Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БЛА ::

 

Беспилотные «технологии в машиностроении» - 2010

В этом обзоре подведены некоторые итоги прошедшего в ходе выставки «Технологии в машиностроении-2010» 4-го форума и выставки «Беспилотные многоцелевые комплексы - UVS-TECH 2010». Как и ожидалось, проведение в рамках одного форума «на прикормленном месте» (МАКС) ряда тематически разнонаправленных выставок, не дало ожидаемого эффекта – количество не перешло в качество. Естественным мотивом проводить подобное мероприятие в Жуковском была бы демонстрационная программа, а она как раз и не состоялась. Устроители выставки не оставили участникам возможности представить свои БЛА в действии, запросив более чем 200 тыс. руб за летный час, что, порой, соответствует цене самого беспилотника. К сожалению, опять не все предприятия отрасли сочли нужным или смогли позволить себе участвовать в выставке. Не были представлены ЗАО «ЭНИКС», ОАО «ОКБ «Сокол», «Новик XXI век», не заявили о своей причастности к тематике такие «игроки по-крупному», как ОАО «Сухой», ОАО «РСК «МиГ» и ОАО «Туполев» и др. По составу участников в этот раз выставка опять была не очень-то «международной». На конференции, по мнению ряда участников, так и не были поставлены и обсуждены многие актуальные вопросы развития отрасли в России, по большей части речь свелось к охране «черного золота». Но, несмотря на некоторый скепсис, предварявший и сопровождавший выставку, позитивные результаты все же есть - продемонстрирован ряд новых БЛА и комплексов.

Новинки

ЗАО «Р.Е.Т. КРОНШТАДТ» и ЗАО «Транзас Авиация» представили модернизированную версию многоцелевого комплекса с БЛА «Дозор–100» (ранее - «Дозор–5»). Это комплекс с БЛА средней продолжительности полета, предназначенный для решения задач воздушной разведки с применением бортовых оптико-электронных и радиолокационных средств. Усовершенствованный БЛА (он же «Дозор–5М») сохранил планер с нормальной аэродинамической схемой и V‑образным хвостовым оперением, но получил несколько увеличенный размах крыла – 6 м (было 5,4 м). Вместо двигателя 3W-170TS (18 л.с.) установлен более мощный 3W-210TS (21 л.с.), при этом расход топлива возрос не значительно. Если сравнивать с ранее заявленными характеристиками, то модернизированный «Дозор–100» теперь стал тяжелее на 25 кг. По техническому заданию он должен иметь полетную массу около 110 кг, массу полезной нагрузки - 15 кг и запас топлива 54 л. Реально же его взлетная масса составит 120 кг против прежних 95 кг. Время выполнения задачи - не менее 10 часов с полной заправкой и нагрузкой. Объявлено, что ресурс БЛА будет достаточно значительным – 3000 часов.

В значительной степени переработано и обновлено бортовое оборудование БЛА. В составе пилотажно-навигационного оборудования входит инерциально-спутниковая навигационная система «БИСНС–1Т», датчик магнитного курса, система воздушных сигналов и ультразвуковой высотомер. Установлена новая САУ, радиосвязное оборудование (в т.ч. командная радиолиния и радиолиния передачи данных, способная транслировать видеоизображение и аэрофотоснимки в пункт управления) и система электроснабжения (электрогенератор на валу ДВС и блок аккумуляторных батарей). БЛА способен нести оптико-электронные и инфракрасные датчики в сочетании с радаром переднего обзора с синтезированной апертурой. Мобильный пункт управления БЛА оборудован новыми индикаторами, аналогичными применяемым в бортовом оборудовании вертолетов и самолетов, новой приемо-передающей аппаратурой и улучшенным программным обеспечением.

Как стало известно в ходе выставки, в рамках реформы армии проводится сопряжение беспилотных средств разведки с единой системой управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Модернизированный «Дозор–100» в этой системе претендует на место тактического разведывательного БЛА. Именно поэтому, «Дозор–100» был представлен в экспозиции ОАО «Концерн «Созвездие». По результатами проведения опытной эксплуатации в войсках будет принято решение о дальнейшем развитии проекта. По заявлению разработчиков, комплекс весьма конкурентоспособен в сравнении с аналогами и имеет широкие перспективы применения в войсках и силовых структурах.

