Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > Семейство управляемых снарядов класса "воздух-воздух" К-5 ::

+zoom

1. "ШМ", К-5 (РС-1У).

Практически ни чего не известно о послевоенных работах авиационного конструктора Д.Л.Томашевича. Однако и о его раннем периоде деятельности написано не много. На сколько известно, Дмитрий Людвигович начал свою деятельность, работая в КБ у Н.Н.Поликарпова с начала 30-х годов. Принимал участие в создании ряда боевых самолетов, в том числе ВИТ-1, ВИТ-2, И-16, И-180. В 1938 году Томашевич был арестован по обвинению в причастности к гибели В.П.Чкалова на самолете И-180. Вскоре как заключенный попал ЦКБ-29 НКВД при заводе #156, где собирали таких же, как он репрессированных конструкторов. Здесь он работал сначала в бригаде А.Н.Туполева, затем став начальником бригады занимался созданием собственных конструкций - самолетов "110" и "111". Уже в 1941-1944 годах их доводку и испытания завершал в эвакуации на заводе #288 НКАП в г.Омске, где действовало КБ-29. К сожалению, эти интересные машины в серию не пошли. Где то с конца 1944 года Томашевич некоторое время вновь работал в Москве в ОКБ-51 НКАП Н.Н.Поликарпова, потом - В.Н.Челомея, был участником испытаний трофейной техники (ракеты V-1) на нашем полигоне в Поволжье. принимал участие в создании отечественных крылатых самолетов-снарядов типа "10Х".

Закончилась война... Где-то в 1947 году Томашевич из-за разногласий с Челомеем перешел в другую организацию. На этот раз в ГСНИИ-642 МСХМ (?). Вскоре, в 1948 году снова меняет место деятельности и попадает в КБ-1 МВ (ныне НПО "Алмаз"). По сути это была полутюремная "контора" и на ее территории работало много, так называемых, "закрытых" инженеров - наших заключенных и немецких специалистов. Профилем новой организации явилось создание радиолокационных систем управления снарядами. Так, уже с 1947-48 годах в КБ-1 приступили к первой крупной работе, а именно к созданию РЛ системы для противокорабельной ракеты "КС" (конструкции ОКБ-155 МАП) и с 1950 года - для первого ЗРК "Беркут" с зенитной ракетой "205" (конструкции ОКБ-301 МАП). Одновременно, разрабатывались бортовые РЛС для истребителей-перехватчиков (ЦД-30 и др.).

В составе КБ-1 под руководством Д.Л.Томашевич в 1948 году был сформирован конструкторский отдел #32. Вопреки специфике деятельности КБ-1, отдел занялся конструированием самих управляемых снарядов. Известно о двух типах, созданных здесь: ЗУР "ШБ" (шифр "большая") и управляемый реактивный снаряд "ШМ" (шифр "малая"). К исследованиям и разработкам снаряда "ШМ" первого поколения приступили в начале 1951 года. Он предназначался как оружие истребителей против бомбардировщиков для атаки цели в заднюю полусферу. Первоначально предполагалось его установить на доработанные самолеты МиГ-15, МиГ-17П, Як-25П с РЛС типа "Изумруд" и далее - на Т-3 с РЛС типа "Алмаз".

Практически все основное бортовое оборудование создавалось силами отделов КБ-1: автопилот (далее, однако, при участии завода #118), система радиоуправления и даже пороховой двигатель. Смежниками разрабатывались радиовзрыватель АР-43, а далее - АР-45 (в НИИ-504), боевая часть (НИИ-6), пороховой заряд к ПРД (НИИ-125).

Снаряд был выполнен по схеме "утка". Трапецеидальные крылья с элеронами и рули располагались крестообразно под углом 45 град. к горизонту. В конструкции снаряда было применено много новых оригинальных решений. Корпус делился на 5 основных отсеков. В носовой части размещался неконтактный радиовзрыватель, далее осколочно-фугасная БЧ, а за ней рулевые машинки и демпфирующий гироскоп. На "ШМ" впервые использовали пневматические рулевые машинки с питанием от шара-баллона. Антенну для приема сигнала РЛС наведения с радиоаппаратурой, аппаратуру стабилизации по крену, электроаккумулятор, механизм управления элеронами, воздушный баллон, датчик линейных ускорений разместили в хвостовой части снаряда, поэтому (и из-за соображений сохранения центровки в полете) пороховой ракетный двигатель был установлен не традиционно в хвостовой, а в средней части корпуса. Два сопла ПРД для создания реактивной тяги вывели по бокам корпуса, а обшивку за ними покрыли асбестовыми листами.

