ассоциация "Авиаприбор". В 1991г. ассоциация
преобразована в АО "Авиаприбор " для работ по различным образцам
бортового оборудования для всех типов ЛА. Вошли 10 предприятий, в т.ч. 4 КБ -
МИЭА, Ульяновское КБ приборостроения, Арзамасское ОКБ
"Темп" (Арзамасское КБ приборостроения),
Саратовское КБ промышленной автоматики, 6 заводов по пр-ву изделий этих КБ - Саратовский электроприборостроительный завод, Ульяновский завод микроприборов "Сигнал", 1-й МПЗ, Московский завод "Микромашина",
Уральский приборостроительный завод, Саратовский завод промышленной автоматики.
Далее было образовано ОАО Холдинговая компания "Авиаприбор-холдинг"
(Распоряжением Правительства Российской Федерации в июне 1994г.).
Генеральный директор холдинга и МИЭА - Крюков Сергей
Павлович.
Разработанные в "МИЭА" навигационно-пилотажные
комплексы (пилотажные комплексы или инерциальные системы) установлены на самолетоах фирм А.Н.Туполева, С.В. Ильюшина, О.В.Антонова, Бериева. Современное поколение оборудования создано
для самолетов Ту-204, Ил-96-300 и Ан-70.
В настоящее время сфера деятельности:
разработка и производство цифровых навигационно-пилотажных комплексов для
самолетов и вертолетов; вычислительных систем навигационных комплексов; электродистанционных систем управления; автоматических
систем штурвального управления; вычислительных систем управления полетом; вычислительных
систем управления тягой; инерциальных навигационных систем; спутниковых
навигационных систем; мультиплексных систем распределения потоков информации и
других систем, комплектующих бортовое оборудование самолетов и вертолетов
различных типов.
Марс, Московское опытное конструкторское бюро, ГУП (MOKБ "Марс")
103030, Москва, Россия, 1-й Щемиловский переулок, 16, Тел.: (095) 288-6464. Факс: (095) 973-1896
Образовано по постановлению СМ СССР от 09.06.55г. как
специализированная научно-исследовательская организация по разработке и
изготовлению астронавигационных систем управления (САН). Сначала действовало
как филиал ОКБ-122 МАП. С 1964г. филиал МИЭА
В 1959г. изготовлена САН и управления КР "Буря",
далее созданы (1960-е гг.) САН для космических аппаратов Е-6, "Луна",
создает системы астроиндикации для КА «Лотос-С».
Проводились работы по системе навигации и управления
движением на участке аэродинамического спуска и посадки орбитального корабля
"Буран".
В настоящее время деятельность МОКБ связана с разработкой
бортовой, наземной аппаратуры и программного обеспечения систем управления
средств выведения и КА, а также высокоточных систем управления ракет класса
«воздух-земля» совместно с МКБ «Радуга». Работы по ракетно-космической тематике
ведутся для ГКНПЦ имени Хруничева, МКБ «Радуга» (Дубна), ФГУП «Арсенал»,
создаются системы имитационного моделирования для отработки аппаратных и
программных средств СУ и навигации, создает мощные вычислительные комплексы для
медицины, а также стенды для отработки авиационных, космических систем и
подготовки экипажа и персонала космических аппаратов. Имеется собственное
опытное производство.
Главный конструктор - А.С.Сыров.
Московский научно-исследовательский институт
"Агат", ОАО (ОАО МНИИ "Агат")
Ранее: Московский НИИ "Агат" (МНИИ
"Агат")
Адрес: 140182, Россия, Московская обл.,
Жуковский, ул. Туполева, д.2а, Телефон: +7 (095) 556-50-87, Факс: +7 (095)
742-35-87, E-mail: siagat@asvt.ru. 123557, Москва, Электрический
пер.,1 т.(095) 253-09-96
Единственный в России разработчик радиолокационных головок
самонаведения (РГС) для ракет класса "воздух-воздух", ведущий
разработчик РГС для ракет класса "поверхность-воздух".
НИИ организован в 1986 году в соответствии с Постановлением
Совета Министров СССР от 27.01.86г. №139-49 и приказом №548 МАП СССР от
29.08.86г. путем объединения разрозненных подразделения НИИР и НИИП,
специализирующихся на РГС еще с 1958г.
Имеет представительства в г.Москве
и г.Жуковском.
Коллективом созданы ПАРГС для К-27Р1 и К-27РЭ1 9Б-1101К, работы по которой начинались еще в НИИР. Создана АРГС 9Б-1103 для К-27А (НИР "Агат").
В 1989 году Минобороны из-за снижения размеров
финансирования, связанного с перестройкой, отказалось от продолжения работ по
ракете К-27А с АРГС 9Б-1103 и решило сосредоточить усилия на ракете Р-77 с АРГС
9Б-1348 (НИР "Союз"). Эта ГСН создавалась с 1982г. совместно с ГНПП
"Исток".
В целях сохранения и использования научного задела,
полученного при разработке АРГС 9Б-1103, в МНИИ продолжались работы в
инициативном порядке. Снижена масса изделия, улучшены многие характеристики. В
результате было разработано и изготовлено 10 экспериментальных образцов миниатюризированной АРГС 9Б-1103 - АРГС 9Б-1103М.
В 1986 году начаты работы по созданию инерциально-полуактивной РГС-31 для модифицированной ракеты К-27ЭМ (ОКР "Малахит"). В июле
1991 года работы по теме "Малахит" были приостановлены.
Кроме того коллективом создана инерциально-полуактивная РГС 9Э50М1Э для ЗУР типа 9М38М1Э
(ЗРК "Ганг" и "Штиль").
В настоящее время директор и гл.к. И.Г.Акопян.
Научно-исследовательский институт приборостроения приборостроения им. В.В.Тихомирова, ОАО (ОАО "НИИП им. В.В.
Тихомирова")
Ранее: ОКБ-15 МАП, ОСКБ-15, КБ радиостроения, КБ
приборостроения, НИИ приборостроения (НИИП)
Адрес: 140180, Россия, Московская обл., Жуковский, ул.
