Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Семейство управляемых снарядов класса "воздух-воздух" К-7 ::

+zoomКажется это К-7с с ТГС. Источник - ГосМКБ Вымпел

К-7, К-75, К-70.

В соответствии с постановлением СМ СССР #2543-1224сс от
30.12.54г. и приказом МАП #9сс от 8.1.55г. на заводе #134 МАП в ОКБ
главного конструктора И.И.Торопова приступили к проектированию
снарядов системы К-7 сразу в нескольких вариантах. Сначала
развернулись работы по трем из них К-7Л, К-7ЛВ, К-7С, а с 1955 года -
еще по К-7С-3. Кроме того во исполнение приказов МАП #620 от 17.9.55г.
и #704 от 15.11.55г. начались работы по снаряду К-75. Планом опытных
работ предусматривалось все снаряды предоставить на ГИ к концу 1956
года.

В основу облика К-7 были взяты принципы, заложенные в первенце
УРС класса "воздух-воздух" - К-5 с центральным расположением
порохового двигателя ПРД-21. Все разрабатываемые снаряды должны были
иметь возможность атаковать самолеты противника только из ЗПС. Было
рассмотрено несколько различных схем и компоновок. Снаряды К-7Л, К-7ЛВ
и К-75 имели системы наведения по лучу. Для К-7С выбрали систему
инфракрасного самонаведения с ТГС-56С, а для К-7С-3 - полуактивного РЛ
самонаведения с РГС-56С. Все эти снаряды были выполнены по нормальной
аэродинамической схеме. Особенностью К-75 являлось то, что он имел
аэродинамическую схему "бесхвостка" и был примерно в два раза легче
остальных. Кроме проектов этих ракет в разработке находилось большое
количество проектов экспериментальных изделий, так и оставшихся на
бумаге. Это был творческий поиск. Для ОКБ проводимые работы были
абсолютно новыми. Точкой отправления стала сумма знаний, имевшаяся на
тот момент в авиапромышленности. Именно по этому тема получила
наименование "Сигма" (т.е. сумма) и проекты имели внутренние
обозначения Е-109 (Е03-68), Е-109 (Е03-63), Е-105 (Е03-58), Е-119,
Е-106Т (Е03-112), Е-151, Е-133Т, Е-124Т (Е03-111), Е-129, Е-149,
Е-204, Е-201, Е-205 (Е03-115), Е-205Р, Е-203 и т.д.

Для обеспечения скорейшего переквалифицирования части коллектива
и для подготовки опытного производства к новой технике, а также с
целью оказания техпомощи серийному заводу #455 и ОКБ-2 П.Д.Грушина на
заводе #134 было освоено изготовление партии снарядов К-5 по серийным
чертежам.

Применять снаряды К-7 (К-7Л, К-7С-3, К-7С) предполагалось на
перехватчике типа Т-3 с РЛС типа "Алмаз-3", создание которого
проводилось в соответствии с теми же решениями правительства, что и
самой системы К-7 . В 1956 году были закончены предварительные
разработки и выпущены эскизные проекты по К-7Л: заводом #134 - самого
снаряда (имел внутреннее обозначение Е-119), а заводом #51 МАП -
вооружения самолета с системой К-7Л. К началу 1957 года подготовлены
испытания элементов комплекса и в период 26.5.-28.9.57г. выполнены
испытательные полеты на первом опытном перехватчике Т-3 со снарядами
на снятие ЛТХ. В ходе 18 полетов выполнен отстрел 10-ти пусковых и
6-ти программных изделий К-7Л. Кроме того в соответствии с приказом
МАП #301сс от 1.6.56г. оборудовна одина летающая лаборатория на базе
перехватчика Як-25 (борт #0109) с установкой РЛС "Алмаз-3" и снарядов
К-7Л. На этом самолете в 1957 году был проведен первый этап заводских
испытаний с пусками 6-ти пусковых, 14-ти программных и 21-го
телеметрического изделий в 99-ти полетах. Полностью система вооружения
испытывалась в в/ч15650 на специально предназначенном для системы К-7
самолете ПТ-7-1 (с РЛС "Алмаз-3" и "Алмаз-7") с сентября 1957 года по
середину 1958 года. Выполнено 18 полетов с пусками 6 снарядов (за 1958
год). В 1957 году дополнительно система реактивного вооружения была
установлена на доработанном серийном самолете Т-3 (борт #0101),
получившем название ПТ-8-4 (с РЛС "Сокол-2К"). Испытания на нем
проводились уже в ЛИИ, где выполнено 30 полетов с несколькими пусками
снарядов.