Работами по аппаратуре управления занималась в КБ-1 группа под руководством К.Н.Патрухина. Проведенные исследования и эксперименты позволили для "ШМ" выбрать и реализовать систему наведения по лучу бортовой РЛС носителя по методу "трех точек". Довольно простой, на сегодняшний взгляд, принцип управления снарядом заключался в следующем: приемник излучения вырабатывал сигнал компенсации отклонения, подаваемый на органы аэродинамического управления, и происходил возврат в радиолуч. Стабилизация по клену производилась от гироскопа. С целью "визуализации" наведения на торцах крыльев установили трассеры.

Уже к концу 1952 года были готовы первые опытные экземпляры. Их заводские испытания проходили в 1952-1953 годах. Первые бросковые пуски провели в конце 1953 года с дооборудованного подвесками самолета МиГ-15. Где-то в начале-середине 1953 года к работам по "ШМ" подключилась переведенная в отдел Д.Л.Томашевича группа конструкторов, обладавшая опытом работ по ракетной технике, ликвидированного ОКБ М.Р.Бисновата с завода #293 МАП во главе с бывшим заместителем главного конструктора И.И.Дракиным. Вскоре после ареста Л.П.Берии в июне 1953 года, под чьим чутким руководством действовало с 1947 года КБ-1 и все его отделы, начались перемены в структуре и руководстве организацией. Было ликвидировано Третье ГУ при СМ СССР и его функции, как и само КБ-1, переданы в ведение вновь созданного Минсредмаша (МСМ). Тем временем изд."ШМ" еще было далеко то стадии готовности, мало того из-за недоработанности временно было приостановлено изготовление очередной партии опытных экземпляров для испытаний. В ходе деятельности отдела #32 становилось ясно, что для нормальной конструкторской работы коллективу нужна отдельная опытно-экспериментальная база, чего не хватало в специализирующемся, в общем то, на радиоэлектронике КБ-1. В результате отдел в полном составе был переведен в начале 1954 года на территорию освободившегося завода #293 и стал костяком коллектива вновь образованного там ОКБ-2 МСМ главного конструктора П.Д.Грушина.

В составе нового КБ работы продолжились. Сразу после перевода отдела #32 были перевыпущены все чертежи на снаряд за подписью П.Д.Грушина. В конструкцию снаряда, получившего индекс К-5 (заводское обозначение изд."М"), в процессе его дальнейшего совершенствования вносились некоторые доработки (в частности корпус удлинили на 30мм., внесли отдельные конструктивные и аппаратные изменения). Заводские летные испытания в основном завершились еще под руководством Д.Л.Томашевича до формирования ОКБ-2. В ходе испытаний снаряда в конце 1954 года с самолета-носителя МиГ-17 (СП-6) с РЛС "Изумруд-2" было проведено пять пусков телеметрических изделий по самолетам-мишеням "201". Испытания проходили на высотах 6000-8500 м. при скоростях носителя в 650-920 км/ч. и дальностях до цели 800-2300 м. Все пуски проходили вдогон при ракурсе самолетов-мишеней 0/4. Из-за малого количества пусков и ограниченных условиях по ракурсу был сделен вывод лишь о принципиальной возможности применения системы К-5. Показана недостаточность дальности обнаружения цели с помощью БРЛС. Позже были проведены боевые стрельбы изделий.

Впервые об авиационном ракетном вооружении как о элементе системы перехвата заговорили при создании К-5. Одновременно со снарядом шла разработка элементов системы вооружения, получившей название С-1-У, которая состояла из самолета-носителя, БРЛС и, собственно, управляемых снарядов. Работы по бортовой радиолокационной станции проводились в филиале НИИ-17 МАП (с 1955 года - в самостоятельном ОКБ-15 МАП) под руководством главного конструктора В.В.Тихомирова на базе уже существующей "пушечной" РЛС РП-1 "Изумруд". В ОКБ-155 А.И.Микояна занимались широким кругом расчетных и конструкторских работ по размещению и комплексированию системы на борту истребителя-перехватчика МиГ-17ПФ: замена РП-1 на новую станцию и некоторого оборудования, доработка топливной системы, установка пилонов на крыльях и индикации в кабине летчика, демонтаж пушечного вооружения и т.д. По окончании отработок всех элементов системы в период с 1953 по 1955(56) год в ГК НИИ ВВС прошли комплексные и совместные государственные испытания С-1-У и в результате их успешного завершения было решено принять систему на вооружение под наименованием РС-1-У. Впервые в марте 1955 года новым снарядом с доработанного МиГ-17 был сбит самолет-мишень Ту-4. В 1956 году также были успешно проведены войсковые испытания системы. Снаряд К-5 стал первым принятым на вооружение отечественным управляемым снарядом класса "воздух-воздух".