Гагарина, д. 3, Телефон: +7 (095) 556-23-48, Факс: +7 (095) 556-88-87, Web: http://www.niip.ru, E-mail: niip@niip.ru
Крупнейший разработчик радиолокационных систем для
летательных аппаратов.
Образован как филиал НИИ-17 по приказу №45 от 24.01.55г. и
размещался в корпусе №15 ЛИИ. С 1.3.1955г. сюда была переведена группа
конструкторов (397 чел.) с заделом по РЛС "Изумруд" из НИИ-17.
По постановлению СМ СССР от 03.02.56г. филиал преобразован
в самостоятельное ОКБ-15 (ОСКБ-15).
Продолжены работы по БРЛС. Среди них: "Изумруд-2"
(РП-2 и РП-2М), "Изумруд-5" (РП-5), "Алмаз" (в т.ч. для системы
"Ураган"), "Алмаз-3 и -3М", "Алмаз-7". Создана
РЛС обнаружения "Топаз". Проводились работы (сначала в филиале НИИ-17, потом в ОКБ-15) по
системе "Ураган-5" с РЛС "Ураган-5Б" (работы с 1955г.) и
"Ураган-5Б-80 (система К-80, гл.к. В.В.Тихомиров) для Ту-128-80. Работы по
БРЛС для Ла-250 (комплекс К-15), система управляемого ракетным вооружением К-70.
В 1958г. работы по авиационной технике были прекращены.
Тематика системы "Ураган-5Б-80" (с группой гл.к. Ф.Ф.Волкова) передана на завод №339. В
том же году ОКБ-15 ГКАТ было передано в подчинение ГКРЭ СССР.
Началось создание РЛ систем для ЗРК. Проводились работы по
комплексам 2К12 "Куб" (в 1958-66 гг., гл.к. В.В.Тихомиров),
"Бук", "Бук-М1" (гл.к. по семейству систем сначала был А.А.Растов, далее Е.А.Пигин),
"Бук-М2" (гл.к. Е.А.Пигин).
В 1968г. после перерыва ин-ту была поручена разработка БРЛС (СУВ)
"Заслон" с ФАР Б1 и Б1М (гл.к. В.К.Гришин).
В последующий период предприятие работало над созданием
БРЛС и ФАР к ним: РЛПК-27 (Н001 "Меч", гл.к. В.К.Гришин, далее Т.О.Бекирбаев), РЛПК-27М (Н011 и Н012),
"Заслон-М" (Н71-01 и Н71-01М), Н014.
Еще в к. 1950-х гг. для работ по
полуактивным госовкам самонаведения (ПАРГС) типа
1СБ-4 для ЗУР 3М8 ЗРК "Куб" образована группа под руководством гл.к. Ю.Н.Вехова, с 1960г. - И.Г.Акопяна. Позже этим коллективом созданы РГС 9Э50 и 9Э50М1 для ЗУР 9М38
(ЗРК "Бук") и 9М38М1 ("Бук-М1"). С к. 1960-х началось создание ПАРГС для ракет класса "воздух-
воздух ": для Р-33, Р-33М, К-37. С 1980-х начаты работы по активным РГС для К-27А и К-77. В 1986г. подразделение НИИПа по РГС вошло в состав МНИИ "Агат".
Первым гл.к. и руководителем НИИП был с 1.3.55г.
В.В.Тихомиров (начальник филиала), а с 1957г. назначен ген.к., главными
конструкторами стали Ф.Ф.Волков, Ю.Н.Вехов, А.А.Растов. Далее ген.к. в 1962-69 гг. был Ю.Н.Фигуровский, в 1969-1973 гг. - С.А.Печерин,
в 1973-1978 гг. - В.К.Гришин, в 1978-1998 гг. - В.В.Матяшев. Среди ведущих
разработчиков предприятия были: В.К.Гришин, Г.Н.Валаев, Б.И.Сапсович, Л.Г.Волошин, Н.Г.Поспелов, С.А.Печерин, А.И.Федотченко,
М.К.Смоляк, Б.Н.Ермаков, и др.
С 1966г. ОКБ-15 присвоено название КБ радиостроения.
В 1969г. (по приказу МРП от 22.12.69г.) образовано НКО
"Фазотрон", которое объединило КБ радиостроения и НИИ радиостроения
(НИИР).
В 1972г. предприятие получило наименование КБ
приборостроения, а в 1977г. - НИИ приборостроения (НИИП).
В 1991г. НИИП стал полностью самостоятельным.
В 1998 году НИИ Приборостроения возглавил Генеральный
директор Белый Юрий Иванович..
В настоящее время продолжается
создание РГС для зенитно-ракетных комплексов средней дальности,
радиолокационные станции и авиационные системы управления вооружением самолетов
("Барс", "Оса", " Перо", АФАР для истребителя
5-го поколения и др.).
Раменское приборостроительное КБ, ФНПЦ, ОАО (ОАО "ФНПЦ
РПКБ")
Ранее: ОКБ-149, ГСОКБ-149, Раменское приборостроительное КБ (РПКБ), АО "РПКБ"
Адрес: 140103 г.Раменское М.О., ул.Гурьева, 2.
ФНПЦ РПКБ - один из ведущих в России разработчиков
бортового радиоэлектронного оборудования для самолетов, вертолетов, беспилотных
летательных аппаратов, объектов космического назначения, морских и наземных
транспортных средств. Более 400 наименований изделий, разработанных
предприятием, применяются на всех российских военных и гражданских самолетах,
вертолетах и других объектах.
Образовано в составе серийного завода №149 (см. Раменский
приборостроительный завод, ОАО) в феврале 1947г. в 5ГУ НКАП. Сначала это
отдел, затем (с 1948г.) ОКБ-149 при заводе.
Разработано в период 1948-56гг. много новых видов изделий:
курсовые и пилотажно-навигационные системы, новые навигационные приборы.
