1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU |
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта | ||||||||||||||||||
Новинки МАКС-2011 :: |
||||||||||||||||||
Одной из новинок в экспозиции ОАО "КТРВ" и, одновременно, интригой прошедшего МАКС-2011 стала управляемая авиабомба КАБ-250 калибра 250 кг, разработанная ОАО "ГНПП "Регион". До открытия авиасалона она была бережно спрятана от посторонних взоров в чехле и открыта лишь около полудня 16 августа. Заглушка на ГСН так и осталась неснятой, а представители компании объяснили это отсутствием разрешения на демонстрацию. Кроме скупой таблички с несколькими параметрами, ни каких дополнительных данных о КАБ–250 так и не удалось получить. С первого же взгляда стало ясно, что представленная бомба внешне не имеет ни чего общего с демонстрировавшейся ранее в 2005 году корректируемой бомбой с крылом большого размаха ЛГБ–250 (также называемой тогда, возможно ошибочно, КАБ–250Л). Кроме того, к месту заметить, что еще в 2008 году на Берлинском салоне ILA-2008 в рекламном проспекте ударного самолета МиГ-35 указывался состав вооружения и среди других образцов УАСП класса "воздух - поверхность" в приведенном списке значились КАБ-250С-Э и КАБ-250Л. Последующие три года новой информации о легкой управляемой бомбе не появлялось. В ходе выставки отвечая на вопросы журналистов на традиционной
пресс–конференции, проведенной в этот раз 18–го августа, руководитель
корпорации Борис Обносов сообщил о КАБ-250, что «управляемых бомб такого
калибра пока у нас не было, о ее дополнительных характеристиках говорить
пока еще рано, но в следующем году мы скажем :)». Перечисляя, какие из
представленных в экспозиции корпорации образцов УАСП могут
использоваться на истребителе 5–го поколения, Обносов сказал, что
«КАБ–250 – внутрифюзеляжного размещения, предназначена для ПАК ФА, но
может применяться и на других самолетах». КОРРЕКТИРУЕМАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА КАЛИБРА 250 кг.*
*) ТТХ, представленные в ходе выставки. В сети интернет удалось найти два открытых патента, непосредственно касающихся данной бомбы и дающих представление о ее составе и системе управления. В патенте на изобретение №2339905 (патентообладатель ОАО "Государственное научно-производственное предприятие "Регион", опубликован 27.11.2008) «Авиационная бомба, стабилизированная по крену, с инерциально–спутниковой системой наведения» приводится рисунок бомбы, схема и расположение элементов которой в значительной степени схожи или совпадают с КАБ–250. Это позволяет рассматривать (предположить) данный документ как патент именно на КАБ–250. Рисунок КАБ из патента №2339905 Согласно имеющейся в патенте информации, бомба малого диаметра выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Для увеличения дальности полета вблизи центра масс по Х-образной схеме установлены аэродинамические крылья. Основной целью предложенного изобретения является реализация высокой точности наведения авиабомбы (3...5 м) без наличия приборов и антенны дифференциальных поправок, а также существенное увеличение дальности боевого применения авиабомбы, позволяющее реализовать сброс авиабомбы с самолета-носителя без входа его в зону объектовой противовоздушной обороны. Поставленные задачи достигаются тем, что в носовом приборном отсеке авиабомбы устанавливается достаточно простая тепловизионная головка самонаведения с дальностью действия 2...3 км, в которую перед отделением авиабомбы вводится эталонное изображение цели и которая обеспечивает автономный корреляционный принцип захвата цели и ее автосопровождение. Описываемая в патенте бомба содержит последовательно соединенные
отсеки (см. рисунок): БИНС осуществляет управление полетом авиабомбы на основе комплексного использования информации не только от вычислителя ПСН, но и от собственных чувствительных элементов. При этом используются датчики угловой скорости и акселерометры БИНС. При отсутствии информации от ПСН управляющие сигналы наведения авиабомбы на цель формируются только на основе обработки информации от блока чувствительных элементов БИНС. В процессе полета авиабомбы к цели БИНС ориентирует объектив тепловизионной головки самонаведения на углы визирования цели. Так как точность БИНС при коррекции от спутниковой навигационной системы достаточно высока, то требования к тепловизионной ГСН могут быть снижены. Тепловизионная ГСН может быть выполнена достаточно простой, так как необходимо обеспечить дальность поиска/захвата цели на дальностях не более 2...3 км и в углах поля зрения 5...9°, что определяется малым промахом, обеспечиваемым инерциально-спутниковой системой авиабомбы (промах не более 20...30 м). Тепловизионная ГСН, установленная в головном отсеке авиабомбы (1), сравнивает «эталонное» изображение цели с текущим изображением цели и осуществляет захват цели. Дальнейшее самонаведение авиабомбы осуществляется БИНС с учетом сигналов от тепловизионной ГСН. Применение тепловизионной ГСН, работающей на конечном участке траектории, позволяет обеспечить высокую конечную точность авиабомбы около 3...5 м. Эта точность обеспечивается даже в отсутствие дифференциальных поправок при работе приборов спутниковой навигации. Таким образом, в качестве системы самонаведения авиационной бомбы применяется аппаратура инерциально-спутниковой навигации, а на конечном участке траектории – самонаведение от тепловизионной головкой самонаведения с корреляционным алгоритмом обработки информации. Применение тепловизионной ГСН существенно повышает помехоустойчивость авиабомбы, так как даже при отказе ПСН обеспечивается точное (3...5 м) попадание авиабомбы в цель. ГСН работает в диапазоне 8...14 мкм, что обеспечивает круглосуточное боевое применение авиабомбы, в том числе и при ограниченно-сложных погодных условиях. Отдельный патент на изобретение №2418261 (ОАО "ГНПП "Регион",
опубликован 10.05.2011) «Хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых
приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для
управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода»
описывает отсек воздушно-динамических рулевых приводов (ВДРП),
использующих в качестве рабочего тела атмосферный воздух, и
пневмодвигатели мембранного типа в качестве исполнительных механизмов,
размещенных в стабилизаторах хвостового оперения аппарата. Это
позволяет: Рисунок стабилизатора из патента №2418261 Исходя из известного калибра бомбы (табличка на МАКС–2011), т.е. диаметра, равного 0,255 м, и предложенных в патенте №2339905 множителей (коэффициентов) можно рассчитать размеры основных элементов бомбы. Так, проверяем размах крыла: 0,255 х 2,157 = 0,550 м. Это именно то значение, которое приводится в табличке, представленной на МАКС-2011. Расчет общей длины таким же способом дает значение 3,145 м (в табличке – 3,2 м). Веря данной методе, считаем остальное. Длина головного отсека – 0,599 м, переходного – 0,299 м, отсека БЧ – 1,250 м, хвостового – 0,995 м. Размах стабилизаторов, тот же, что и крыла – 0,550 м. Размеры хорд крыла – 0,588 и 0,749 м, хорд стабилизатора – 0,08 и 0,206 м. На основе фотографий, представленного на МАКС–2011 макета, и рассчитанных линейных размеров можно достаточно точно представить внешний вид бомбы вместе с головным отсеком. Внешний вид бомбы (носовая часть – расчетная) В заключение можно сказать, что не стоит сравнивать КАБ-250 с американскими SDB (бомбой малого калибра GBU-39/B) и JDAM, в виду больших различий как в компоновке, так и в ТТХ. Хотя, конечно, решаемые задачи у них достаточно близки.
|
||||||||||||||||||
missiles.ru. сентябрь 2011 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
© MISSILES.RU || Евгений Ерохин, 2004-2011 |