Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
ББС в США ::

Разработки в области ББС в США.

...В США деятельность, связанная не с разработкой ДПЛА и БЛА вообще, а с созданием беспилотной боевой авиации, началась практически сразу после появления в 1996 г . исследования "Новые мировые перспективы". Это были финансируемые правительством США концептуальные НИР по развитию боевой авиации CATA, FATE, ITAC и MSIC НИОКР по разработке технического облика ББС UTA и JSAAWS и программы демонстраций технологий беспилотной боевой авиации UCAV-ATD и UCAV-N. Согласно планам последних двух программ, предполагалось к 2005 г . в целом закончить поиски основных решений по созданию беспилотной боевой авиации, сформировать окончательные требования к ББС для ВВС и ВМС США и приступить к созданию новых систем вооружения. К 2010 г . в ВМС США должно было бы начаться, а в ВВС США закончиться развертывание эксплуатации этих систем.

Обсуждению этих планов было посвящено немало публикаций в зарубежной и отечественной печати, поэтому необходимо подчеркнуть, что в 2003 г ., после появления программного документа МО США "Пути развития беспилотной авиации" первоначальные планы подверглись кардинальному пересмотру и объединению раздельных программ UCAV-ATD и UCAV-N в общую программу J-UCAV.

Пересмотру подверглись и проекты разрабатываемых ББС, в связи с чем уже выполненные разработки перестали в полной мере характеризовать возможный облик перспективных ББС, соответствующих требованиям ВВС и ВМС США. Это относится к экспериментальным образцам ББС X-45A и X-47A, созданным фирмой Боинг по программе UCAV-ATD и фирмой Нортроп Грумман по программе UCAV-N соответственно. В настоящее время они стали уже просто демонстраторами технологий беспилотной боевой авиации.

Тем не менее, в качестве примеров возможного облика ББС данные разработки представляют большой интерес. Это относится, прежде всего, к минимизации заметности ББС. В решении данного вопроса основное значение получила оптимизация аэродинамической компоновки, приводящая к появлению примеров внешнего облика летательного аппарата, никогда не встречавшихся ранее в боевой авиации. На второй план ушла первоначально очень горячо обсуждавшаяся всеми разработчиками идея "перевернутого полета" и ее использование для снижения заметности ББС [18, 19].

Продолжением этих разработок в рамках программы J-UCAV стали проекты ББС Х-45С и Х-47В. Принципиально отличаясь от своих предшественников по общей размерности и внешнему виду, что является следствием изменения функционального облика ББС, они, тем не менее, продолжают "общую линию", обозначившуюся в американской практике создания беспилотных боевых самолетов тактической категории.

Проект ББС Х-45С (рис. 1.6) мало чем внешне напоминает проходивший испытания демонстрационный ББС Х-45А. Однако в конструктивном плане он является своего рода развитием концепции, сформировавшейся в предыдущих разработках фирмы Боинг. ББС Х-45С имеет внешнюю компоновку "бесхвостка", специфическая конфигурация крыла которой приводит к ее упоминанию в информационных источниках как компоновка "летучая мышь".

а

б

Рис. 1.6. Натурный макет ББС Х-45С (а) и особенности его внешнего облика в отличие от Х-45В (б).

Подобная компоновка рассматривалась фирмой применительно к проекту ББС Х-46, разрабатывавшемуся в рамках закрытой программы UCAV-N. Однако конструктивно планер ББС Х-45С подобен планеру ББС Х-45В (увеличенный вариант Х-45А), являвшемуся прототипом боевого варианта этого ББС и получившего обозначение А-45. Это касается ширины фюзеляжа и способов сочленения крыла с фюзеляжем, а также конструктивного исполнения фюзеляжа. Так же, как и на демонстрационном ББС Х-45А, фюзеляж ББС Х-45С имеет два отсека вооружения. В сравнении с Х-45А отсеки вооружения Х-45С имеют увеличенные размеры (как и весь фюзеляж в целом) и допускают размещение в них бомб калибра 900 кг [15].

Наличие отсеков вооружения не означает, однако, что Х-45С разрабатывается только как ударный ББС. В отсеках может размещаться не только бомбовое вооружение, но и различная целевая нагрузка, обеспечивающая применение ББС в качестве разведывательного ЛА, постановщика помех и т.д. Предполагается, что ББС Х-45С будет оснащен двигателем F404-GE-120D. Многие системы ББС будут аналогичны тем, которые предполагались для использования в боевом ББС F-45.

Основные проектные параметры и характеристики ББС Х-45В (А-45) и Х-45С [20]

Х-45В Х-45С

Двигатель - General Electric F404-GE-102D

Тяга, кН - 48,93 н/д

Размеры, м:

размах крыла - 14,33 15,0

длина фюзеляжа - 10,07 11,89

Масса, кг:

взлетная - 9700 15875

пустого самолета - 6350 7485

топлива - 2450 6350

боевой нагрузки - 900 2040

Высота полета, м - н/д до 12 000

Число М максимальной скорости полета - 0,85 0,85

Радиус действия, км:

без барражирования в зоне боевого применения - н/д 2400

при барражировании в зоне боевого применения в течение 2 ч - н/д 1850

Проект ББС Х-47В (рис. 1.7) также имеет принципиально иной внешний вид в сравнении с демонстрационным ББС Х-47А. Несколько увеличенная в размерах ромбовидная форма корпуса ББС дополнена концевыми консолями крыла, что обеспечивает улучшение характеристик компоновки ЛА в отношении его аэродинамического качества. В целом же внешняя компоновка ББС соответствует всем положениям реализации технологии "стелс". При этом сохранена конструктивная компоновка фюзеляжа ББС, центральное место в котором занимает силовая установка (воздухозаборники, воздушный канал, двигательный отсек и сопловой блок), "обрамленная" по краям отсеками вооружения [15].

Особое значение при разработке ББС приобретает выбор варианта двигателя. На экспериментальном образце ББС фирма Нортроп Грумман предлагает использовать двигатель F100-PW. Однако на серийном образце, как считают разработчики, должен быть установлен специальный военный вариант гражданского двигателя достаточно большой степени двухконтурности. Это может быть вариант двигателя PW6000 или PW800. Только с использованием подобных двигателей удастся, как считают разработчики, выполнить требования, предъявляемые к ББС по дальности и продолжительности полета [17, 21 - 23].

а

б

Рис. 1.7. Натурный макет ББС Х-47В (а) и особенности его внешнего облика в отличие от Х-47А (б).

 

Некоторые проектные параметры и характеристики ББС Х-47В

Размеры, м:

размах крыла - 15,0

длина фюзеляжа - 9,5

Масса, кг:

взлетная - 15 890 ... 20 430

боевой нагрузки - 2000

Крейсерская скорость, км/ч - 780 ... 890

 

Развитие беспилотной боевой авиации и роль информационных технологий в ее реализации. (Аналитический обзор по материалам зарубежных информационных источников). Под общей редакцией академика РАН Е.А. Федосова. Составители: В.В Володин, А.В. Васильев, 2005.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2006