Освоение производства, как и разработка, шло трудно и поэтапно. В соответствии с планом МАП приказом #283сс/оп от 25.4.55г. организация серии изделия "М" была поручена Костинскому заводу #455 МАП, занимавшемуся раньше изготовлением широкой номенклатуры установок стрелкового и бомбардировочного вооружения для самолетов. Такое задание было принципиально новым не только для завода, но и для предприятий-поставщиков комплектующих узлов. За 1955 год планировалось выпустить 475 экземпляров. Однако, фактически не было изготовлено ни одного изделия из-за значительных задержек поставок практически всех комплектующих узлов и агрегатов. Трудности были с доработками, освоением и поставками шашек РСИ-12 для ПРД с завода #98 МОМ и самих ПРД с завода #45 МАП, радиовзрывателей АР-43 из НИИ-571 МОМ, блоков радиоуправления с завода #663 МРТП, автопилотов крена ШМВ-1А с завода #122 МАП и рулевых машинок ШМВ-2А с завода #43 МАП, воздушно-арматурных блоков ШМВ-7Б с завода #296 МАП, батарей электропитания КАБ-2 с Саратовского завода щелочных аккумуляторов МЭТП, реле РП-6 с завода #140 МАП и др. Кроме того кадры завода #455 и смежников были неподготовлены. В отличие от характера производства установок вооружения малыми сериями заводу в Костино пришлось налаживать крупносерийное производство, организовать контрольно-испытательную станцию (КИС), выпустить более 1000 единиц оснастки и стендов, освоить ряд новых технологий и техпроцессов (широко использовалась холодная штамповка и вытяжка). Лишь к 1956 году была полностью закончена подготовка и начался серийный выпуск изделий. Производство шло только на этом заводе. Всего была выпущена сравнительно небольшая серия в 3071 единиц (в 1956г. - 2071 ед. и в 1957г. еще 1000 ед.).

В 1955 году в помощь заводу #455 большую работу по уточнению и согласованию техдокументации на изделие "М" с КБ-1 и ОКБ-2 выполнил завод #134 МАП главного конструктора И.И.Торопова. Кроме того этим заводом проведена отработка пороховых двигателей на стенде, составлены новые ТУ и паспорт и налажен выпуск опытно-серийной партии изделий "М" (и "ТМ" для комплексных испытаний).

Снаряды применялись на истребителях-перехватчиках МиГ-19П (СМ-7А) и МиГ-17ПФ (СМ-15 с РЛС РП-2 "Изумруд-2"), серийных самолетах, которые специально переоборудовались на заводе #21 под систему К-5 (в соответствии с приказом МАП #9сс/оп от 8.1.55г.). Кроме этих перехватчиков снарядами планировали вооружить вариант самолета Як-25П

- Як-25К. Для этого на заводе #292 по чертежам ОКБ-115 проведено переоборудование 10 самолетов (по приказу МАП #63сс от 02.02.55г.). Все же широкого использования в войсках К-5 не получили, через некоторое время они уступили место новым модификациям: РС-2-У и РС-2-УС. Главным недостатком К-5, как и других снарядов, наводящихся по лучу, явилось то, что самолет-носитель должен был непрерывно двигаться по линии параллельного сближения с целью. Это накладывало ограничения на маневрирование самолета-носителя. Кроме того была невысока предельная дальность применения, мала вероятность поражения маневрирующих целей.

ТТХ РС-1-У. Длина полная, мм. ок.2000

Диаметр фюзеляжа, мм. 200 (180)

Размах крыла, мм. 580

Дальность стрельбы макс., км. ~2-5 (3.5)

Масса снаряда стартовая, кг. ок.80

Масса БЧ, кг. 9

2. РС-2-У, РС-2-УС.

Одновременно с передачей в серийное производство К-5 в 1956 году (Постановление СМ СССР #1195-613сс от 26.8.56г.) в развитие этого снаряда ОКБ-2 П.Д.Грушина было поручено спроектировать доработанный снаряд, получивший обозначение К-5М. Основным требованием к модернизации было повышение ТТХ, прежде всего увеличение предельной высоты применения. В ходе модернизации была усилена боевая часть с 9 до 13 кг, установлен новый радиовзрыватель - АР-45М. Двигатель - пороховой ПРД-45. По схеме снаряд остался таким же, но были увеличены длина фюзеляжа и размах крыльев.

Уже в сентябре 1956 года снаряды системы К-5М переданы на совместные государственные летные испытания. Проведены пуски на высотах до 15.5 км. Однако результаты показали низкую надежность системы и по Постановлению СМ #552сс от 15.3.57г. МАП и МОП было предложено провести комплекс мер по соответствующим доработкам элементов системы и провести в том же году контрольные испытания. В ОКБ-2 проведена совместно со смежниками доводка К-5М. Заводом #21 построено пять самолетов МиГ-19ПМ (СМ-7/2М) с реактивными управляемыми снарядами К-5М. Летом того же года проведены полеты по отработке системы противозаглохания РД-9Б при воздействии пороховых газов ПРД снаряда. В период с августа по октябрь прошли контрольные госиспытания системы с положительными результатами.