БЛА «Дозор-600», звезда выставки МАКС-2009, в этот раз как бы отошел на второй план. Был представлен тот же первый экземпляр, готовящийся к летным испытаниям, с новыми крыльевыми грузовыми контейнерами и обтекателем подфюзеляжной РЛС.

На стенде ООО «Беспилотные системы» (ZALA AERO) было представлено сразу несколько новых образцов БЛА. Компания впервые продемонстрировала конкурирующий с «Дозор–100» самый тяжелый в семействе ижевских БЛА двухсоткилограммовый ZALA 421–20, очень напоминающий по внешнему виду израильский аппарат Aerostar. Это многоцелевой БЛА средней продолжительности полета с двухцилиндровым ДВС, предназначенный для воздушного мониторинга и разведки. При длине 5,0 м, размахе крыла 6,0 м и массе полезной нагрузки 50 кг, аппарат обладает скоростью полета от 90 до 220 км/ч и продолжительностью полета 4-8 часов, способен действовать в радиусе 70 км при прямой радиосвязи или 400 км при использовании спутниковой линии связи. Беспилотник может нести сменные модули полезной нагрузки с видео-, фото- или ИК-камерами. Управление осуществляется с использованием приемника сигналов GPS/ГЛОНАСС. Любопытным является то, что на БЛА, как сообщает компания, дополнительно могут быть подвешены два планирующих контейнера, имеющих встроенные автопилоты, при сбросе с высоты 3000 м контейнеры могут планировать с грузом до 30 кг на расстояние до 25 км. Речь, видимо, идет о некой «системе планирующей доставки», информацию о которой «Беспилотные системы» обнародовали еще до выставки. Этот контейнер имеет раскладывающиеся в полете крылья и стабилизаторы и предназначен для доставки грузов, оружия или медикаментов с точностью до 200 м. Сообщалось, что контейнер «в настоящее время в стадии испытаний».

Среди других новинок компании – три БЛА вертолетного типа. Самый легкий из них – микро-БЛА ZALA 421–21. Аппарат с размерами всего 0,22 х 0,6 м и полетной массой 1,5 кг имеет звездообразную схему размещения шести подъемных винтов с приводом от электродвигателей, предназначен для мониторинга на высотах 10-1000 м на удалении до 5 км от наземной станции управления в течении 25 минут. Для этого он может быть оборудован видео-, фотокамерами или тепловизором общей массой 500 грамм. Полет осуществляется в режиме висения или на скорости до 30 км/ч.

Два других БЛА - ZALA 421–15 и ZALA 421–23 – продолжают линейку вертолетов типа ZALA 421–02 (95 кг) и ZALA 421–06 (12 кг). Оба аппарата имеют классическую схему с несущим и хвостовым рулевым винтами и лыжным шасси, предназначены для мониторинга и патрулирования с получением и передачей фото-, видео- или ИК-изображений. Навигация – с использованием приемника сигнала GPS. Легкий ZALA 421–15 с массой порядка 5 кг оснащен электрическим двигателем, обеспечивает применение полукилограммовой полезной нагрузки на удалении до 15 км. Рабочие скорости полета – от 0 до 50 км/ч на высотах до 20-700 м, время полета – до 20 минут. Более тяжелый ZALA 421–23 оснащен ДВС и имеет взлетную массу 35 кг, способен нести полезную нагрузку массой 15 кг. Режимы полета: скорость – 0-90 км/ч, высота – до 3000 м, радиус действия – 40 км, время выполнения задач – 1,5 часа.

И еще один беспилотный вертолет ZALA 421-02x – является улучшенной и более надежной версией "старого-доброго" ZALA 421-02. Сообщается, что он «разработан с учетом работы в тропическом климате. В конструкции нового вертолета повсеместно используется авиационный алюминий и композитные материалы. Аппарат среднего радиуса действия для использования как на суше, так и на море. Наличие интеллектуальной системы автоматического управления и стабилизации аппарата позволяет использовать вертолет в гражданских целях таких, как экологический мониторинг, наблюдение зоны ЧС, мониторинг газопроводов». Радиус действия по радиоканалу -  50 км, продолжительность полета - 1,5 ч, высота полета - 3000 м, скорость  - до 80 км/ч, взлетная масса - 90 кг, полезной нагрузки - 30 кг. Тип двигателя – электрический, навигация - по GPS/Glonass, тип полезной нагрузки – видео, фото или ИК.