Доработки своих перехватчиков проводило и ОКБ-115. Здесь
готовился проект установки на опытных самолетах Як-25 (с РЛС типа РП-2
"Изумруд-2") снарядов системы К-75. Первоначально систему К-75
готовили как для самолета Як-25, так и под МиГ-19 (типа СМ-6), однако
позже было принято решение форсировать работы только по вооружению
самолета конструкции ОКБ-115. Согласно заданию (приказ МАП #704сс от
5.11.55г.) совместными усилиями заводов #115 МАП и #134, а так же
НИИ-17 МАП были переоборудованы два серийных самолета, получивших
обозначение Як-25К (борт #1608 и #1808). Летные образцы снарядов
системы К-75 (заводской шифр Е-129) появились уже в 1956-ом. На первом
опытном самолете были заменены подвески снарядов типа К-5 на новые,
доработана станция перехвата и прицеливания "Изумруд-2" и синхронный
прицел АСП-3НМ. Четыре снаряда К-75 массой по 81,3 кг. разместили на
крыльевых пилонах по два между мотогондолой и фюзеляжем. В период с 5
марта по 10 июля 1956 года прошли их заводские летные испытания во
Владимировке на подготовленном к тому времени Як-25К. Всего по
программе летчиком-испытателем Ф.Л.Абрамовым под руководством ведущих
инженеров М.Н.Белоскурского (завод #115) и И.В.Голикова (завод #134)
было выполнено 23 вылета. Из них в 4-х полетах проводилась отработка
К-75 в воздухе. В первом испытании был произведен только сброс макетов
снарядов. Далее сделано 3 запуска в горизонтальном полете натурных
изделий с работающими двигателями. Один - на высоте 5000 м., прошедший
нормально, второй - на 12-ти километрах, вызвал помпаж левого
двигателя самолета от попадания пороховых газов в воздухозаборник.
Последний испытательный пуск, вновь на высоте 12000 м., был повторен
удачно после соответствующих доработок систем ТРД АМ-5А.

Снаряд К-7ЛВ проектировался специально для поражения высотных
целей на высотах от 5000 до 22000м. В 1957 году изготовлено несколько
телеметрических и боевых снарядов для отладочных, зачетных и
совместных испытаний на перехватчике Т-3. Совместные испытания
планировалось начать в 4 квартале 1957 года, но носитель не был
вовремя подготовлен. Изделие К-7С-3 по тематическому плану должно было
быть передан на совместные летные испытания в 1 квартале 1958 года. В
течение 1957 года выпущены эскизный проект и рабочие чертежи,
построено 7 единиц в пусковом варианте. Задержки с поставками
отлаженных головок РГС-56С и автопилотов АПС-7С-3 затянули работы по
испытаниям, которые переносились на 1959 год.

С появлением перехватчика Е-150 (в комплексе "Ураган-5") снаряды
семейства К-7 уже готовились под него. Так же планировалось (по
Постановлению ЦК и СМ #424-261сс от 28.3.56г. и приказу МАП #194сс/ов
от 6.4.56г.) включить К-7Л и К-7С3 в состав вооружения новых
перехватчиков П-1 и П-2 (оба с РЛС "Алмаз-7" в системе "Ураган"). Но
из-за того, что "жизнь" всех этих самолетов оказалась короткой
испытания на них так и не были начаты.