Постановлением ЦК и СМ #1343-619сс от 28.11.57г. система была принята на вооружение ВВС. Под обозначением РС-2-У снаряд поступил на вооружение перехватчиков МиГ-19ПМ (СМ-7/М, СМ-7/2М) с РЛС РП-2У "Изумруд-2" и "Изумруд-2Б" в составе комплекса С-2-У. Перехватчики переоборудовались из серийных самолетов МиГ-19П.

Серийное производство К-5М налажено на заводе #455 МАП (заводской шифр "И"), перешедшем с изготовления К-5 на К-5М в 1957 году. Первые серийные изделия были выпущены заводом в декабре месяце. Там же выпускался телеметрический вариант ("ТИ") для испытаний. Производство шло в 1957-1959 годах и было выпущено 12400 ед. (в 1957г. - 3000, в 1958г. - 7000, в 1959г. - 2400 ед.). Небольшое количество снарядов выпущено в 1959 году на заводе #575 (г.Ковров) и заводе #622 (г.Ижевск). Произведено ограниченное количество учебных снарядов К-5М - 30 (или 20) ед. в 1959 году на заводе #455. Поставки взрывателей АР-45М проводил сначала НИИ-571, вскоре их производство передано Новосибирскому заводу #677. ПРД изготовлял завод #45, а пороховые шашки для них - завод #98, БЧ - завод #80 (г.Дзержинск).

Производство РС-2-У (в ед.).

(*) - без учета производства 30 разрезных макетов и 20 учебных изделий.

Снаряд К-5М был последним из семейства К-5, разработанным силами ОКБ-2 ГКАТ. Дальнейшие работы по модифицированию К-5М были продолжены в небольшом КБ серийного завода #455, которое было образовано в 1956 году для отработки серийной документации для завода. Сначала КБ-455 ГКАТ в 1957 году провело устранение недостатков, выявленных при контрольных испытаниях К-5М и доработало техдокументацию. С 1958 года КБ в соответствии с Постановлением ЦК и СМ #1343-619сс от 28.11.57г. и приказа ГКАТ #2сс от 24.12.57г. приступило к доработкам в целях расширения возможностей применения. Главным направлением дальнейших работ по прежнему оставалось достижение максимальной высотности. В связи с появлением удачной БРЛС ЦД-30Т, разработанной в КБ-1 (далее получила название РП-9-У), началось создание новой системы вооружения, получившей наименование К-51 для применения на высотах до 18-20 км. Создание самолета-носителя для системы было поручено ОКБ-51. В следующем году направления работы по системе К-51 были дополнительно определены постановлением ЦК и СМ #419-198сс от 16.4.58г. и приказом ГКАТ #131сс/ов от 24.4.58г. Согласно заданию в качестве носителей системы К-51 готовились два самолета. Для этого в ОКБ-51 началось проектирование и постройка перехватчика Т-43 под комплекс перехвата Т-3-51, а в ОКБ-155 - перехватчика СМ-12П на базе МиГ-19ПМ с аналогичной БРЛС под комплекс СМ-12-51 (СМ-12П-51).

Компоновка снаряда К-5МС (заводской шифр "ИС"), повторяла компоновку базового варианта, однако были улучшены летные характеристики, высота применения доведена до 20500 м. Метод наведения остался тот же - по лучу БРЛС. Доработки касающиеся конструкции и оборудования были следующие. Прежде всего ввели двухпозиционный переключатель "С-И", позволявший применять снаряд в составе не только нового носителя Т-43, но и старого - МиГ-19ПМ, положение переключателя изменяло усиление блока радиоуправления (производилась высотная коррекция усилий, приходящихся на органы управления снаряда, в зависимости от типа самолета-носителя). Усилены узлы крепления к пусковой установке. Автономный неконтактный радиовзрыватель АР-45М заменили на новый АР-45М2 (РВ-2-УС), в дальнейшем применялись более надежные РВ-2-УСМ и РВ-9-У. Применены новые трассеры ОТИ-30-1. Боевая часть массой 13 кг. имела осколочно-фугасное действие и позволяла поражать цели на удалении 5-10 м. Двигатель - ПРД-45 с порохом РСИ-12К. Блок радиоуправления аналогичный изделию К-5М - "РУ-И". Электропитание от ампульной батареи КАБ-2. Рулевые машинки (рулей и элеронов) ДА-1, ДА-2 и ДА-3 разработаны на заводе #122 МАП.