В 1957г. КБ получило самостоятельность от завода и
преобразовано в ОКБ-149 (к 1958г. завершено формирование).
В 1958г. образован филиал в Курске (см. ОАО
"Прибор"), а в 1964г. образован филиал при Ульяновском
авиационном заводе. Эти приборные филиалы в последствии стали
самостоятельными организациями при заводах.
Первым руководителем ОКБ стал С.В.Зеленков (в период с
1947г. по 1981г.!), гл.и. назначен А.М.Панченко, зам.рук. и гл.к. - И.И.Вайденов, нач.
исследовательской лаборатории - В.С.Магнусов, нач. опытного производства - А.В.Логинов. Далее директором
ОКБ в период 1981-91гг. был В.С.Магнусов. С 1991г. ген.дир. (ген.к.) - Г.И.Джанджгава (по настоящее время). Главные конструкторы
РПКБ (в период 1980-90-х гг):
по системам - В.С.Магнусов, по
пилотажно-навигационным приборам - Ю.Н.Орлов, по отдельным приборам - С.В.Прозоров, по датчикам - Виноградов, Тараканов, Салтыков
и др.
В 1950-х гг. созданы авиационные компасы разных типов,
курсовые и пилотажно-навигационные директорные системы, индикаторы.
В 19б0-е годы в РПКБ были созданы первые
авиационные инерциальные системы навигации, первые навигационные комплексы с
бортовыми цифровыми вычислительными машинами, семейство ”невыбиваемых”
гироскопических курсовертикалей для сверхзвуковых
самолетов.
В 1970-е годы разработаны новые поколения инерциальных
систем и навигационных комплексов, обеспечившие реализацию прицельных функций в
бортовом оборудовании (БРЭО). Создана система управления и навигации
принципиально нового вида - с использованием физических полей Земли.
В 1980-х годах разработано несколько поколений различных
приборов, систем, комплексов бортового оборудования, которые выпускались
серийно и успешно эксплуатировались на самолетах МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, Су-17,
Су-25, Су-27, вертолетах Ми-24, Ка-27, самолетах Ил-86, изделиях ГМКБ ”Радуга”.
К началу 1990-х годов РПКБ стало одним из крупнейших в
стране разработчиков комплектов БРЭО для летательных аппаратов, средств
наземной подготовки. Решены задачи создания сложных многоуровневых комплексов
БРЭО, начались работы по комплексам для самолетов и вертолетов пятого
поколения, разработка изделий двойного назначения и импортозамещающих изделий.
С 1992 года - акционерное общество открытого типа ”Раменское приборостроительное конструкторское бюро”.
В 1997 году ОАО РПКБ присвоен статус Федерального
научно-производственного центра и на его базе был образован ОАО
Научно-Производственный Центр ”Технокомплекс” с
включением 10 исследовательских и производственных предприятий по
авиаприборостроению (объединение юридически самостоятельных фирм). Президент
НПЦ Г.И.Джанджгава. В состав объединения НПЦ Технокомплекс сегодня входят: Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро (РПКБ), МНПК "Авионика", "Аэроприбор-Восход",
"Техприбор", ПО Уральский
оптико-механический завод (УОМЗ), НИИ ПМ им. академика А.И.Кузнецова,
Электронная компания "Элкус", Казанское
приборостроительное контруторское бюро (КПКБ), НПП
"Звезда", КАМПО, НИИАО, Энгельсcкое ОКБ
”Сигнал” им.А.И.Глухарева,
Раменский приборостроительный завод (РПЗ), Пермская научно-производственная
приборостроительная компания (ПНППК), "Звезда", ЧНППП "Элара". В 2004 в состав НПЦ "Технокомплекс" вошли еще два предприятия - Агрегатное
конструкторское бюро "Якорь" (Москва) и Сарапульский электрогенераторный завод (Удмуртия). НПЦ "Технокомплекс" - 19 ведущих российских
фирм-разработчиков и производителей бортовых и наземных приборов, систем и
комплексов оборудования летательных аппаратов различных типов и назначения. В
них трудятся более 30 тыс. человек.
18 сентября 2004 года Президент подписал указ о создании
концерна "Авионика" на базе ОАО "Технокомплекс" (разработка и производство бортовой
аппаратуры самолетов и вертолетов). На первом этапе из 19 участников
объединения "Технокомплекс" в новый концерн
войдут семь структур - РПКБ, "Прибор", "Элара",
"Авионика" и "Аэроприбор-Восход",
РПЗ, "Техприбор". В дальнейшем в "Авионику" после акционирования и перейдут и другие
предприятия "Технокомплекса".
В настоящее время предприятием производятся и предлагаются:
интегрированные навигационные системы ИИБ, БИНС-1, ИСС-1, ИНС-2000, СБКВ-95,
СБКВ-2В, СБКВ-85, ИГС-90, бортовые цифровые вычислительные машины БРП,
БЦВМ-486, ЭВМ БАГЕТ-53, БГС, средства отображения информации ИКШ-1М, МФИ-10-5,
МФИ-10-6М, МФИ-10-7, МФПИ-6М, электромеханические пульты управления, гироскопы
ТВГ-3-1, ГВК-16, ГВК-17, МГ-4, ГВК-6-1, ГВК-10, ГВК-18, акселерометры АЦ-1,
А-15, А-16, А17, АЭС-1, наземные комплексы планирования и контроля, каналы
магнитного курса КИМК-1, КМК-1, ДФДМ-3,
ПСМ-2, магнитометры МА-2, МА-3, МА-4М, МА-5,
Союз, Тураевское машиностроительное конструкторское бюро, ОАО (ОАО ТМКБ ”Союз”)
Адрес - 140061 Россия, г.Льсткарино Московской обл. т.(095) 552-5622, ф.
(095) 552-5878
Первоначально в к. 1950-х гг. в Тураево был построен мощный испытательный комплекс для ряда организаций, в т.ч. ЦИАМ, для проведения отработок реактивных двигателей.
Далее здесь началось проведение самостоятельных разработок. С .8.64г.