Неким примером технического перевоплощения стал малогабаритный вертолет «Орленок» (он же «Патруль» и «Rotorfly»), разработанный кумертауским ОКБ «Ротор» при КумАПП. Он послужил основой для создаваемого в ОАО «Вертолеты России» беспилотного вертолета «Коршун», для которого позаимствована отработанная удачная соосная схема с низкой акустической заметностью и ряд агрегатов. «Коршун» - беспилотный многоцелевой БЛА ВТ среднего класса. Разрабатывается в транспортном и мониторинговом вариантах, поэтому полезная нагрузка может включать средства круглосуточного наблюдения или два контейнера с грузом. В настоящее время ведется инициативная НИР «Формирование технического облика комплекса с беспилотным вертолетом средней дальности» с созданием экспериментального образца, обеспечивающего автоматический режим полета БЛА по программе. В ходе НИР должен быть определен технический облик САУ, обеспечивающей автоматическое управление на всех этапах полета с созданием математической модели и алгоритмов управления, а также действующего экспериментального образца. К разработке САУ будут привлечены ОАО «КБПА», ЗАО «Транзас» и ОАО «МНПК «Авионика», В настоящее время заканчиваются подготовительные работы, идет согласование планов действий с разработчиками, определенными выбранной кооперацией. При переходе к стадии НИОКР предполагается сформировать кооперацию в области двигателестроения, приборостроения, радиотехнического и радиолокационного оборудования, композитных материалов и т.д. для решения всех задач по созданию беспилотного вертолетного комплекса.

Этот же вертолет взят за основу питерским ОАО «Радар ммс» при создании своего экспериментального образца БЛА, представленного на выставке под наименованием БПВ–500 «Rotorfly». Аппарат создается, вероятно, в замен ранее рекламировавшегося беспилотного вертолета ДПВ–450–Б, и предназначен для выполнения задач мониторинга и разведки, в том числе в варианте морского базирования (для этого снабжен двумя поплавками). При сохранении унаследованных от прототипа массогабаритных параметров, БПВ–500 в отличие от БЛА ВТ «Коршун» имеет близкий к версии вертолета «Rotorfly» фюзеляж с двигателем, полностью закрытым капотом, и хвостовое оперение в форме перевернутого «V». По имеющейся информации, в то время, пока «Коршун» существует пока лишь в виде макета, БПВ-500 уже выполнял автономные испытательные полеты.

Заявленные характеристики БЛА ВТ на основе вертолета «Орленок».

 

БПВ-500

«Коршун»

Диаметр несущего винта, мм

6000

_

Высота, мм

2850

_

Длина со сложенными лопастями, мм

6100

_

Взлетная масса, кг

500

до 500

Масса аппаратуры полезной нагрузки, кг  

180

100-150

Дальность ведения разведки, км

550

300 (радиус с максимальной нагрузкой) / 1000 (перегоночная дальность)

Время полета, ч

8

6

Диапазон применения вертолет по высоте, м  

50-4000

до 5000

Максимальная скорость полета, км/ч

180

170

На стенде ОАО «Вертолеты России» кроме БЛА ВТ средней дальности «Коршун» было представлено еще два проекта беспилотников ОАО «Камов» - Ка–135 и Ка–117. Первый - в виде макета, второй – впервые и только информационно. Все БЛА выполнены по соосной схеме, что есть тенденция (считается, что для БЛА ВТ проще создать САУ и такой вертолет более универсален в применении). Аппарат малой дальности Ка–135 будет оснащен поршневым двигателем и трехстоечным шасси (предполагалось лыжное шасси), при полетной массе 300 кг и полезной нагрузке до 100 кг будет способен выполнять мониторинговые задачи в радиусе до 100 км. Ка–117 – БЛА ВТ большой дальности. Аппарат массой более тонны имеет крыло малого размаха с законцовками, направленными вниз, а также компактный фюзеляж без хвостовой балки, лыжное шасси. Такая схема предполагает удобное размещение снизу большого отсека полезной нагрузки.