К 1958 году был переоборудован из серийного первый экземпляр Т-43-2. К заводским испытаниям системы К-51 приступили на этом самолете, а также еще на нескольких опытных образцах (Т-43-3, Т-43-4, Т-43-5, Т-43-6) 15 мая 1958 года в ГК НИИ ВВС, а в августе комплекс поступил на совместные испытания в в/ч15650. В течение 1959 года совместно с ВВС завод #455 провел 93 испытательных пуска К-5МС с перехватчиков, которые дали положительные результаты. Первый этап СЛИ закончился в июне. Летная отработка комплекса по второму этапу проходила с октября 1959 года и была завершена в начале 1960 года. Акт о завершении Госиспытаний комплекса Т-3-51 подписан 23.4.60г. Одновременно готовились и проходили испытания перехватчиков ОКБ-155. Первые полеты СМ-12ПМ (#66210101) со снарядами (на АПУ-4) в рамках заводских испытаний начались в мае 1958 года, а 17 ноября самолет с вооружением представлен на Государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Заводские летно-огневые испытания элементов комплекса, в том числе снарядов, на самолетах СМ-12ПУ (#66210102, #66210103, #66210104) прошли в сентябре-октябре 1958 года на полигоне во Владимировке (в/ч15650). В ходе них на самолетах #103 и #104 выполнено 13 полетов с 7 пусками снарядов К-5МС. Результаты позволили передать комплекс перехвата СМ-12-51 на Госиспытания 20.12.58г. Они проводились в течение 1 квартала 1959 года с перехватом реальных целей, однако авария самолета СМ-12ПМ в апреле месяце, связанная с дефектами двигателя Р3-26, повлекла за собой прекращение испытаний на всех самолетах из-за запрета эксплуатации данного типа ТРД. Тем временем близились к завершению испытания комплекса Т-3-51 с хорошими результатами. Комплекс Т-3-51 обеспечивал радиус действия до 400 км., когда как аналогичный показатель СМ-12-51 доходил всего до 150км. В итоге в соответствии с приказом ГКАТ #285сс/ов от 18.7.59г. все работы по программе испытаний и доводок комплекса СМ-12-51 были прекращены.

В ходе доводок К-5МС (ранее и К-5М) на МиГ-19ПМ (СМ-12П) имели место отдельные случаи помпажа ТРД носителя из-за попадания в воздухозаборник пороховых газов пускаемого снаряда. В связи с этом проведен большой объем летно-огневых испытаний с системой противозаглохания ТРД в 1957-59 годах. В то же время в ЛИИ на специальной летающей лаборатории (дооборудованном самолете Ту-4) проводилась проверка влияния пороховых газов К-5МС на работу АЛ-7, Для чего под крылом ЛЛ Ту-4 был установлен действующий ТРД и рядом с ним - подвески со снарядами.

Уже в 1959 году серийный выпуск снарядов РС-2-УС (К-5МС) был налажен одновременно на нескольких заводах. Завод #455 в г.Костино перешел с выпуска К-5М на К-5МС со второй половины 1959г. и изготовил 2400 ед., в 1960г. - 3170 ед., в 1961г. - 540 ед. На заводе #43 в г.Москве первая партия была выпущена 20 августа 1959 года, а всего в 1959г. - 1000 экземпляров, в 1960г. - 2278, в 1961г. - 3500, далее производство шло по 1964 год с перерывом в 1961-ом на полтора года. Третим заводом по производству РС-2-УС стал Киевский завод #485 им. Артема. Здесь в первый год было выпущено 1500 ед., в 1960г. - 2500 ед., в 1961г. - 3500 ед. Производство было налажено также с 1959 года на заводе #575 (г.Ковров) и с 1960 года на заводе #622 (г.Ижевск), а также, по некоторым данным, в г.Кирове на заводе #32 (завод им. 20-го Партсъезда). Кроме того заводом #455 изготовлялись учебно-действующие и учебно-разрезные снаряды К-5МС, а также наземное оборудование подготовки применения ППП-51.

Производство РС-2-УС (в ед.).

/ В 1960г. заводом #455 выпущено 3170 экземпляров, из них 3081 экземпляров в боевом варианте и 89 ед. в варианте без РВ. /

После успешного окончания совместных испытаний комплекс перехвата (АКП) Су-9-51 (Т-3-51) был принят на вооружение Войск ПВО страны Постановлением ЦК и СМ #1168-460 от 15.10.60г. АКП представлял из себя сложную систему и включал перехватчик Су-9 и систему вооружения С-2-УС (К-51). В С-2-УС в свою очередь входили РЛС обнаружения, прицеливания и наведения РП-9У (ЦД-30Т, изд."820", далее помехозащищенная ЦД-30ТП), четыре УРСвв РС-2-У (К-5М) или РС-2-УС (К-5МС), аппаратура наведения на цель с земли (НАСУ) "Лазурь", связанной с системой "Воздух-1".