образовано ОКБ-4-300 как филиал Московского завода №300 для проведения работ по
ЖРДМТ. Далее филиал выделен из состава ОКБ-300. Гл.к. ТМКБ стал В.Г.Степанов.
Создавались ЖРД для беспилотных КР разработки МКБ
"Радуга", ОКБ машиностроения, в т.ч. создан двигатель КР-15 для БЛА
"Ястреб".
Второй тематикой МКБ стали ядерные энергетические установки
(ЯЭУ).
В 1972г. в МКБ "Союз" были переданы работы по
ПВРД (двигатель 3Д80 и исследования по ГПВРД) с группой работников МКБ
"Красная Звезда" во главе с И.Б.Левановым.
В то же время работы "МКБ Союз" по ЯЭУ переведены в МКБ "Красная
Звезда", которое стало центром МОМ СССР по этой тематике.
Уже в ТМКБ "Союз" проводились разработки СПВРД
3Д80 для ракеты 3М80 "Москит" и СПВРД "52М" для ракеты
Х-31А/П.
В 1978г. группа И.Б.Леванова с
работами по СПВРД была выделена из МКБ "Союз" в самостоятельное КБ
"Пламя" при НИИТП МОМ СССР (далее это НПВО "Пламя").
После В.Г.Степанова (переведен на
должность ген.к. в НПО им. В.Я.Климова вместо С.П.Изотова в 1983г.) гл.к. назначен Д.Д.Гилевич
(руководил в 1983-91 гг.). Далее с 1991г. и по настоящее время
Генеральный директор/Главный конструктор "Союза" - Г.В.Комиссаров.
В 1994 г. МКБ было акционировано.
Основная продукция в наст. вр. - ЖРД малой тяги, форсажные камеры ВРД, двигательные установки для
космических аппаратов (ДУКА), прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД).
Принимает в настоящее время участие в перспективных проектах, в том числе в
проработках для НПО "Энергия" совместно с ЦИАМ двигательной установки
гиперзвукового воздушно-космического ЛА, в экспериментах с ГПВРД по программе
"Орел" и "Холод".
С 2003 г. входит в состав ОАО ”Корпорация ”Тактическое
ракетное вооружение”.
Салют, ОАО
Ранее - Завод №207, Куйбышевский механический завод, АООТ "Салют"
443028, Россия, г. Самара, Мехзавод
Завод построен в 1938г. и действовал как Куйбышевский механический завод в системе Особстроя (УОС) НКВД для
обслуживания строительства Куйбышевского гидроузла.
Передан в систему НКАП в .12.1941г. По приказу №1195 от
31.12.41г. было присвоено название завод №207. Включен в
состав 10ГУ НКАП. Директором завода назначен Засульский. Производство стального литья и авиационной бронестали (КО-1,
АБ-3), изготовление бронекорпусов, бронеспинок и бронеплит для самолетов Ил-2,
Ил-4, ПС-84, ЛаГГ-3 и др.
С .10.1945г. (приказ №416 от 29.1045г.) образован
объединенный завод №207 НКАП в г.Куйбышев в результате
слияния с заводом №305 НКАП. Директором остался Засульский,
далее Дубовиков.
В 1955г. завод передан из 10ГУ в 6ГУ МАП, в 1957г. - в СНХ Куйбышевского экономического р-на.
В 1958г. на заводе шла серия ПВРД РД-900 для воздушных
мишеней Ла-17. Осуществлялось производство ускорителей для крылатой ракеты
"Буря".
Генеральный директор (в наст. вр.) - Н.А.Поролло.
АО "Салют" специализируется на механической обработке и сварке
металлов, имеет все виды производств, характерные для крупного
машиностроительного завода.
Союз, Казанское опытное конструкторское бюро, ОАО
Ранее - ОКБ-16
Адрес: 420126, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1, Тел.:
(8432) 71-31-70, Факс: (8432) 71-34-88, Веб-сайт: kokb-soyuz.i-set.ru,
E-mail:
kazan-soyuz@i-set.ru
Предприятие организовано по приказу МАП от 22 декабря 1953
года как Опытное конструкторское бюро завода №16 (см. Казанское
моторостроительное производственное объединение) и специализировалось на
разработке авиационных газотурбинных двигателей для бомбардировщиков и
магистральных пассажирских самолетов. Руководителем ОКБ-16 назначен П.Ф.Зубец
(являлся гл.к. завода в г.Казани с 1954г. по 1963г.),
заместителем - И.Г. Мащенко.
Под его руководством были разработаны и внедрены в серийное
производство модифицированные турбореактивные двигатели (ТРД) РД-3М и
РД-3М-500, созданные на базе РД-3. Эти двигатели устанавливались на первый
реактивный пассажирский самолет Ту-104 и бомбардировщик Ту-16.
С 1959 года по решению Правительства ОКБ-16 было
перепрофилировано на работы по созданию ракетных двигателей на твердом топливе
(РДТТ). Проводились в связи с этим работы по газогенератору для ПВРДТТ и
стартовому ТТ двигателю для разгонной ступени
противоракеты В-1100 (1959г.). Велись работы по двигателю РД-16-17 (прекращены
к 1963г.). Однако продолжались работы и по ТРД. В .6.60г. коллективу ОКБ-16
гл.к. П.Ф.Зубца было задано проведение копирования ТРД J75-P-13 для
воспроизводимого в СССР американского разведывательного самолета U-2.
Отечественный вариант ТРД получил обозначение РД-16-75. Работы шли до 1963г.
Напряженный труд коллектива позволил не только значительно
повысить творческий потенциал и квалификацию работников ОКБ, создать мощную
современную производственную и экспериментальную базу, но и наработать
конструкторские и технологические заделы, которые могли быть использованы как при решении
очередных заданий МО, так и при освоении конверсионных направлений деятельности
предприятия.
В стенах предприятия подготовлено 3 доктора технических
наук, 47 работников ОКБ защитили кандидатские диссертации, 242 сотрудника
награждены правительственными наградами, почетными званиями и знаками РФ, в том
числе 2 сотрудника удостоены Ленинской премии и 7- Государственной премии СССР
и РФ, запатентовано 367 изобретений.
