Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Фото > Фотообзор ::

Музей Корпорации "Фазотрон-НИИР". || Автор: Евгений Ерохин.

 



     
БРЛС Сокол РП-6
БРЛС Орел РП-11
БРЛС Смерч-А РП-СА
Импульсная БРЛС "Сокол" (РП-6). Для Як-25. Упрощенный макет. Разработка начиналась в НИИ-17, гл.к. А.Б.Слепушкин, с 1952г. - Г.М.Кунявский.
Импульсная БРЛС "Орел" (РП-11). Для Як-28П. Гл.к. Г.М.Кунявский.
Импульсная БРЛС "Смерч-А" (РП-СА). Для МиГ-25П. Гл.к. Ф.Ф.Волков.
БРЛС Сапфир-23
БРЛС Сапфир-25
Сапфир-21 РП-21
Многорежимная импульсная БРЛС "Сапфир-23" (изд."323"). Для МиГ-23 Гл.к. Г.М.Кунявский (с 1969г. - Ю.П.Кирпичев).
Многорежимная импульсная БРЛС "Сапфир-25" (РП-25). Вариант станции "Сапфир-23". Для модернизированного МиГ-25ПД. Гл.к. Ю.П.Кирпичев.
Импульсная БРЛС второго поколения "Сапфир-21" (РП-21). Для МиГ-21бис. Гл.к. Ф.Ф.Волков.
БРЛС Н-019 Н019
БРЛС Копье
БРЛС Копье
Многорежимная БРЛС Н-019 для МиГ-29. Гл.к. Ю.П.Кирпичев (1982-92гг.), далее В.В019.Францев.
Многорежимная многоцелевая БРЛС "Копье" для МиГ-21. Гл.к. Ю.Н.Гуськов.
БРЛС "Копье" (другой вариант блоков).
БРЛС Н-010 Жук Н010
РЛС Ладога
БРЛС с ФАР Копье-Ф
Многорежимная многоцелевая БРЛС Н-010 "Жук". Гл.к. Г.К.Грибов (1982-84гг), далее Ю.Н.Гуськов.
РЛС "Ладога". Уникальная самолетная станция. Диаметр - 1,5 м. Предназначена для поиска аэростатов. Было несколько вариантов. Ее поздний вариант "Ладога-3" создан в 1990г. Гл.к. А.Ф.Макуренков. РЛС предназначена для самолета А-60.
БРЛС с ФАР "Копье-Ф" (изд. ФФ-01). Гл.к. В.Д.Ратнер. Ранее называлась "Фараон". 2000г.
ПАРГС ПАРГ-12-ВВ

 

Разработки РГС для ракет в НИИ Радиостроения (ранее это ОКБ завода № 339) начались с 1963 года. Тогда в НИИР был организован специальный комплекс № 4 (впоследствии - НИО-4) под руководством Гл. конструктора Е.Н.Геништы. В период с 1963 по 1987 г. (когда работы переведены в МНИИ "Агат") коллективом разработаны и сданы на вооружение 5 базовых видов РГС:
* ПАРГ-12ВВ для ракеты К-40Р истребителя МиГ-25 (1963 - 1967 гг);
* РГС-23 (изд. "Топаз") для ракеты К-23Р истребителя МиГ-23 (1967 - 1974 гг);
* РГС-24 (изд. "Буря", 9Б-1022) для ракеты К-24Р истребителя МиГ-23МЛ (1976 - 1981 гг);
* РГС-25 (изд."Буря-Д") для ракеты К-40РД истребителя МиГ-25 (с 1977 - 1979 гг);
* РГС 9Б-1101К для ракет Р-27-Р1 и Р-27РЭ1 истребителей МиГ-29 и Су-27 (1978 - 1986 гг.).

ПАРГС 9Б-1101К
Первая в мире моноимпульсная ПАРГС ПАРГ-12-ВВ, устанавливавшаяся на УРвв Р-40Р. Создавалась сначала в НИИ-648, однако в 1963г. работы были переданы в НИИ-339 (будущий "Фазотрон") и продолжались коллективом НИО-4 под руководством главного конструктора Е.Н.Геништы. При ее создании был решен круг вопросов по обеспечению высокой помехозащищенности и всеракурсного перехвата целей.
ПАРГС 9Б-1101К. Для установки на УРвв Р-27Р1 и Р-27РЭ1. Гл.к. Е.Н.Геништа. ГСН также имеется в Музее ПВО (п. Заря).
   
РЛС Арбалет
РЛС Роман
Один из вариантов двухдиапазонной когерентно-импульсной РЛС "Арбалет". Для Ка-52. Гл.к. В.И.Кустов.
Двухдиапазонная многоцелевая РЛС сопровождения "Роман". Изделие 1Л36-01. Для системы управления наземными и корабельными ЗРПК, в том числе первого варианта ЗРПК "Панцирь". Гл.к. А.С.Матюшин. Предшественница станции 1РС2 (ЗРАК "Панцирь"). (См. также статью на "Вестнике ПВО").
 
 

Основные этапы деятельности предприятия.