Снаряд стал универсальным и применялся не только на Су-9, но и на МиГ-19ПМ со станцией ЦД-30 (рубеж перехвата 100 км.), Су-9У (два снаряда, ЦД-30Т). Кроме того в 1962 году во исполнение приказа ГКАТ #207сс от 9.6.61г. был доработан помехозащищенной станцией ЦД-30ТП серийный перехватчик МиГ-21ПФ (Е-7, серийный #76210101) и на нем установили и испытали систему К-51. В марте 1962 года начались совместные контрольные государственные испытания новой станции, а с середины года по 1963 год проводились испытания системы К-51. Показана возможность боевого применения на малых высотах порядка 2км. (против 4км. с ЦД-30Т). Продолжительные доводки станции позволили лишь в 1965 году принять на вооружение МиГ-21ПФМ с системой К-51. На перехватчиках МиГ-19ПМ снаряды устанавливались на подвесках АПУ-4, Су-9 были оборудованы установками АПУ-20 и АПУ-19, а МиГ-21ПФМ - АПУ-7. В последствии снаряды РС-2-УС нашли применение на МиГ-21Р (с РЛС РП-21), Су-11 (РЛС "Орел", НАСУ "Воздух-1") и Су-15 (РЛС РП-15 "Орел").

ТТХ РС-2-УС (К-5МС). Длина общая - 2500 мм.

Диаметр корпуса - 200 мм.

Размах крыльев - 654 мм.

Размах рулей - 360 мм.

Масса снаряда - 82.6 (83.2) кг.

Масса БЧ - 13 кг.

Диапазон высот поражения - 800-20000 м. (далее 500-20500 м.)

Диапазон дальностей поражения, мин. - 1950 м. (МиГ-19ПМ)

- 1950 м. (Су-9 и МиГ-21ПФМ) Диапазон дальностей поражения, макс. - 3500 м. (МиГ-19ПМ)

- 5200 м. (Су-9 и МиГ-21ПФМ) Рубежи перехвата в комплексе Су-9-51 - до 400 км. Скорость полета цели, мин. - 800-1600(1700) км/ч. Время управляемого полета - 12 сек.

Время работы двигателя - 7 сек.

Тяга двигателя - 400-1500 кг.

Вероятность поражения цели четырьмя ракетами - около 0.8

В 1959-60гг. в КБ-455 проведен ряд опытных доработок К-5М. Среди них были следующие:

- Для проверки целесообразности перехода на другие источники электропитания был разработан снаряд шифр "ИБП" (РС-2-УБП) с радиоблоком на печатном монтаже и турбогенератором электропитания БП-120М вместо аккумулятора КАБ-2Ф. Довольно глубокие доработки кроме этого включали установку нового воздушно-арматурного блока (ВАБ) для обеспечения работы БП и высотных трассеров. Проведенные в 1959 году пробные испытания дали положительные результаты. В 1960 году отработана техдокументация и выпущена для совместных летных испытаний (намечены на 1961 год) в комплексе Су-9-51 опытная партия в боевом (30 ед.) и телеметрическом (10 ед.) вариантах.

- Разработан и выпущен партией в 22 ед. снаряд-мишень СМ-1 с большой радиоотражающей поверхностью для применения на высотах 20000-25000м. Устройство радиоотражения поставляло КБ-1 ГКРЭ.

- Разработан снаряд шифр "ИС-5С", предназначенный для комплекса Т-3-51. Он был доработан по части блока радиоуправления (с двухконтурным преселектором). Выпущена партия в 25 ед. для проведения летных испытаний.

- Проведены две модификации с целью увеличения предельной высоты применения. Первая работа началась в 1956 году с планом передачи изделий на заводские ЛИ в июне 1958 года на перехватчике типа СМ-12, а на комплексные (система вооружения К-52) - в ноябре того же года на Т-3. Начались работы в ОКБ-2 гл.к. П.Д.Грушина, продолжились - на заводе #455. Разработан и выпущен партией в 25 ед. снаряд ЦМ-4В (ЦМ-4ВБ) управляемого по лучу. Ряд специальных мер должен был позволить применять снаряд на высотах до 25000м. Эту тему закрыли по ряду причин в 1959 году. Далее в рамках повышения ЛТХ комплекса Су-9-51 для применения на высотах порядка 20000-22000(25000)м. был разработан другой вариант на базе узлов и агрегатов К-5МС с повышенной маневренностью на этих высотах. По сравнению с базовым снарядом на РС-2-УВ (К-5МВ) площадь крыльев была увеличена на 19% и площадь рулей - на 49%, установлены более мощные рулевые машины (АД-2С и ДС-3С вместо АД-2 и ДС-3). Для проведения совместно с ОКБ-51 ГКАТ летных испытаний в комплексе заводом было построено 5 ед. в программном, 12 ед. в телеметрическом и 20 ед. боевом вариантах. Испытания на трех перехватчиках Т-43-4, Т-43-5 и Т-43-12 проходились в мае-июне 1960 года, выполнено 53 полета с пусками снарядов (без боевого перехвата). Показана возможность обеспечения высотного перехвата. Однако дальше работы не пошли. Для работы на таких высотах уже готовились другие комплексы перехвата.