В настоящее время ОАО "Казанское ОКБ "Союз"
входит в Концерн ПВО "Алмаз – Антей" и занимается разработкой и
производством малых серий РДТТ для ракетных систем (комплексов) наземного,
воздушного, морского базирования.
Генеральный директор–Главный конструктор - Раимов Ринат Хамидович.
Саратовский электроприборостроительный завод им. С.Орджоникидзе, ОАО (СЭЗ)
Ранее: Завод №213 НКАП, МАП (Завод №213 им. С.Орджоникидзе НКАП,
ГП Саратовский электроприборостроительный завод им. С.Орджоникидзе)
Адрес: 410003 г.Саратов,
ул.Б.Садовая, 239, Телефон (8452) 24-21-32, Факс (8452) 24-21-32
Изготовитель современных авиационных приборов, систем
автоматического управления пилотажно-навигационных комплексов.
В 1932г. был составлен проект завода авиаприборов в г.Москве. Для ускорения организации под новый завод было
передано начатое строительство "Термоаппаратстроя"
в Филях, проведена перепланировка. Костяк нового предприятия сформирован в
результате разделения приборостроительного завода "Авиаприбор"
(завода №230 НКАП), часть пр-ва которого по механическим авиаприборам была
переведена из места в Грузинах в Кутузовскую слободу (угол Можайского и Филевского шоссе, ок. ст.Кутузово), где и возник
крупносерийный завод №213 по авиационным неэлектрическим приборам. Первую
продукцию дал в 1933г. В 1935г. началось строительство 2-й очереди. Полностью введен в эксплуатацию в 1937г.
В 1934г. образована первая конструкторская группа по
разработке навигационного оборудования для самолетов (на заводе
"Авиаприбор").
Перед и в начале ВОВ шло пр-во различных ав. приборов: анероидов (в т.ч. для мотора
"107"), манометров масла и бензина, тахометров, компасов (КИ-10, А-4
и др.), высотомеров, термометров, бензмномеров,
указателей скорости и угла атаки, автопилотов, авиагоризонтов, трубок Пито, а
также оптич. прицелов ТОС, бомбодержателей и др.
С началом ВОВ завод №213 эвакуирован на площади поселка
Мясокомбината, что в 14 км. от г.Энгельс (по приказ.
№729сс от 22.7.41г.). Здесь действовал сначала филиал завода №213. Приказом
№1050 от 8.10.41г. в г.Энгельс переведены оставшиеся
мощности из г.Москвы и филиал получил статус завода №213.
На бывшей площадке завода были образованы Ремонтные
мастерские по приборам при 5ГУ НКАП (по приказ. №63 от 25.1.42г.), а вскоре в
.4.1942г. новый приборный завод №122 НКАП (см. МПЗ №…).
При заводе в г.Энгельс действовало
ОКБ-213 НКАП. Гл.к. ОКБ в Е.Ф.Антипов. По приказ. НКАП №641 от 5.11.44г.
ОКБ-213 переведено из г.Энгельса на площади завода
№122 НКАП в г.Москву. Продолжило действовать как ОКБ-122 НКАП.
Дир. завода в 1938-42гг. - К.И.Михайлов, в 1942-1944г. - М.Д.Березин,
1944-1945г. - М.С.Гоцеридзе, в 1945-1951гг. -
П.П.Кочеров.
В годы ВОВ в г.Энгельсе шло пр-во
пилотажных и навигационных (термометры, манометры, магнитные компасы), а также
моторных приборов.
В соответствии с приказ. №21с НКАП от 28.1.46г. ввиду
неудобства расположения вдалеке от коммуникаций завод №213 переведен из г.Энгельс в г.Саратов на площадку завода №167 НКАП, обьединившись с ним под прежним названием завод №213 НКАП.
В соотв. с тем же приказ. в течении нескольких месяцев
700 чел. рабочих и ИТР, имевших прописку в Москве с основной частью
гироскопического пр-ва переведены на завод №122 НКАП. На площадях в г.Энгельсе образован филиал.
Пр-во бортовых приборов для самолетов (кроме электрических). Пр-во автопилотов АПС-600А для ЗУР В-600П. В 1951г. из состава
завода №213 выделился завод №878 МАП на площадях филиала завода №213 МАП в г.Энгельсе.
Приборы саратовского производства используются на самолетах
гражданской авиации - Ил-76, Ил-86, Ил-114, Ту-204, Ан-124 "Руслан",
Ан-224 "Мрия", а также на ряде типов
вертолетов. СЭЗ производит системы управления для летательных аппаратов:
пилотажные комплексы, указатели поворота и др. Входит в состав АО
"Авиаприбор".
Генеральный директор СЭЗ А.Т.Казаков (на 96г.).
Фазотрон - Научно-исследовательский институт радиостроения,
Корпорация, ОАО (ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР",
Концерн "Фазотрон")
Ранее: Завод "Авиаприбор", Завод "Тизприбор", Завод №230, Завод №339 и ОКБ-339, НИИ-339, ГосНИИР, НКО "Фазотрон" МРП, НПО
"Фазотрон", МПК "Фазотрон", Научно-производственная
компания (НПК) "Фазотрон", А.О. НИИР
Адрес: Россия, 123557, Москва, Электрический переулок, 1,
Тел.: 253-5613. Факс: 253-0495. E-mail: phaza@aha.ru
Ведущее предприятие России в области разработки и
производства радаров и радиолокационных систем управления вооружением
различного типа самолетов и вертолетов, а также ракетно-пушечных, наземных и
корабельных комплексов ПВО, средств отображения информации о состоянии систем
космического корабля и космонавтов, метеорадаров.
Датой образования предприятия считается 1916г., когда в г.Киеве была образована Центральная аэронавигационная станция
Военно-Воздушного Флота Российской армии.