История "Фазотрона" уходит своими корнями в годы Великой Отечественной войны. После успешного отражения с помощью РЛС "Пегматит" (главный конструктор А. Слепушкин, его заместитель В. Тихомиров) первого массированного налета на Москву 21 июля 1941 года с применением интерес военного командования страны к радиолокации резко возрос. Было решено организовать с 1943 года серийное производство РЛС "Пегматит" на московском заводе №339 (тогдашнее название "Фазотрона"). Одновременно завод стал выпускать радиолокационный ответчик СЧ-3 (главный конструктор Е. Геништа), а к концу войны самолетную РЛС "Гнейс-5С" (главный конструктор Г. Зонненштраль), созданную на основе первой отечественной самолетной РЛС "Гнейс-2" (главный конструктор В. Тихомиров). В. Тихомиров заложил основы отечественной научной школы авиационной радиолокации. С 1955 года на заводе начал работать главный конструктор Г. Кунявский, создавший целый ряд РЛС ("Сокол", "Орел", "Сапфир-23"), а с 1958 года - главный конструктор Ф. Волков (РЛС "Смерч", "Смерч-А", "Сапфир-21"). Все это позволило в 1962 году на базе завода и его ОКБ создать НИИ Аппаратостроения (с 1969 года - НИИ Радиостроения).

В 1963 году в институте образовано направление по созданию РГС "воздух-воздух", возглавляемое главным конструктором, лауреатом Государственной и Ленинской премии Е. Геништой. Дело трижды лауреата Государственной премии В. Тихомирова продолжили и развили его ученики, ставшие главными конструкторами РЛС: Ф. Волков, В. Гришин, А. Растов, Ю. Кирпичев, Г. Грибов. Целое направление работ возглавил И. Акопян. Ведущий участник разработки ряда РЛС (в качестве заместителя их главного конструктора) Ю. Гуськов стал главным конструктором БРЛС СУВ-29М, в которой были апробированы многие решения, использующиеся сегодня в новых РЛС. Под руководством генерального конструктора А. Канащенкова началась разработка первой РЛС по собственному ТТЗ - "Копьё" (главный конструктор Ю. Гуськов). Все указанные здесь генеральные и главные конструктора за разработку новых РЛС удостоены звания лауреатов Ленинских и Государственных премий и высоких правительственных наград.

В последние 20 лет фактически утвердилась новая фазотроновская школа разработки и изготовления радиолокационных систем под руководством генерального конструктора А. Канащенкова (Ю. Гуськов, В. Францев, И. Рыжак, И. Цивлин, О. Самарин, В. Бабичев, А. Матюшин, В. Ратнер, В. Кустов, В. Курилкин, Н. Горкин, П. Колодин, С. Логинов, С. Заикин). Особенностью разработки современных радаров на "Фазотроне" стало создание унифицированных базовых радаров и унифицированных рядов их составных частей. Вместо создания радаров по принципу "для каждого типа самолета - свой тип радара" разрабатывается теперь лишь один - два базовых радара, которые адаптируются к каждому новому самолету (вертолету) (диаметр антенны соответствует его миделю, мощность передатчика соответствует имеющимся энергоресурсам ЛА), радар имеет открытую архитектуру и использует стандартные интерфейсы, что позволяет вести последующую модернизацию заменой отдельных блоков.

Со временем место радиолокатора в оснащении самолета изменилось: из скромных РП - радиоприцелов - (50-е - 60-е годы) они превратились сначала в радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК, 60-е - 70-е годы), затем в систему управления вооружением (СУВ, 70-е - 80-е годы) и, наконец, в систему управления вооружением и обороной (СУВО, этот термин рожден и введен в обращение "Фазотроном" в 90-х годах). СУВО в дополнение к СУВ, обеспечивающей атаку целей самолетом, включает в себя и средства обороны от нападения на него. Фактически бортовая радиолокационная система теперь является интеллектуальным центром боевой машины, организующим работу его бортового радиоэлектронного комплекса (РЭК). РЛС и сегодня остается единственной бортовой радиоэлектронной системой, осуществляющей контакт с одной или несколькими целями на больших дальностях, днем и ночью, в любых метеоусловиях. Получив полетную и навигационную информацию от других бортовых систем, она способна решать сложнейшие интеллектуальные задачи выбора наиболее опасной цели и необходимого для её поражения вида оружия. Первая одночастотная импульсная РЛС "Сокол" предназначалась для управления огнем стрелково-пушечного оружия истребителя по воздушным целям.

В дальнейшем появились дополнительные задачи управления, а также помехозащиты (РЛС "Орел", "Орел-Д", "Смерч", "Сапфир-21"). Позже такие РЛС стали двухканальными по частоте, что существенно повысило их помехозащищенность ("Смерч-А2"). Далее перед разработчиками была поставлена сложнейшая задача поражения целей на фоне земли. Ее решение шло по двум направлениям: разработка импульсных когерентных РЛС с селекцией движущихся целей (СДЦ) - ("Сапфир-23" и "Сапфир-25"); разработка РЛС с квазинепрерывным сигналом, цифровой фильтрацией и обработкой информации с помощью бортовой цифровой вычислительной машины; использование антенн, позволяющих работать одновременно по нескольким целям (БРЛС СУВ-29 с антенной Кассегрейна для МиГ-29, БРЛС СУВ-27 для Су-27 и БРЛС СУВ-31 с пассивной фазированной антенной решеткой).

Современные БРЛС "Фазотрона" - это многофункциональные, когерентные, импульсно-доплеровские, многорежимные станции, способные управлять всеми видами вооружения самолета (или давать им целеуказание), поражающего воздушные, а также наземные и морские цели. Они также выполняют информационное обеспечение полета на малых высотах с облетом препятствий.

по материалам музея.


     
     
   
вернуться в ФОТО
   

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005