Для отработки нового телеметрического блока БР-6БМ были построены опытные снаряды (заводской шифр "ТИМ"). Фактически это был серийный РС-2-УС у которого вместо БЧ установилм блок телеметрии.

Кроме этого для применения на самолетах типа Т-43 конструкторским коллективом завода #455 в середине 60-х годов создана ракета-мишень ИЦ-60 (изд. "Заяц") на базе узлов ракеты РС-2-УС.

3. Р-55.

Управляемые снаряды РС-2-УС нашли широкое применение в войсках, однако их система наведения со временем перестала удовлетворять возросшим требованиям, накладывала ограничения на действия летчика, вынужденного во время атаки непрерывно "держать" цель в луче РЛС. Для обеспечения поражения маневрирующих целей в ближнем воздушном бою потребовалась разработка легкого самонаводящегося снаряда на замену РС-2-УС.

В инициативном порядке силами КБ-455 ГКАТ на базе узлов серийного снаряда РС-2-УС в 1958(57) году началась проработка варианта с ТГС, получившего заводское наименование ЦМ-6. В короткий срок подготовлена техдокументация на опытный образец. В 1959 году на заводе выпустили партию программных снарядов ЦМ-6П. Были проведены типовые испытания и 4 пуска с самолета-носителя МиГ-19ПМ на высотах 10000-15000м. Получены положительные результаты. Также выпущена партия в 10 ед. телеметрических снарядов ЦМ-6Т. Планировалось устанавливать ЦМ-6 в сочетании с РС-2-УС на самолете типа Т-3 в системе К-51, что повышало эффективность самолета этого типа. Однако эти перспективные наработки не получили развития в тот момент, видимо в пылу гонки копирования "Сайдуиндера".

Несколько позже предложения по модернизации были рассмотрены вновь и директивой ГКАТ было поручено в 4-м квартале 1960 года КБ завода #455, руководимому Ю.Н.Королевым, осуществить замену на РС-2-УС системы наведения по лучу на систему самонаведения с ИК ГСН. На проектируемую ракету, получившую наименование К-55 (заводской шифр "0-6", далее "67"), было решено установить головку самонаведения ИГС-59 (ТГС-59) круглосуточного действия конструкции Н.Н.Государовой (НИИ-10 ГКРЭ, далее это ВНИИ Радиоэлектронники МСП), которая уже была разработана, но не принята для К-13 и пороховой двигатель от РС-2-УС с двумя боковыми соплами. Ракета состояла из 5 отсеков. Применены две разнесенные боевые части (в середине и в хвостовой части) конструкции ГСКБ-47 ГКОТ, новый электрооптический взрыватель НОВ-6 разработки ГОМЗ (далее пытались устанавливать другие типы) или радиовзрыватель, согласующее устройство СУ-6А для преобразования сигналов ТГС в управляющие токи рулевых машин и турбогенераторный источник электропитания БП-150С, разработки КБ-455. Установлен один трассер снизу в хвостовой части.

Из-за того, что у завода имелся опыт работы по ЦМ-6 уже в конце того же 1960 года был оформлен эскизный проект на модернизацию, вскоре выпущена техдокументация на несколько испытательных вариантов изделия, а также опытная партия в 10 ед. ракет в программном варианте. Пять из них успешно прошли предварительные летные испытания на самолете-носителе МиГ-19ПМ. На Софринском полигоне проведены испытания БЧ, совместно с НИИ-2 ГКАТ - моделирование контура наведения, а в ЦАГИ - продувки модели К-55 в АДТ. Ко 2-му кварталу 1961 года закончены все работы по проектированию К-55 и началась подготовка к этапу заводских испытаний с постройкой опытных экземпляров для этого. Однако заводом лишь к концу года было построено 40 ед. изделия "06" из-за задержек поставок агрегатов от смежников. Из них 20 ед. телеметрических (К-55ТС), 10 ед. программно-телеметрических для испытаний РВ "Ласточка" (К-55СВ), 2 ед. телеметрических с ТГС С-59 (К-55ТГ), 2 ед. программно-телеметрических с АП (К-55ПС), 2 ед. боевых с БЧ (К-55С) и 4 ед. в варианте весового макета (К-55МС, "06МС"). Позже были изготовлены изделия с взрывателями типа НОВ-55 "Роза" (ЦКБ-589 ГКОТ) и "Огонь" - 5 ед. программно-телеметрических (К-55СН), 13 ед. боевых (К-55С), а так же 12 ед. боевых с РВ "Ласточка".