Летом 1917г. Центральная Аэронавигационная станция была
переведена из г.Киева в г.Москву и размещена в здании
бывшей бани Соколовского в Грузинах. Руководителем назначен А.А.Фридман.
Началось формирование Казенного завода, получившего вскоре название
"Авиаприбор". Организована опытная база авиаприборов, проводился
ремонт авиаизмерительных приборов (в 1919-20гг.).
В период с 1920г. по 1930г. завод изготовлял разнообразные
металлические изделия гражданского приборостроения, такие как мединструмент,
манометры, расходомеры, часы. С к. 1919г. предприятие было переоборудовано,
вступили в строй отдельные цеха как 1-е отделение завода по авиаприборам.
В виду непрерывного расширения деятельности и специализации
производство часов в 1930г. было выделено в отдельное производство (теперь -
2-й Часовой завод), далее выделилось производство теплоприборов (далее это Владимирский теплоприборный завод). В
1932г. завод "Авиаприбор" был еще раз разделен: производство
механических авиаприборов было выделено в самостоятельный завод №213 и
переведено на новую территорию. Вскоре было проведено последнее 4-ое
разделение. Изготовление чертежных принадлежностей преобразовано в завод
"Готовальня". Остались три основные темы: авиационные и теплоизмерительные приборы, приборы автоматики прямоточных котлов. В таком составе завод получила
наименование завод "Тизприбор", а позже -
завод №230.
В 1938г. налажено производство электроизмерительных
авиаприборов. Шло изготовление гальванометров, электротахометров,
автоматов курса и манометров. Мощности по теплоизмерительным приборам планировалось в сер. 1941г.
перевести с завода в другое место.
Директор завода - П.А.Пушкин (до .3.40г.), далее Н.А.Романов (1940-1941 гг.).
В довоенные годы и в период ВОВ на заводе работало ОКБ. Это
ОКБ завода №230 НКАП (ОКБ-230) было образовано в 1935-36гг. и проводило работы
по авиационным приборам. В 1941-44гг. ОКБ работало в эвакуации вместе с
заводом. Создан ряд стрелочных приборов, расходомеров. Руководил работами
Любарский. Далее (по приказу НКАП №641 от 5.11.44г.) ОКБ-230 переведено из г.Казани на завод №149 НКАП в г.Раменское (см. Раменский приборостроительный завод).
В к. 1941г. завод был эвакуирован (приказ №894 от 22.8.41г.
и приказ №1050 от 8.10.41г.) из г.Москвы в г.Казань.
После этого в Москве в к. 1941г. был образован и действовал филиал завода №230
НКАП. Потом на тех же площадях началось формирование Ремонтных мастерских по
приборам при 5ГУ НКАП (приказ №63 от 25.1.42г.) и позже - образован новый
приборостроительный завод №339 НКАП.
Завод №339 формировался в системе 5ГУ НКАП в соответствии с
решением ГКО №ГОКО-1543 от 5.4.42г. и приказом НКАП №269 от 10.4.42г. для дублирования
производства и ремонта электрических и манометрических авиаприборов.
По приказу №667 от 5.11.43г. началось производство РЛ
систем опознавания "свой-чужой" СЧ-2
(1942г), далее СЧ-3 (1945г), наземной РЛС обнаружения и опознавания
"Пегматит-3" (1944г), авиационной РЛС "Гнейс-5с" (1945г). В
связи с этим работы по приборам переданы (приказ №169 о 8.3.44г.) вместе с
занятыми этим специалистами и оборудованием заводу №157 НКАП (г.Харьков). Далее завод был передан из приборного 5ГУ в радиолокационное 17ГУ НКАП (приказ №605 от 23.10.44г.).
Директорами завода были Домбровский, Волаев,
Федосов (1951г.).
После образования Министерства оборонной промышленности из
МВ и МАП, приказом МОП №415 от 26.6.53г. серийный завод №339 подчинен 4ГУ МОП,
а вскоре, с восстановлением МАП, с августа 1953г. передан в 4ГУ МАП, с августа
1955г. - в 11ГУ МАП (как опытный завод). С августа 1957г. при реорганизации
аппарата МАП (после передачи серийных заводов в СНХ) завод №339 передан в новое
4ГУ (приборостроение и радиолокация).
С 1946г. при заводе работало ОКБ. Особое КБ №339 образовано
по приказу МАП №247 от 26.4.46г. в системе 17ГУ для работ по самолетным РЛ
системам опознавания (тип "СЧ"). Начальником назначен Е.А.Левитин. И.о. гл.к. был Б.А.Веселов (на
1948г).
После образования МОП (в .3.1953г.) ОКБ-339 подчинено 4ГУ
этого мин-ва, а с восстановлением МАП с августа
1953г. передано в систему 4ГУ МАП.
В к. 1940-х / н. 1950-х гг. в ОКБ продолжались работы по
станциям "Барий", "Барий-М" (1950г.), "Магний-М"
(1950г.). "Ротор-С", "Протон", отрабатывалась станция
разведки и помех ПР-1 (создана в ЦНИИ-108 ВМ).
В ОКБ-339 под руководством гл.к. В.А.Малахи проводились в 1954г. работы по системе наведения Г-301 для управляемого снаряда
"воздух-воздух" "211".
По приказу МАП №511 от 2.8.55г. организовано 11ГУ по
опытному ради- и приборостроению для самолетов. В
1955г. на базе завода и небольшого ОКБ-339 на некоторое время образовано объединенное ОКБ-339 под руководством гл.к. Г.М.Кунявского для расширения опытных работ по самолетным РЛС. ОКБ передано из 4ГУ в 11ГУ МАП.
Сюда была выделена из НИИ-17 тематика БРЛС типа "Сокол" с частью
коллектива, во главе с Г.М.Кунявским. Работали
ведущие специалисты - Ю.П.Кирпичев, Ю.Н.Гуськов и др.
В середине 1950-х гг. образован филиал ОКБ при серийном
заводе №463 МАП (г.Рязань, см. ФГУП
"ГРПЗ") для решения вопросов, связанных с серийным изготовлением
БРЛС.
