Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Фото > Фотообзор ::

МКР "Буря" || Автор: Евгений Ерохин.

 

МКР Буря. Автор: Евгений Ерохин
Макет в музее НПО им. Лавочкина.
Схема установки на ПУ.
Проекции.
 

 

В мае 1954 года ОКБ С.А.Лавочкина получило новое важное правительственное задание. Необходимо было создать крылатую ра кету, обладавшую скоростью полета, соответствующей числу М=3, и межконтинентальной дальностью - 8000 км. Эта ракета получила наименование "Буря" и заводской индекс "350".

При создании этой ракеты коллектив ОКБ столкнулся со многими научными проблемами самого разного плана, из которых клю чевой стала проблема преодоления теплового барьера. При скоростях полета, превышающих число Маха, равное двум, происходит сильное увеличение температуры пограничного слоя. В связи с этим при создании летательных аппаратов, обладающих большими дальностями и скоростями полета, возникла необходимость тщательного подбора конструкционных материалов, пригодность которых определялась не только их механическими свойствами и техно логическими требованиями, но такими параметрами, как сопротивление окислению, жаростойкость и коррозионная стойкость. Поэтому на ракете "Буря" был применен новый для советского самолетостроения материал - титан, способный сохранять хорошие механические свойства при высоких температурах. В ОКБ С. А. Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена в производство технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала. Вместе с ним в конструкции "Бури" нашли применение новые марки жаростойких сталей, новые термостойкие материалы, использующиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и так далее. Большинство из них к моменту создания "Бури" советской промышленностью освоены не были и их внедрение шло параллельно с работами по ракете.

Эскизное проектирование этой ракеты было завершено уже в 1955 году. Ракета "Буря" была выполнена по двухступенчатой схеме. Первая ступень состояла из двух стартовых ускорителей, которые оснащались четырехкамерными двухкомпонентными ЖРД С.2.1150 конструкции А.М.Исаева со стартовой тягой порядка 65 тонн каждый. Вторая (маршевая) ступень - крылатая ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным тонким треугольным крылом малого удлинения со стреловидностью 70 градусов по передней кромке. Крестообразное оперение было размещено в хвостовой части. Корпус имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади. Двигательная установка маршевой ступени состояла из одного сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД) конструкции ОКБ М.М.Бондарюка - РД-012У. Этот двигатель работал на высотах 16500-25000 м при скоростях полета, соответствующих числу М=3,1. Подача топ-
лива в двигатель осуществлялась с помощью турбонасосного агрегата. По всей длине корпуса маршевой ступени внутри проходил канал воздухозаборника СПВРД. Полость между стенками канала и наружной обшивкой фюзеляжа служила емкостью для топлива, за исключением центральной части, где располагался приборный отсек. Передняя часть корпуса маршевой ступени представляла собой сверхзвуковой диффузор с трехступенчатым конусом. Как уже отмечалось, особое внимание на этой машине уделялось обеспечению нормальных условий для работы аппаратуры и агрегатов, поэтому приборный отсек был снабжен специальной системой кондиционирования, а рулевые приводы имели водяную систему охлаждения. Кроме того, ракета была оборудована азотной системой, предназначенной с одной стороны для охлаждения приборного отсека, с другой - для наддува водяных и топливных баков. Стартовая масса ракеты "Буря" составляла около 100 тонн.

Старт крылатой ракеты производился вертикально с лафета-установщика. На разгонном участке траектории полет проходил
по заданной программе, затем ракета постепенно переходила в горизонтальный полет на маршевой высоте и с маршевой скоростью полета. Управление ракетой на начальной стадии разгона обеспечивалось газовыми рулями, затем оно переключалось на воздушные рули, а газовые сбрасывались. После достижения числа М=3,5 и высоты полета 18000 м происходила отцепка ускорителей от маршевой ступени, двигатель второй ступени к этому моменту уже был запущен. Полет второй ступени проходил с постоянной скоростью, соответствующей числу М=3,1, и с постоянным аэродинамическим
качеством. Управление осуществлялось от бортовой астронавигационной системы. При приближении к конечной точке маршрута ракета автопилотом переводилась в пикирование и на этом режиме осуществлялся сброс головного конуса с ядерным боезарядом.

1-го сентября 1957 года был произведен первый пуск ракеты "Буря". Летные испытания ракеты, проходили вплоть до декабря
1960 года. Всего было произведено 18 пусков. В первых двух пусках был отработан старт ракеты. Пуски с третьего по седьмой были посвящены отработке первой ступени ракеты, с восьмого по десятый - отработке динамики расцепки, остальные - отработке маршевой ступени. Последние четыре пуска - с пятнадцатого по восемнадцатый,- производились по длинной испытательной трассе Владимировка - Мыс Озерной (Камчатка). В последних двух из них была достигнута дальность порядка шести с половиной тысяч километров и на основании этих данных был сделан вывод о возможности получения расчетной дальности и полной доводки "Бури" в короткое время.

Однако, в этот период была создана и также успешно прошла испытания межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная под руководством С.П.Королева. Ей и было отдано предпочтение при запуске в серийное производство. Тем не менее, нужно отметить, что "Буря" явилась единственной советской межконтинентальной сверзвуковой крылатой ракетой первого поколения, которая была построена и успешно летала. Создание ракеты "Буря" свидетельствовало о том, что ОКБ С.А.Лавочкина в конце 50-х годов являлось одним из лидеров отечественного ракетостроения. По свидетельству многих ветеранов ОКБ, Лавочкин в это время всерьез подумывал о создании воздушно-космического самолета. Но осуществиться этим мечтам, к сожалению, не было суждено.

1994г., Ерохин Е.И.

 

 
 
вернуться в ФОТО
 

 

   

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005