Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БЛА ::

 

О ситуации с созданием БЛА военного назначения в России

Прошло сообщение в СМИ, что главнокомандующий ВВС РФ А. Зелин наконец констатировал, что «российская промышленность не может создать беспилотный летательный аппарат, который нужен современной армии…, все беспилотные летательные аппараты, которые промышленность предлагает, не соответствуют тактико-техническим характеристикам, которые закладывались Министерством обороны». И сделал вывод, что «в такой ситуации военные специалисты рассматривают зарубежные образцы, изучают их возможности и характеристики».

Будут ли в ближайшее время в России созданы собственные БЛА военного назначения необходимого типажа? Темпы работ в этом направлении и подходы к проблеме, говорят о том, что, такие системы появятся не скоро. По крайней мере, об «адекватном и своевременном ответе» речь идти не может. Слишком много времени упущено. Отдельная тема беспилотные вертолеты. Согласно новой стратегии «Вертолетов России» БЛА ВТ военного назначения могут появиться лишь после 2020 года…

Чем же отставание в области БЛА безнадежнее, чем в других направлениях авиационной техники? Наверно, во многих направлениях нам удавалось протянуть в перестроечные годы на весомых заделах прежних лет, на которые удалось найти потребителей по линии ВЭД. Но в случае с БЛА в СССР особых достижений никогда не было, этими работами занимались по остаточному принципу, и доставшиеся «в наследство» образцы и технические наработки, к сожалению, сейчас уже не актуальны. При этом за последние 15 - 20 постсоветских лет в данной области ничего серьезного, за исключением нескольких проектов, не сделано. Военный и, тем более, ударный БЛА – это и не самолет и не ракета, это отдельный вид авиации, которым надо серьезно заниматься и вкладывать значительные средства.

Сегодня у нас довольно странная ситуация с БЛА, а с боевыми – тем более. В ВВС, по-видимому, еще не выработано четкое представление о месте, роли и тактике. Соответственно, промышленности (где, кто только не называет себя «головным по теме») не на что ориентироваться, поскольку нет (до недавнего времени не было) ТЗ на конкретные направления работ. Не выделяются (по крайней мере, до недавнего времени) необходимые средства на поисковые НИР. Нет четкой классификации беспилотных систем...

Как дальше жить? В этой ситуации принято, наверно, единственно верное решение - следовать тезису «заграница нам поможет», купить и изучить БЛА иностранного (израильского и др.) производства. Здесь нечего стыдиться. Так было всегда. И «они» (Запад) у нас перенимали (воровали, скупали и т.д.) и мы у них, в тех случаях, когда разработка аналога была не целесообразна или требовала много времени и средств. У нас слишком велико отставание в области боевых БЛА, а сделать «ассиметричный ответ» не выйдет. Нужен «скачек», нужно получить технологии любыми путями. «Переварить» их и, сделать свое. C учетом отечественных условий и потребностей.

Как бы фантастически не звучало, но, несомненно, будущее за вооруженными, разведывательно-ударными и истребительными БЛА (беспилотными боевыми самолетами - ББС). Не смотря на плачевную ситуацию, сегодня есть проекты, на которые можно опираться и которые нужно активно развивать.

Если практические работы по легким многоцелевым БЛА («продвинутый стендовый моделизм») усилиями частных компаний в последние годы шли, то в «весовой категории», так называемых вооруженных БЛА, сделано, лишь несколько проектов. Так, ОКБ «Сокол» два года назад представило беспилотный разведывательно-ударный комплекс «Дань-БАРУК». Комплекс предназначен для ведения воздушной разведки с возможностью нанесения ударов по отдельным целям. Вооружение БЛА размещается в двух подкрыльевых контейнерах массой 30 кг, оснащаемых, как сообщалось, самоприцеливающимися или кумулятивно-осколочными боевыми элементами. В ОАО "Туполев" уже более 10 лет разрабатывается ударный вариант БЛА Ту-300 "Коршун", способный нести бомбы, ракеты или унифицированный контейнер с суммарной массой нагрузки до 1 тонны. В этом году ЗАО «Транзас» распространило информацию о разработке многоцелевого 500-килограмового БЛА «Дозор-3» с широким набором информационных датчиков, имеющего большой отсек полезной нагрузки. Согласно презентации, при потребности БЛА сможет нести и вооружение. Наверно это единственный серьезный отечественный проект, который сможет занять достойное место в нише вооруженных БЛА.

Лишь совсем недавно стало известно о том, что предприняты первые шаги в создании отечественных ББС. Согласно годовой отчетности ОАО "ОКБ Сухого" (см. на сайте компании), в рамках перспективного проектирования идут работы по созданию «беспилотных роботизированных боевых авиационных комплексов различной размерности» (РАК или как еще называют – БасС, Беспилотные авиационные системы «Сухого»). В 2006 году утверждено ТЗ и начато выполнение НИР "Комплексные исследования по разработке перспективного смешанного парка пилотируемой и беспилотной авиационной техники", в 2008 году ОАО «ОКБ Сухого» участвовало в комплексе тематических НИР, посвященных разработке концепции и формированию облика перспективного многофункционального боевого беспилотного роботизированного авиационного комплекса. Данные работы, как отмечается в отчете, относятся к одному из важных направлений развития предприятия. Аналогичные работы ведет и РСК «МиГ», которая в 2007 году представила макет ББС «Скат», вооруженного ракетами Х-31, бомбами КАБ-250 и КАБ-500. В 2006 году ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» анонсировало проект ударного беспилотника «Прорыв-У» на основе узлов самолета Як-130… Степень проработанности и актуальности вышеназванных проектов на данный момент оценить не представляется возможным в силу отсутствия по ним какой-либо систематической рекламной активности. Теперь еще и кризис. Сообщалось, с учетом того, что секвестрирован бюджет на 2009 год, все НИОКР, которые не планировалось завершить до 2010 должны быть урезаны в финансировании. А это, якобы, 70% работ.

Будем ждать развития событий. 

 

missiles.ru. ноябрь 2009 г

вернуться в ФОТО