Кроме плановых работ в рамках исследовательско-экспериментальной
деятельности заводом в соответствии с приказом МАП #123сс/ов от
27.2.56г. и приказом ГКАТ #79сс от 15.3.58г. проведена перспективная
разработка опытного снаряда под обозначением К-7М с применением в его
конструкции неметаллических материалов. Разработка велась совместно с
ВИАМ МАП и НИИПМ Минхимпрома. В 1957 году заводом построено 10 опытных
снарядов с применением пластмассовых корпусов, узлов и деталей, а в
следующем году планировалось провести их испытательные пуски. Далее
приказом 1 Управления ГКАТ #12сс от 11.11.58г. заводу было поручена
переделка снаряда К-7 с наведением по лучу в самонаводящийся для
отработки перспективных тепловых ГСН. В течение 1959 года было
построено 10 экземпляров такого снаряда, получившего обозначение
К-134-1, и проведены экспериментальные пуски с перехватчика типа Т-3.
Получены данные о работе ТГС С-57 и С-57М (малогабаритная) конструкции
НИИ-10 ГКРЭ.

В ходе выше перечисленных разработок завод получил значительный
опыт по проектированию управляемых снарядов класса "воздух-воздух".
Снаряды К-7 не имели значительных преимуществ перед уже принятыми на
вооружение однотипными РС-1-У и РС-2-У. В связи с этим к 1959 году
работы по всем снарядам темы К-7 с завода #134 были сняты (прекращены
в соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР #608-293сс от 4.6.58г. и
приказу ГКАТ #211сс/оп от 17.6.58г.). Прекратились работы и по другим
опытным ракетам второго поколения: К-6 - в ОКБ-2 и К-8 - в ОКБ-4.

В конце 1958 года коллективу были поручены более неотложные
работы - воспроизведение ракеты "Сайдуиндер" с тепловой ГСН. Через два
года ракета К-13 успешно прошла испытания и была запущена в серийное
производство под обозначением Р-ЗС.

ТТХ снарядов семейства К-7.

К-7Л(ЛВ) К-7С К-7С3 К-75
Аэродинамическая схема норм. норм. бесхв. норм.
Управление р/луч ТГС РГС р/луч
Зона атак ЗПС ЗПС ЗПС ЗПС
Носитель Т-3 Т-3 Т-3 Як-25
Длина общая, мм. 3567 4182 3658 2485
Диаметр корпуса, мм. 220 220 220 200
Размах крыльев, мм. 810 810 900 590
Масса снаряда стартовая, кг. 150/155 162 155 81.3
Масса БЧ - кг. 30 20 22 13
Высоты поражаемых целей, км. 10-17(22) 16-17 10-25 5-15
Диапазон дальностей пуска, км. 2-5* 2-6 2-9** до 4
Скорость полета цели, макс.,км/ч. 1400 1400 2000 1600
* - по другим источникам показатель для К-7Л:
на Н=10км. - 5-6км., на Н=22км. - 8-9км.
** - по другим источникам показатель для К-7С3:
на Н=10км. - 6,5км., на Н=25км. - 9км.

В продолжение ветви снарядов К-7 на заводе #134 МАП для
перехватчика Е-150 (построено два экземпляра), оборудованного системой
"Ураган-5", в соответствии Постановлением СМ СССР #424-261сс от
28.3.56г. и приказом МАП #194сс/ов от 6.4.56г., а также для
перехватчика И-7К Постановлением СМ СССР #251-124сс/ов от 7.3.57г. и
приказом МАП #104сс/ов от 21.3.57г. разрабатывался самонаводящийся
снаряд К-70. Он должен был, согласно ТТЗ, стать всеракурсным, т.е.
обеспечивать перехват целей как в ЗПС, так и в ППС. Уже в декабре 1957
года был выпущен эскизный проект снаряда. Самонаведение должно было
осуществляться с помощью радиолокационной головки РГС-70 конструкции
ОКБ-287 ГКАТ (гл.к. В.С.Дехтярев). Автопилот АПС-70 проектировался на
заводе #118 ГКАТ. Был в проработке вариант К-70Л (1958 год). Как и
работы по системе К-7, в 1958 году эти разработки были сняты с плана и
прекращены (к 1960г.) как дублирующие по своим ТТХ более перспективную
систему К-9. Самолеты-носители в дальнейшем переделаны под эту новую
систему вооружения.

ТТХ снарядов семейства К-70.
Управление РГС
Зона атак круговая
Носитель Е-150 в системе "Ураган-5"
Масса снаряда стартовая, кг. 160-200
Высоты боевого применения, км. 10-25
Дальноси пуска на встречно-
пересекающихся курсах, км. 12-14

 

Ерохин Е.И., 1994г.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005