Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БЛА "Юлия" ::

.

Комплекс наблюдения поля боя, разведки, целеуказания и постановки помех с ДПЛА "Юлия-Э" ("НИИ Кулон").

В настоящее время ОАО «НИИ «Кулон» осуществляет разработку нового беспилотного авиационного комплекса для выполнения задач круглосуточной разведки в широком диапазоне метеоусловий. Экспортный вариант комплекса имеет название «Комплекс наблюдения поля боя, разведки, целеуказания и постановки помех «Строй-ПД».

Создание комплекса «Строй-ПД» с ДПЛА «Юлия-Э» (см. "Аист") по сути, является наращиванием возможностей комплекса с ДПЛА «Пчела-1» путём включения в состав комплекса нового летательного аппарата и применения новых средств разведки с улучшенными характеристиками и новыми возможностями.

Юлия-Э ДПЛА

Комплекс состоит из дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) «Юлия-Э» и наземных средств управления и технического обслуживания, размещаемых на автомобилях КамАЗ.

ДПЛА выполняет полёт в течение 12 часов и в реальном масштабе времени передаёт информацию от датчиков полезной нагрузки на наземный пункт управления (НПУ), расположенный в радиусе до 250 км. Для увеличения дальности связи ДПЛА – НПУ до 400 км разрабатывается ДПЛА-ретранслятор «Юлия-Э-Ретр». Применение в составе комплекса ретранслятора позволит обеспечить связь ДПЛА-наблюдатель – НПУ при отсутствии между ними прямой радиовидимости.

Разработка комплекса ведётся с широким использованием технологий системного проектирования, разработанных на предприятии ОАО «НИИ «Кулон» в процессе создания комплексов с ДПЛА и комплексов разведки для пилотируемых летательных аппаратов, в частности комплекса с ДПЛА «Пчела-1» и базового комплекса разведки БКР-3.

К основным базовым технологиям следует отнести:
- комплексирование полезной нагрузки различными датчиками наблюдения,
- архитектуру построения бортового радиоэлектронного оборудования ДПЛА,
- построение автоматизированных рабочих мест (АРМ) наземного пункта управления, включая специальное программное обеспечение,
- построение комбинированной радиотехнической системы управления ДПЛА, включающую в себя аппаратуру информационно-командной радиолинии для передачи узкополосной (командной, телеметрической, навигационной) и широкополосной (видовой) информации,
- построение средств контроля для проведения различных видов подготовок ДПЛА к применению и контроля состояния систем ДПЛА в процессе полёта,
- алгоритмы управления ДПЛА (группы ДПЛА) и его оборудованием на всех этапах полёта,
- комплексную систему определения координат наблюдаемых объектов с точностью до 40 м,
- алгоритмы обработки получаемой с борта ДПЛА информации на наземных АРМ.

Размещаемые на борту датчики полезной нагрузки обеспечивают ведение обзорного (в широкой полосе) и детального наблюдения. В режиме обзорного наблюдения на АРМ НПУ параллельно сравниваются два изображения: топографическое с использованием электронной карты местности (воспроизводимое синхронно с движением ДПЛА) и текущий видеокадр большой площади захвата на местности. При этом осуществляется точная привязка кадра к нескольким ключевым точкам опорного картографического изображения. После этого определяются абсолютные топографические координаты всех обнаруженных в кадре целей. В режиме детального наблюдения, обеспечивающего максимальную детальность, формируется высококачественное изображение целей, вскрытых при обзорном режиме поиска. Датчики обзорной разведки, размещаемые на борту ДПЛА «Юлия-Э», представлены широкозахватной двухспектральной (ТВ/ИК) строчной аппаратурой «Радуга-Э» и/или радиолокационной станцией бокового обзора с синтезированной апертурой РСА – М402К3. Для детального наблюдения используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС–630) в составе совмещённых ТВ, ИК камер и лазерного дальномера.

- Схема взаимодействия комплекса со средствами поражения.

В базовой конфигурации комплекс включает в свой состав наземный пункт управления (НПУ), наземный пункт обработки информации (НПО), ДПЛА «Юлия-Э», транспортную машину (ТМ), машину технологическую (МТ). НПУ предназначен для управления полётом ДПЛА и его целевым оборудованием, приёма, отображения и регистрации информации, поступающей от ДПЛА и обеспечения информационного обмена с внешними потребителями. НПО предназначен для приёма от НПУ и дешифрирования данных от оптико-электронных и радиолокационных средств разведки, а также обработки данных, записанных в бортовом регистраторе, доставляемом на НПО после посадки ДПЛА. ДПЛА «Юлия-Э» кроме решения задач комплексной воздушной разведки, передачи развединформации на НПУ в реальном масштабе времени обеспечивает и ретрансляцию сигналов управления и широкополосной информации между ДПЛА и НПУ.
ТМ предназначена для транспортировки не менее 2-х ДПЛА и расходуемых средств, для обеспечения пусков, эвакуации ДПЛА с места посадки. МТ предназначена для предварительной подготовки, подготовки к повторному применению, регламентного технического обслуживания, управления взлётом и посадкой.

Основные технические характеристики ДПЛА «Юлия-Э»

Диапазон высот полёта над уровнем моря - 100 – 6000 м
Скорость полёта - 130 – 250 км/ч
Взлётный вес ДПЛА - до 550 кг
Масса целевого оборудования - до 100 кг
Способ управления ДПЛА:
- автономный полёт ДПЛА по программе бортовой ЭВМ и координатам от спутниковой навигационной системы;
- программно-корректируемый полёт с траекторной коррекцией по командам от НПУ
Взлёт - по самолётному
Посадка - по самолётному

Ввиду того, что предлагаемый комплекс «Строй-ПД» с ДПЛА «Юлия-Э»  является развитием комплекса с ДПЛА «Пчела-1» по линии наращивания возможностей, у потенциальных потребителей появляется возможность на базе одного комплекса решать задачи разведки, целеуказания и корректирования огня средств поражения, как в тактической, так и в оперативно-тактической глубине с использованием различных летательных аппаратов.

Комплекс «Строй-ПД» с ДПЛА «Юлия-Э» может также широко применяться в народнохозяйственных целях: сельскохозяйственный и экологический мониторинг, контроль трубопроводов, чрезвычайные ситуации.

Материал предоставлен ОАО «НИИ «Кулон» к МАКС-2007. Авторы: Расторгуев Н.В. – Первый заместитель Генерального директора - Главный конструктор, Соколов Г.В. - Главный конструктор комплексов с БЛА.

См. Официальное издание "Новости МАКС-2007", №3, 23 августа, стр. 13.


 
вернуться на главную