С .8.1957г. при реорганизации аппарата МАП ОКБ-339 вместе с
филиалом на заводе №463 и сам завод №339 переданы во вновь образованное 4ГУ.
Среди созданных в 1950-х гг. изделий были: БРЛС
"Сокол-2" (серия шла на з-де) и
"Сокол-2К", "Пантера-2" (для комплекса Як-35МВ), РГС
"Магнит" (для ЗУР сист."Даль"),
система углового сопровождения "Орел" для ракет, РЛ дальномер СРД-3,
БРЛС "Орел".
На заводе в эти годы осуществлялось серийное производство
станций "Барий-М", "Магний-М", "Ротор-С"
(1950г.), БРЛС "Сокол" (с 1954г.).
В связи с прекращением в 1958г. работ по
авиационной радиолокации в ОСКБ-15 (см. НИИ Приборостроения им. В.В.Тихомирова), работы по тематике системы
"Ураган-5Б-80" переданы вместе с занятым коллективом во главе с гл.к.
Ф.Ф.Волковым на завод №339. Планировалось на базе завода, ОКБ, рязанского филиала и московской группы
ОСКБ-15 образовать Государственный Союзный опытный завод №339 как головной по
разработке систем РЛ управления ракетным вооружением класса "воздух=воздух". Таким образом с 1958г. в ОКБ завода работало два конструкторских
коллектива. Под рук. гл.к.
Ф.Ф.Волкова созданы БРЛС "Смерч" для Ту-28-80 на основе
"Ураган-5Б-80", "Тайфун" (как вариант "Смерча"),
"Сапфир-21". Под руководством гл.к. Г.М.Кунявского (после него гл.к. был В.К.Гришин) разработаны БРЛС "Орел-Д" и др.
В .12.58г. ОКБ вместе с заводом №339 переданы в ведение
ГКРЭ СССР.
В составе ОКБ в 1960г. был образован коллектив по разработке
РЛ ГСН для управляемых ракет класса "воздух-воздух". Возглавлял его
гл.к. Е.Н.Геништа. Коллектив получил название НИО-4.
Первыми работами были: ПАРГС-12ВВ (ПАРГ-12) для ракеты Р-40Р и РГС-23 для
ракеты Р-23. Далее созданы РГС-24 для ракеты Р-24,
РГС-27 для ракеты Р-27Р1. В
1986г. НИО выделено в самостоятельный МНИИ "Агат",
объединившись с такой же группой из НИИ Приборостроения.
В 1962г. на базе опытного завода №339 и ОКБ-339 образован
научно-конструкторский институт НИИ-339. Руководителем назначен М.И.Коммисаров, научным руководителем - Ф.Ф.Волков. С к. 1960-х гг. НИИ-399 переименован в НИИ радиостроения
(НИИР).
Объединение продолжилось. В 1969г. образовано
Научно-конструкторское объединение (НКО) "Фазотрон" путем объединения НИИР и КБ радиостроения (см. НИИ
Приборостроения). Позже присоединился Рязанский приборный завод (ГРПЗ)
и образовано НПО "Фазотрон". Первым ген.к. был Ю.Н.Фигуровский.
Далее руководителями были: В.К.Гришин (в 1978-82гг), А.Г.Невоструев (в
1982-85гг.), А.И.Канащенков (с 1985г., из ГРПЗ).
В начале 1990-х гг. НПО распалось. Сначала отделился НИИ
Приборостроения, потом Государственный Рязанский приборный завод В настоящее время
основу Концерна "Ф." представляет НИИР (А.О.НИИР). В наст. вр. ген.дир.
НИИР (президент и ген.к. НПК "Ф.") А.И.Канащенков.
В последующие годы на предприятии созданы БРЛС: "Сапфир-23" (гл.к. Ю.П.Кирпичев), "Сапфир-25"
(гл.к. Ю.П.Кирпичев), Н019 (гл.к. Ю.П.Кирпичев), Н019М, Н010 "Жук",
"Копье", М002 (для "48М"). Позже ряд их модификаций
"Жук-МЭ", "Жук-МСЭ",
"Жук-МФЭ", "Копье-М",
"Копье-Ф" и другие, которые могут быть использованы для модернизации
истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-23МЛ, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-29С, МиГ-33, Су-22,
Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35 и других самолетов, существенно повышая их
многофункциональность, в частности обеспечивая работу по наземным и надводным
целям. В то же время созданы три модификации вертолетных РЛС для вертолетов
Ка-52, Ка-27. Продолжается проектирование перспективной АФАР для самолетов 5-го поколения.
Генеральный директор и Генеральный конструктор - А.И.Канащенков, заместитель генерального директора, первый
заместитель генерального конструктора - Ю.Гуськов.
Центральное конструкторское бюро автоматики, ФГУП (ЦКБА)
Ранее: ОКБ-373 и Завод №373 МАП, ЦКБ "Автоматика"
и Омский завод "Автоматика", НПО "Автоматика"
Адрес: 644027, Россия, Омская обл., Омск, Космический
проспект, 24А, Телефон: (3812) 53-98-30,
57-19-84, Факс: (3812) 53-79-97,
57-19-84, E-mail: ckba@omsknet.ru
Ведущий разработчик и производитель авиационных РЛ средств
наведения, систем целеуказания и
контрольно-проверочной аппаратуры.
Предприятие образовано в 1949г. Тогда на базе филиала
завода №166 МАП вновь создан завод №373 МАП в г.Омске
(приказ МАП №715 от 10.9.49г.). Введен в эксплуатацию в 1950 г.
На заводе с сер. 1950-х гг. осуществлялось серийное
производство РЛ прицела "Аргон". В дальнейшем шло серийное
производство изделий ОКБ-373. Завод в разное время носил наименования Омский
завод им. Карла Маркса, завод
"Автоматика".
ОКБ-373 МАП организовано при заводе в том же 1949г. (приказ
МАП №715 от 10.9.49г.) в составе завода в системе 17ГУ МАП. Первым
руководителем нового коллектива стал военный инженер И.Кудрявцев.
