Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU

история > Управляемая ракета класса "воздух-воздух" К-9-155 ::


+zoom

 

К-9-155 - управляемая ракета класса “воздух-воздух” комплекса перехвата Е-152-9-В

Период конца 50-х и начала 60-х годов в развитии авиастроения в СССР был связан с повышенным вниманием к ракетным разработкам. Многим самолетостроительным ОКБ приходилось проводить работы в этой области, Известно о двух крупных проектах ОКБ-155 гл.к. А.И.Микояна: проекте высотного беспилотного перехватчика Р-500 и проекте ракеты класса "воздух - воздух" К-9 для перехватчика Е-150,

В те годы истребитель-перехватчик уже перестал являться отдельной боевой единицей и представлял из себя одно из звеньев сложной многоэлементной автоматизированной системы перехвата. Разрабатываемая автоматизированная система наведения истребителей-перехватчиков "Ураган-5" (аналогичная по составу радиоэлектронных средств ракетной системе ПВО "Даль") предназначалась для поражения высотных целей в сложных метеоусловиях днем и ночью при атаке цели под любым ракурсом и включала в себя:

  • комплекс перехвата Е-152-9;
  • комплекс элементов наземной системы управления (НАСУ).

Комплекс перехвата Е-152-9 в свою очередь состоял из:

  • самолета-перехватчика типа Е-152;
  • системы вооружения К-9;
  • счетно-решающего прибора ВБ-158 с комплектом датчиков;
  • системы передачи команд и активного ответа САЗО-СПК "Метеорит";
  • курсовой системы КСИ;
  • автопилота АП-39;
  • комплекта пилотажно-навигационных приборов.

Система вооружения К-9 состояла из:

  • устанавливаемой на самолете-носителе РЛС ЦП-1 ("Ураган-5Б");
  • снарядов К-9-155 (изд. "90");
  • аппаратуры управления);

Создание ракеты К-9 с РГС для перехватчика Е-152 сначала было поручено по постановлению СМ СССР #419-198сс от 16.04.58г. и приказу ГКАТ #211сс/ов от 17.06.58г. заводу №134 ГКАТ главного конструктора И.И.Торопова. Работы проводились совместно с КБ-1 ГКРЭ, которое отвечало за создание системы наведения. Согласно планам завод должен был сдать опытные образцы на совместные комплексные испытания ко 2-му кварталу 1960 года.

Однако в виду ряда причин в 1959 году тема К-9 была передана для дальнейшего выполнения на завод №155 ГКАТ. Здесь снаряд получил обозначение К-9-155 (изд."90"). Для проведения этих работ на заводе была сформирована конструкторская бригада под руководством В.Г.Коренькова.

Как элемент системы перехвата ракета предназначалась для поражения цели под всеми ракурсами, в том числе на встречных и пересекающихся курсах. Исходя из условий получения минимальных кинематических перегрузок ракеты, особенно в районе цели при атаке ее под всеми ракурсами, для управления ракетой выбран принцип самонаведения по методу параллельного сближения, при котором обеспечивается нулевая угловая скорость линии ракета-цель.

Для ракеты выбрана симметричная Х-образная аэродинамическая схема с поворотным крылом. Управление по продольному каналу производится поворотным крылом, управление по крену осуществляется четырьмя элеронами, установленными на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на стабилизаторах установлены четыре роллерона.

Основное оборудование ракеты включает в себя: радиолокационную полуактивную ГСН импульсного типа ЦР-1, автопилот АЦП-18, импульсный радиовзрыватель ЦРВ-1, БЧ осколочно-фугасного действия, предохранительный механизм И-60. Впервые для ракеты разработан и применен однокамерный двухрежимный пороховой двигатель ПРД-56 со стартовым и крейсерским режимами работы .

