Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Семейство управляемых снарядов класса "воздух-воздух" К-6 ::

+zoom

К-6.

В ОКБ-2 на базе опыта работ над снарядами типа К-5 во второй
половине 50-х годов были спроектированы новые опытные управляемые
снаряды "воздух-воздух". В соответствии с Постановлением СМ СССР
#2543-1224сс от 30.12.54г. и приказом МАП #9сс от 8.1.55г. для
оборудования перехватчиков типа МиГ-19 началась разработка опытного
снаряда системы К-6.

Первый этап испытаний - автономные заводские испытания
аэродинамических изделий - прошел на самолете СМ-2И (переоборудованный
МиГ-19, серийный #59210549) в период с мая по декабрь 1956 года во
Владимировке с удовлетворительными результатами. Сделано 23 пуска на
высотах 5, 10 и 15 км. В 1957 году на этом же доработанном носителе
проведены 10 автономных пусков снарядов К-6 с поворотным крылом.
Одновременно силами завода #21, завода #155, ОКБ-15 и ОКБ-2 проведено
переоборудование еще двух самолетов МиГ-19 (##210101 и 210102) в
опытные перехватчики СМ-6. На них установили радиолокационные станции
"Алмаз-3" и снаряды. С февраля (декабря) 1956 года во Владимировке
началось проведение комплексных испытаний системы К-6. На первом и
втором экземплярах СМ-6 выполнена программа определения параметров
работы РЛС и в течение 1957 года - 25 пусков (на первом экземпляре)
снарядов в различных модификациях по определению характеристик
устойчивости. Под систему К-6 готовился новый перехватчик И-7К,
постройка которого задана Постановлением СМ СССР #424-261сс от
28.3.56г. и приказом МАП #194сс/ов от 6.4.56г.

Однако дальнейшие отработки, в том числе и на этих носителях
продолжались в интересах модернизированного варианта системы. В 1956
году вышло Постановление СМ #1195-613сс от 26.8.56г. и в его развитие
приказ МАП #481сс/ов от 6.9.56г., в которых говорилось о необходимости
в кратчайший срок создать системы управляемого авиационного
вооружения, способные поражать воздушные скоростные цели на больших
высотах такие, как разведчики У-2, безнаказанно бороздившие воздушное
пространство страны. Задания были выданы нескольким головным
организациям, в соответствии с этим документом ОКБ-2 так же начало
разработку высотного варианта К-6 с внутренним обозначением изд."Ю".
Система реактивного вооружения - К-6В - рассчитывалась на атаку цели в
ЗПС на высотах от 15км. до 22-25км. и дальностях 6-9км. и
предназначалась для применения на перехватчике И-7К с БРЛС "Алмаз-3" в
системе "Ураган-1" (переделка самолета с системы К-6 на систему К-6В
задана Постановлением СМ #251-124сс от 7.3.57г. и приказом МАП
#104сс/ов от 21.3.57г.), перехватчике типа Т-3 (планировалось
Постановлением СМ #1195-613сс от 26.8.56г., приказом МАП #481сс/ов от
6.9.56г.) и перехватчике Е-150 с системой наведения "Ураган-5" (как
один из вариантов вооружения, постройка началась по Постановлению
#424-261сс от 28.3.56г. и приказу МАП #194сс/ов от 6.4.56г.,
Постановлению СМ #251-124сс от 7.3.57г. и приказу МАП #104сс/ов от
21.3.57г.).

Первоначально доводки и летные испытания К-6 проходили на двух
самолетах СМ-6 (#210101 и #210102) до начала 1958 года. Начало
автономных испытаний системы К-6В на самолете Е-150 планировали на 1
квартал 1958 года, Комплексы перехвата с И-7К и Е-150 должны были быть
переданы на Государственные испытания в 1 квартале 1957 (далее
перенесено на июнь) и конце 1958 годов, соответственно.

Компоновка. Сначала в проектировании находился вариант,
выполненный по обычной нормальной аэродинамической схеме с
трапецеидальными крыльями и рулями, однако оригинально решили сделать
сопло ПРД. Точнее было 22 сопла, расположенных вокруг фюзеляжа в одной
плоскости, перпендикулярной продольной оси снаряда, сразу за крыльями.
Но при отработке данной компоновки на огневом стенде стало ясно, что
она не допустима, так как сопла жгли хвостовую часть снаряда с
приемником наведения по лучу. Попытки избежать это явление привели к
тому, что во втором варианте снаряда решили сделать только два боковых
сопла аналогично схеме К-5. На этот раз имели место случаи сгорания
рулей при их повороте. Рули можно было поднять относительно фюзеляжа
на неподвижные пилоны, но в таком случае нужно было дорабатывать
систему управления, за которую отвечало КБ-1. Тогда на одном из
вариантов решили просто удлинить сопла. Он имел название К-6В.

Оба варианта К-6 проектировались под систему наведения по лучу. В
носовой часть размещался радиовзрыватель (конструкции НИИ-504 ГКОТ) и
ампульная батарея электропитания (КАБ-2), далее отсек БЧ (конструкции
НИИ-6 ГКОТ) с предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ-4),
потом отсек ПРД, далее воздушно-арматурный блок, рулевой блок,
автопилот АПС-6 (АПС-6В; оба разрабатывались на заводе #118 МАП) и в
хвостовой часть блок радиоуправления с приемной антенной (НИИ-648
ГКРЭ).

Работы по К-6 и К-6В не были доведены до стадии завершения и
прекратились в 1958 году в соответствии с Постановлением СМ СССР
#419-198сс от 16.4.58г. и приказом ГКАТ #131сс/ов от 24.4.58г. Тем же
решением приоритет в вооружении перехватчиков типа Т-3 был отдан
системам К-51 и К-8М. Одной из причин стало и то, что к тому времени в
ОКБ закончились работы и практически была подготовлена к эксплуатации
новая ЗУР В-750, способная поражать цели на больших высотах. В
последствии коллектив П.Д.Грушина будучи на высоте побед в области
зенитных ракет сосредоточился полностью на их создании, а работы по
таким "мелочам", как УРСвв были прекращены. Носитель И-7К с конца
1957г. поступил на переоборудование в самолет И-75 под более
перспективную систему К-8М. Под эту систему был переоборудован и
перехватчик Е-150/1.

В ходе опытного проектирования разрабатывалась другая не
реализованная модификация К-6: вариант К-6Т с ИК головкой
самонаведения.

Тактико-технические характеристики К-6.
Зона атаки - ЗПС
Носители - МиГ-19 (СМ-6); И-7К
Длина снаряда с антенной, мм. - 3600 (измеренная 3830)
Диаметр фюзеляжа, мм. - 220
Размах крыла - ок. 800 (измеренный 780)
Масса, кг. - ок. 150
(в 2 раза тяжелее К-5)

Тактико-технические характеристики К-6В.
Зона атаки - ЗПС
Носители - И-7К; Т-3; Е-150
Длина снаряда, мм. - 3864
Диаметр фюзеляжа, мм. - 220
Масса стартовая, кг. - 169
Высоты применения, км. - 15 - 22-25км.
Дальности стрельбы, км - 6 - 9 (до 8)
Скорости поражаемых целей, м/с. - до 455

Ерохин Е.И., 1996г.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005