Первой работой КБ была отработка технической документации и
внедрение в серийное производство системы "свой-чужой"
типа "Барий-Магний".
В 1951 г. конструкторскому бюро была поручена
самостоятельная доводка радиолокационного бомбардировочного прицела ПРС-1
"Аргон" и обеспечение серии и его дальнейшей модернизации. Гл.к.
по "Аргону" в ОКБ стал А.И.Зайцев.
В 1953г. ПРС-1 был доведен до серии, а в 1955г. его приняли на вооружение
самолетов Ту-16 и Ту-95. В 1953г. под руководством гл.к. И.Кудрявцева началась
разработка более совершенного радиоприцела ПРС-2 для
самолета Ту-95. В 1955г. ОКБ-373 приступило к созданию радиоприцела ПРС-3 для сверхзвукового фронтового бомбардировщика Ту-98. В 1957г.
документация по прибору была передана в серийное производство для оснащения на
других бомбардировщиках - Ту-16, Ту-22 и ЗМ. В 1958г. под руководством гл.к.
Б.Пономарева начались работы по созданию нового радиоприцела ПРС-4 для самолета Ту-22. Серийное производство - с 1962г. Им комплектовались
самолеты Ту-22, Ту-95, Ту-142, Ан-12, Ил-76, а также экраноплан-ракетоносец "Лунь".
Другим направлением деятельности ЦКБА стало создание
самолетных станций предупреждения о радиолокационном облучении. В 1957г. ОКБ
был выпущен технический проект станции СПО-3. В 1959 г. станция принята на
вооружение и с 1960 г. выпускалась серийно Омским заводом имени Карла Маркса. В
1965-1966 гг. на базе СПО-3 была создана усовершенствованная станция СПО-10,
выполненная на микроэлементной базе. В 1969г. началась разработка самолетной
аппаратуры обнаружения и пеленгования РЛС нового поколения - СПО-15 (серия с
1973г.). Система СПО-15М, созданная в 1982 г. для оснащения самолетов
четвертого поколения, получила устройство сопряжения с автоматом выброса
пассивных помех. В 1987 г. был изготовлен опытный образец цифровой станции
СПО-15Ц. В 1981г. в ЦКБА развернулись работы по созданию модульной СПО нового
поколения "Пастель" для установки на Ан-70, МиГ-29, Су-25, Су-27,
Ту-95МС, Ту-142РЦ, вертолетах Ми-28Н.
В н. 1960-х гг. начало развиваться новое для предприятия
направление - создание пассивных РЛГСН для УРвп. Первой разработкой (и первой отеч.)
стала ПРГС ПРГ-28 для противо-РЛ ракеты Х-28
("Д8"), создание которой шло под руководством инициатора направления А.С.Киричука. В 1971 г. был подготовлен эскизный проект
упрощенной системы целеуказания ракете Х-28,
получившей название "Метель". Гл.к. - Б.Прасолов (в дальнейшем его
сменил В.Славин). В к. 1960-х создана ПРГС ПГП-К для продиво-РЛ КР типа Х-22. В н. 1970-х гг. был выпущен проект
ГСН ПРГС-58 для более совершенной противорадиолокационной ракеты Х-58 Руководили этими работами В.Архангельский, а затем Б.Гусельников.
В 1973г. выпущен аванпроект легкой противорадиолокационной ракеты Х-25МП с головкой ПРГС-2ВП. Гл.к. -
Б.Зайцев. Создавались пассивные головки самонаведения для баллистических ракет.
В 1973г. был защищен технический проект ПРГС 9Н215 для оснащения тактической
баллистической ракеты 9М79 "Точка". Руководитель работ - В.Зайцев, а
затем - А.Воробьев. В 1978г. разработан проект пассивного радиолокационного
корректора ПРК-15 противорадиолокационного варианта аэробаллистической ракеты
Х-15 - Х-15П, разрабатываемой для Ту-22МЗ. Работы проведены под руководством
гл.к. Н.Потоцкого. В к
1970-х годов развернуты работы по ПРГС ракеты нового
поколения Х-31П. В 1979г. в ЦКБА выпущен эскизный проект головок ПРГС-4ВП,
ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП, предназначенных для ракеты Х-31П. В 1981г. был защищен
эскизный проект пассивной головки самонаведения 9Б-1032, предназначенной для
ракет кл. "воздух-воздух" типа Р-27П.
Работы возглавил гл.к. Г.Бронштейн. В наст. вр. ведутся работв по созданию ПРГС для новой УРвп и ПРГС для экспортной
ракеты Х-25МПУ.
Создавалась аппаратура целеуказания для УР типа Х-25 и Х-58 с
ПРГС типа "Прогресс", "Ягуар". Создавались пассивные
радиотехнических систем пеленгации и целеуказания для
ударных самолетов. Первой такой системой стала "Курс-Н" для целеуказания ракетам Х-22, Для оснащения самолетов Су-24,
несущих ракеты Х-28, в ЦКБА была создана система пеленгации и целеуказания "Филин-Н".
Директор - Седунов Эдуард Иванович.
Электроприбор, Тамбовский завод, ОАО
Ранее - Государственное предприятие Тамбовский завод
"Электроприбор"
Адрес: 392000, Россия, г. Тамбов, Моршанское шоссе, 36, Телефон (0752) 53-5164, 57-7303, Факс (0752) 53-7299, 35-8817, E-mail info@elektmb.ru, www.elektmb.ru
Образован и начал строиться (новостройка) в системе МАП. В 1958 г.
пущено производство. Сначала назывался Тамбовский приборостроительный завод
(А-159). Директор ТПЗ (в 1990-х гг.) - В.К.Василевский..
Специализация завода: производство аппаратуры систем
навигации самолетов (гироскопы), систем управления, производство исполнительных
механизмов и датчиков для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов,
производство бортовой регистрирующей аппаратуры.
Генеральный директор в настоящее время: Дмитриев Евгений
Николаевич
Ерохин Евгений. |