Ввиду высокой сложности и новизны в процессе работ пришлось разделить этапы испытаний опытных образцов. Было создано несколько вариантов на которых поэтапно проводились исследования на земле и в полете:

  • пусковой вариант (изд. "91") без системы управления для проверки аэродинамики, баллистики и сброса при работающем РДТТ и с закрепленными крыльями;
  • программный вариант (изд. "92") для проверки режимов работы автопилота с блоком записи и передачи данных на землю, а также энергоблока и пневмосистемы в летных условиях;
  • телеметрический вариант (изд. "93") для проверки работоспособности ГСН, РВ, ПИМ и оценки выполнения требований к ракете в замкнутой системе "носитель - ракета - цель" при пролете около цели;
  • четвертый этап испытаний должен был проводиться на полностью укомплектованном боевом варианте (изд. "90").

Согласно постановлению ЦК и СМ от 4.6.59г. за #608-293сс и приказу ГКАТ #345сс от 26.8.59г. всего предполагалось изготовить в различных вариантах 20 единиц изд. "91", 5 - изд. "92", 5 - изд. "93", 2 - изд. "90".

В середине 1959г. заводом №155 были разработаны и сданы в опытное производство чертежи на два варианта снаряда - пусковой и программный, а к концу года подготовлены чертежи на все варианты и выпущены первые 6 экземпляров изделий "91". Началось изготовление изделий "92". До конца 1960 года фактически собрано: 21 ед. - изд. "91", 7 ед. - изд. "92", 4 ед. - изд. "93". Выпуск боевых вариантов откладывался из-за недоработанности и несвоевременных поставок телеметрических станций БР-6А (завод №567), согласующих устройств УТР-13-2, доработанных автопилотов АПУ-18, блоков питания и РГС (все из КБ-1).

Для отработки элементов комплекса перехвата готовилось четыре опытных истребителя-перехватчика: Е-150 (1 экз.), Е-152 (2 экз.) и Е-152А (1 экз). В целях отработки в летных условиях самих снарядов К-9-155 были предназначены только Е-152 и Е-152А. Снаряд планировалось включить в состав комплекса "Смерч" с РЛС ЦП-1 для перехватчиков Е-152А (две К-9), Е-152-2, а так же Е-152М (две К-9 или К-80Р).

Согласно заданию срок предъявления истребителя-перехватчика с системой вооружения К-9 на комплексные испытания в составе системы "Ураган-5" планировался на 2 квартал 1960 года.

В 1961 г. изготовлено еще 26 ракет (изд. "90" - 3 экз., изд. "91" - 6 экз., изд. "92" - 11 экз., изд. "93" - 6 экз.).

В начале 1961 года произведены три пуска ракеты К-9 с АПУ установленной на наземном стенде. За время летных испытаний в 1961 г. с самолета Е-152А произведено 10 пусков ракет К-9 (5 - изд. "91" и 5 - изд. "92"). В 1961-62 годах макеты К-9 прошли облеты на Е-152-1 . Проведенные испытаний подтвердили совпадение аэродинамических и баллистических характеристик ракеты с расчетными. Проводились также наземная отработка БЧ на полигоне ГСКБ-47, лабораторные и стендовые испытания систем ракеты, математическое, физическое моделирование ракеты по всем режимам и расчет эффективности боевых ракет в НИИ-2 и ряд других работ и испытаний.

Все же пусков полностью укомплектованных ракет проведено не было, В связи со сменой концепции построения системы ПВО работы по теме “Ураган-5” и "Смерч" в начале 60-х годов были прекращены. Кроме того, завершению работ помешало перепрофилирование КБ-1 и прекращение им изготовления автопилотов, ГСН, блоков питания и других готовых изделий для К-9.

Чуть позже планировалось создать специальный вариант К-9, получивший обозначение К-9М, с вдвое большей дальностью пуска для вооружения перехватчика Е-155 (по 4 ракеты К-9М на каждом перехватчике). комплекса перехвата С-155. Готовился проект варианта вооружения Е-155 (с РЛС "Смерч-А") системой вооружения К-90.

Размеры К-9-155 (измеренные).

Длина .............. 4450 мм.

Диаметр ........... 245 мм.

Размах крыла ... 1165 мм.

Размах стабилизатора .... 1355 мм.

 

Ерохин Е.И., 1997г.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005