В начале 1961 года проведены первые пуски программных ракет с самолета-носителя Су-9 (Т-43), а также телеметрических ракет. Выпущена партия в боевом варианте. Заводские летные испытания в в/ч15650 с участием ГКРЭ и ГКОТ начались в 1962 году. Планировалось их завершить ко 2-му кварталу того же года. Однако испытания затянулись. В течение года выполнено облеты ТГС, проведены пуски 9 программно-телеметрических изделий К-55СВ с РВ "Ласточка" с доработанных самолетов Т-43-5 и Т-43-12 и столько же пусков телеметрических изделий К-55ТС по мишеням "ПМ" и САБ. Параллельно выполнено 2 пуска изделий К-55РП с наземной установки и два пуска К-55ПС для проверки работы контура стабилизации. Первые испытания выявили недоработки ТГС-59. Неоднократные доводки головок и регламентные работы на самолетах-носителях задержали испытания системы К-55 и даже вызвали временное прекращение пусков. Лишь во 2-й половине 1963 года работы на полигоне были возобновлены в связи с поставками доведенных ТГС. В конце того же года подготовлены и проведены облеты изделий с ТГС с положительными результатами, но пуски провести не удалось из-за неблагоприятных метеоусловий. В результате, окончание заводских летных испытаний было перенесено на начало 1964 года (на 1 квартал)... Весь 1965 год ушел на летные испытания телеметрических и боевых изделий с НОВ-55 "Роза" на двух серийных Су-9 (#08-02 и #08-03). Выявляющиеся дефекты взрывателей и других агрегатов вновь тормозили ход работ. В ЦКБ-589, НИИ-10 и на заводе #455 проводились доводочные работы, что приводило к остановкам заводских ЛИ (с марта по июнь и с сентября по октябрь 1965 года). Только в конце года удалось выполнить три удачных пуска по парашютной мишени ПМ-6 с удовлетворительной работой как взрывателей, так и всех систем в целом. Еще в 1964 году начались подготовки к проведению Госиспытаний, выпущена уточненная техдокументация. Планировалось построить ракету-мишень на базе узлов изделия К-55 для его же отработки и ЛИ на высотах более 20000 м.

Лишь в 1967 году на заводе #455 (МЗ "Стрела") по окончании ГЛИ началось серийное производство К-55 с НОВ "Роза". В том же году ракету приняли на вооружение под обозначением Р-55. Применялась она на Су-9, Су-11, Су-15, МиГ-21СМ, МиГ-21бис. После 10 лет изготовления в 1977 году снята с производства. Выпуск ГСН ТГС-59 осуществлялся на Киевском заводе "Арсенал" МОП. Недостатком Р-55 оказалась малая перегрузочная способность, что отражалось на маневренности. Для большей эффективнос­ти, как казалось, поражения цели был конструктивно реализован подрыв двух боевых частей не одновременно, а последовательно сначала перед­ней, а потом с небольшой задержкой - задней, что при прямом попадании происходило уже внутри фюзеляжа цели. Однако это приводило часто к ис­кажению траектории разлета осколков задней БЧ от взрывной волны и в результате большая часть осколков отбрасывалось назад. Так что приме­нение ракеты на близких дистанциях было сопряжено еще и с повышенной опасностью для атакующего самолета.

ТТХ Р-55. Длина - ок. 2680 мм.

Диаметр корпуса - более 200 (210-220) мм.

Размах крыла - 654 мм.

Высота боевого применения - 200-22000 м. (5000-25000 м.)

Допустимые скорости цели - до 1600 км/ч.

Дальность пуска - от 1200 до 10000 м.

Масса стартовая - 91 кг.

Масса двух осколочно-фугасных БЧ - 11 (12) кг.

Дальность захвата ГСН цели типа Ту-16 - около 16 км.

В середине 70-х годов была проведена модернизация. На ракете вместо оптического взрывателя установили радиовзрыватель, доработали ГСН и боевую часть. Под обозначением Р-55М она поступила в эксплуатацию. Применялись Р-55М на тех же носителях, что и Р-55 и фронтовых бомбардировщиках Су-24.

Таким образом снаряд "ШМ", создание которого под руководством Д.Л.Томашевича началось еще в 1951 году, послужил не только по сути прородителем УРС К-5, К-5М, К-5МС, К-55, К-6, К-7, ракеты класса "воздух-земля" Х-66, но и вообще отправной точкой создания управляемого авиационного ракетного вооружения в стране. К сожалению, развитие линии УРСвв этого типа, как считают, прекратилось из-за появления К-13, хотя снаряды типа К-55 имели перспективу дальнейших модернизаций.

Ерохин Е.И., 1996г.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005