1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU |
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта | ||
Фото > Фотообзор :: |
||
Музей ОАО "Мотор Сич". || Автор: Евгений Ерохин.
|
||
Большая благодарность Храмченко Жанне, руководителю пресс-службы Представительства ОАО "Мотор Сич" в г.Москве. |
||
История головного завода берет начало с момента организации в 1907 году в бывшем г. Александровске (с 1921 года - г. Запорожье) завода "Дека". Главная структурная единица предприятия производит авиадвигатели, осуществляет их ремонт и обслуживание, изготавливает приводы для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, передвижные автоматизированные электростанции, ряд товаров народного потребления. В 2006 году моторостроители отметили 90-летие со дня выпуска в августе 1916 года первого поршневого двигателя водяного охлаждения «Дека» М-100 для четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец». Вся последующая история предприятия - это поэтапное освоение в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых был значительной вехой в развитии отечественного авиадвигателестроения. 1925-1930 годы: серийный выпуск лицензионного двигателя водяного охлаждения М-6. Устанавливался на эксплуатирующиеся в Красной Армии одноместные истребители «Фоккер Д-XI» и «Мартинсайд F-4» и отечественные самолеты П-2, К-4. Модификации двигателя устанавливались на танки Т-24 и ТГ. 1927-1959 годы: освоены в производстве двигатели воздушного охлаждения семейства М-11, модификации которого устанавливались на 88 типах самолетов, среди которых У-2, УТ-1, УТ-2, АИР-6, Як-6, Як-12 и др. Всего выпущено 120 тысяч двигателей. 1930-1935 годы: изготовлено более 8 тысяч двигателей М-22, которые устанавливались на 25 типах самолетов гражданской и военной авиации. 1935 год: разработка и освоение двигателей повышенной мощности М-85, М-86, М-87. Двигатели устанавливались на торпедоносец-бомбардировщик ДБ-3, морской бомбардировщик АНТ-44Д и летающую лодку ГСТ. М-88 с увеличенной взлетной мощностью (1100 л.с.) устанавливался на самолеты Ил-4, АНТ-51, Су-2, И-180. Двигатели семейства М-85 эксплуатировались почти на 40 типах самолетов. 1938 год: на самолете «Родина» с двигателями М-86 запорожского производства летчицы В.С.Гризадубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершили беспосадочный перелет Москва -Дальний Восток. 1939 год: на самолете «Москва» с двигателями М-86 В.К.Коккинаки совершил перелет «Москва - Северная Америка. 1941 год: завод эвакуирован в Омск, где уже через три месяца был собран и испытан первый двигатель. 1943 год: в освобожденном Запорожье начато возрождение завода и уже спустя год выдана первая продукция для фронта. 1948-1951 годы: завод осваивает производство ряда авиационных двигателей, разработанных в ОКБ А.Г.Ивченко. 1950 годы: начало эры газотурбинных двигателей. В 1953 году запущен в производство РД-45Ф с тягой 2200 кгс. Двигатель устанавливался на истребитель МиГ-15 и бомбардировщик Ил-28. 1956 год: завод начал производить более мощный двигатель РД-500К с тягой до 1500 кгс для фронтовых крылатых ракет, самолетов-снарядов и системы ракетного оружия для боевых кораблей - КСС. 1957 год: завод приступил к изготовлению турбовинтового двигателя АИ-20. Его мощность на взлете составляла 4000 э.л.с. Устанавливался на самолеты Ил-18, Ан-10, Ан-12, Ил-22. На базе Аи-20 созданы его более совершенные модификации, позволившие расширить область применения - на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-32, Ил-38, Ил-20 и гидросамолете Бе-12. На базе модификаций были созданы электростанции ПАЭС-1600 и в 1970 году - ПАЭС-2500. 1970 год: освоен в серийном производстве газотурбинный двигатель ТВЗ-117 мощностью 2225 л.с, который стал базовым для самого массового семейства турбовальных двигателей. Модификации двигателя ТВЗ-117 ВМ (ВМА) поднимают в небо новые вертолеты Ми-28, Ми-171, Ми-172, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52. 1977 год: завод приступил к серийному производству Д-36 - базового двигателя принципиально нового поколения ТРДД с большой степенью двухконтурности. Двигатель устанавливался на пассажирский самолет Як-42 и военно-транспортные и транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-72 и Ан-74. Модификация Д-36 серии 4А предназначена для самолета Ан-74ТК-300. 1982 год: освоение в серийном производстве самого мощного в мире двигателя Д-136 конструкции В.А.Лотарева для не имеющего себе равных по грузоподъемности и расходу топлива вертолета Ми-26. 1985 год: в мае поднялся в небо самолет-гигант Ан-124 «Руслан» с двигателями Д-18Т, созданными в ОКБ В.А.Лотарева и изготовленными на ОАО «Мотор Сич». Двигатель также устанавливается на самолет большой дальности полета и высокой грузоподъемности Ан-225 «Мрiя». 1992 год: запуск в производство двигателя ТРДД Д-436Т1, разработанного под руководством Ф.М.Муравченко. Предназначен двигатель для установки на Ту-334, Ту-230, а также для переоснащения Як-42. «Морская» модификация двигателя устанавливается на многоцелевой самолет-амфибию Бе-200. Для перспективно самолета Ан-148 создана новая модификация Д-436-148. 1992 год: создан принципиально новый турбовинтовентиляторный двигатель Д-27 новой разработки ЗМКБ «Прогресс» по руководством Ф.М.Муравченко. силовая установка не имеет аналогов в мировом авиадвигателестроении. Предназначен для самолетов Ан-70, Ан-70Т, Бе-42, Ан-180 и другие высокоэкономичные пассажирские и транспортные самолеты. 1997 год: ОАО «Мотор Сич», ЗМКБ «Прогресс» и ФГУП «Завод им. В.Я.Климова» создан перспективный высокоэкономичный малошумный двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1, предназначенный для установки на Ан-140. Богатый опыт и высокие достижения коллектив предприятия использует как в интересах авиации, так и в создании современных промышленных газотурбинных установок, оптимальных по эффективности и стоимости. В числе перспективных разработок ОАО «Мотор Сич» - газотурбинные двигатели семейства ВК-1500, ВК-2500, АИ-22, АИ-222-25, АИ-450, АИ-450-МС.
Пресс-релиз к пресс-конференции Президента, председателя совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, посвященной 100-летию основания предприяти
|
||
|
||
© MISSILES.RU || Евгений Ерохин, 2004-2007 |