Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Фото > Фотообзор ::

 

Третий Московский Международный форум и выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы - UVS-TECH-2009".

Выставка проектов и надежд.

Прошла третья выставка. Чем она отличалась от предыдущих? Наконец-то организаторы формально расширили тематику, отбросив ориентацию на потребности ТЭК (это заметно из названия выставки). К сожалению, исчерпывающей и полновесной по тематике БЛА выставка так и не стала. Хотя бы потому, что в ней не принимали участие по разным причинам такие корифеи, как ОКБ "Сокол", ЗАО "ЭНИКС", "Туполев", "Радар-ММС", "Новик-XXI век", KVAND и др. Не удалось привлечь к широкому участию иностранные компании... Однако был представлен ряд новинок. "Беспилотные системы" показали аппарат ZALA-421-09, а ИЭМЗ - "Истра-12" оригинальной аэродинамической компоновки. На объединенном стенде ОАК - "Вертолеты России" - "Алмаз-Антей" - "Вега" (малопонятная консолидация по типу "все-в-одном") - никакого "ах!" не было. Все вместе взятые "Вертолеты России" смогли выставить только "старика" Ка-137 и модельку Ми-34БП, хотя им было о чем сказать. Концерн "Вега" выставил очередной релиз на основе зарубежных летательных аппаратов - комплекс наблюдения со швейцарскими БЛА вертолетного типа "Swiss UAV 45" и "Swiss UAV 80". ОАО "КБ "Луч" демонстрировал три БЛА комплекса "Типчак". НИИ "Кулон" пока привез только макет БЛА "Аист", но сообщалось, что в скором времени можно ожидать постройки первого летного образца, который должен быть показан на МАКС-2009...

Довольно интересным оказался форум. Он стал неким оправданием посредственной выставки. На нем был доклад Геннадия Бебешко («Вертолеты России») о развитии БЛА ВТ.

«Многое из того, что было представлено на выставке с точки зрения военных, да и гражданских специалистов, по большому счету не может эксплуатироваться в реальных условиях. Ни одно малое предприятие не может обеспечить ответственное выполнение всего комплекса юридических, технических и эксплуатационных нормативов и ГОСТов при разработке, испытании и в ходе использования. Здесь просто необходим комплексный подход, совместная работа предприятий различного профиля. Единственными фирмами способными работать на должном уровне в сфере БЛА ВТ были и остаются «Камов» и «Миль». После вступления в силу законности в сфере создания БЛА, потребность в услугах многочисленных малых предприятий просто отпадет», - Г. Бебешко.

Как стало известно, в конце прошлого 2008 года в ОАО "Вертолеты России" инициирована весьма актуальная программа "Комплексы с беспилотными вертолетами", призванная сконцентрировать и упорядочить работы в данной области вертолетостроения. Директор программы Геннадий Бебешко, возглавлявший ранее Егорьевский центр боевого применения беспилотников (924 МЦБПиПЛС БА), сказал, что "время пришло, тянуть дальше некуда, достигнута точка кипения, существует острая потребность в БЛА ВТ, как со стороны гражданского сектора, так и у МО РФ".

За прошедшие три месяца работы в рамках программы предпринят ряд важных шагов. Уже сделана классификация, в которой определены четыре основных класса беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа (БЛА ВТ) и беспилотных вертолетных комплексов (БВК): ближнего действия (до 20 км), малой дальности (до 100 км), средней дальности (до 400 км) и большой дальности (свыше 400 км). Завершается формирование модельного ряда в каждом классе. Его планируется утвердить весной текущего года. Программой ставится задача создать единую конфигурацию аппаратов и комплексов с максимально унифицированными свойствами для всего базового модельного ряда – конструктив (узлы, агрегаты, транспортные отсеки), системы (навигация, управление), полезная нагрузка (мониторинговое или разведывательное оборудование).

Пока ОАО «Вертолеты России» рассматривают в качестве «кандидатов» для перспективного модельного ряда шесть-семь базовых БЛА ВТ, что было отражено на выставке «UVS-TECH-2009». Перечень еще может корректироваться.

Аппарата ближнего действия в продуктовой линейке ОАО «Камов» и ОАО «МВЗ им. Миля» пока нет. Он будет создаваться вновь и  станет основой совершенно нового легкого вертолетного комплекса. Что касается вертолета малой дальности, то в этом классе также будет разработан новый комплекс в развитие и с использованием опытно-конструкторского задела по вертолету ОАО «Камов» Ка-37. Масса БЛА составит порядка 50…80 кг, он сможет работать на дальностях до 100 км. В качестве полезной нагрузки, массой 10-15 кг, возможно применение ОЭС. Самый представительный класс - БЛА средней дальности. Здесь «Вертолеты России» планируют развивать в новом качестве разработанный ранее проект Ка-137. Кроме того, на базе невостребованного в гражданской сфере пилотируемого Ка-115 будет создаваться «беспилотник» с массой до 1500 кг с «хорошими характеристиками по дальности и продолжительности полета, с современной системой разведки». В класс «средних» включен малоизвестный аппарат сосной схемы «Патруль» («Орленок»), созданный в Кумертауском ОКБ "Ротор" на базе пилотируемого варианта. Масса вертолета - 495 кг, дальность – до 500 км. К настоящему времени изготовлен экспериментальный образец в ОАО «КумАПП». В классе многоцелевых БВК большой дальности будет представлен Ми-34БП1/-34БП2/-34БП3 (В-34БП) с массой около 1450 кг и дальностью 400…1000 км, а так же Ка-126БВ с массой 3500 кг и дальностью 1500…3000 км (в зависимости от полезной нагрузки и выполняемой задачи). Данный класс обеспечит применение или доставку значительной полезной нагрузки (до 1000 кг). Последний из названных вертолетов ранее представлялся как «БЛА ВТ на базе Ка-226» и лишь теперь получил собственное наименование. Как Ми-35БП, так и Ка-126БВ, создаются с максимальным использованием узлов и элементов конструкции, двигательной установки и трансмиссии от базовых вертолетов (Ми-34 и Ка-226). На Ка-126БВ предполагается использовать съемный модуль целевой нагрузки с унифицированным набором датчиков ОЭ, ИК и РЛ-диапазонов, аппаратуры ретрансляции или устройств транспортировки грузов.

РИССА РИССА РИССА РИССА

РИССА РИССА

"РИССА" (RUAV)

 

Аэрокон Аэрокон Аэрокон

"Аэрокон"

 

ОАК - "Вертолеты России" - "Алмаз-Антей" - "Вега" ("Луч" и "Кулон")

 

НПЦ "А-Авиа" (А-03), УОМЗ, М.А.К. ("Колибри-Л"), "АФМ-Серверс" (проект "Птеро"(, МАИ ("Ворон-700")

 

ZALA 421-09

"Беспилотные системы"

 

Массовки

 

Истра-12 Истра-12

"Истра-Аэро"

 

Дозор Дозор Дозор Дозор

"Транзас"

 

missiles.ru. Текст и фото - Евгений Ерохин. Январь-февраль 2009 г.



вернуться в ФОТО