Как считают в «Вертолетах России», в составе навигационных систем и САУ перспективных БЛА ВТ основными источниками информации станут не приемники СНС, которые отчасти приемлемы лишь в гражданском секторе, и слаботочные БИНС, а автономные помехоустойчивые датчики, в том числе оптические с распознаванием местности. Беспилотные вертолеты станут некими универсальными базовыми платформами двойного назначения, которые будут оснащаться унифицированными модулями полезной нагрузки, в зависимости от поставленной задачи. К кругу решаемых задач в гражданском секторе относятся: мониторинг земной поверхности и окружающей среды, патрулирование и охрана границ или объектов, доставка грузов, экологический мониторинг, метеоразведка, обеспечение связи. Согласно официальным заявлениям, в военном варианте БЛА смогут выполнять разведывательные и транспортные функции, задачи радиоэлектронной борьбы и ретрансляции, участвовать в ударных операциях.

 

Ка-135

Ка-117

Взлетная масса максимальная, кг

до 300

до 1200

Нагрузка полезная максимальная, кг

до 100

500

Скорость максимальная, км/ч

170-200

250

Потолок, м

6000

5000

Радиус полета с максимальной нагрузкой, км  

100

300

Дальность перегоночная (Ferry range), км

800

1200

Продолжительность полета, ч

4

6

«Ребрендинг»

Многие из образцов БЛА демонстрировались на выставке в очередной раз. Описывать их вновь нет смысла. Однако, замечено влечение разработчиков к имясочинительству... Может быть для того, чтобы окончательно запутать врага :). Или чтобы казалось, будто представленные БЛА не те же самые, что совсем недавно были отвергнуты военным руководством РФ, как «негодные»* в сравнении с закупаемыми в Израиле образцами. Но, так или иначе, в ходе выставки разработчики широко использовали новые названия ранее уже демонстрировавшихся БЛА и комплексов. Для внесения ясности, разберемся, что есть что.

*) кошерный (евр.) – дословно «годный» и, соответственно, наоборот.

Главный производитель «негодных» беспилоток - ОАО «Концерн радиостроения «Вега» (в лице ОАО «КБ «Луч»), представлял все ту же линейку БЛА, но снабдило их следующими наименованиями. Так, БЛА–05 «Типчак» на плакатах именовался как ДАНКО (дистанционный артиллерийский наблюдатель и корректировщик огня) в составе комплекса артиллерийской разведки. Малоскоростной БЛА большой продолжительности полета БЛА–08 получил название «Типчак–М» (или ДАНКО–М), а малогабаритный тактический БЛА–07 – наименование «Ворон». Кроме того, впервые показанный на МАКС-2009 легкий малогабаритный БЛА ближнего действия БЛА-09 представлялся как беспилотный аппарат «Дрозд» в составе комплекса артиллерийской разведки типа «Типчак». Единственно, что стоит отметить в качестве новой информации - сообщение о проекте РЛС с синтезированием апертуры «Соболятник» для размещения на БЛА «Типчак» (БЛА–05). Станция представлена на стенде ОАО «Алмаз-Антей» тульским предприятием ОАО «НПО «Стрела» и предназначена для ведения разведки наземных движущихся объектов типа «танк», а также неподвижных объектов в режиме картографирования, обнаружения и определение координат цели, а также для доразведки объектов с целью подтверждения их наличия и уточнения координат.

На стенде «Веги» (ОАО «НИИ «Кулон») после инцидента с БЛА «Аист», уже не выставлялась даже модель этого беспилотника.

Легкий БЛА ZALA 421–08 компании «Беспилотные системы» под наименованием «Стрекоза» недавно был адаптирован для размещения в составе разведывательно-патрульной машины «Дозор» в интересах Сухопутных войск МО РФ и в настоящее время предлагается под тем же названием для ведения разведывательных действий в ближней тактической глубине в составе автоматизированной системы управления войсковыми подразделениями (ОАО «Концерн «Созвездие»). Этот же БЛА рекламируется в составе войсковой АСУ под наименованием «Груша» 21Э22-Э, причем уже не компанией «Беспилотные системы», а другим ижевским предприятием («Ижмаш - Беспилотные системы»). Кроме того, беспилотник ZALA 421–08 является основным элементом футуристической системы разведки вертолетного базирования HeliSys. Система предлагается в виде подвесного контейнера с 5-10 аппаратами и предназначена для ведения разведывательных операций с запуском БЛА непосредственно с вертолета-носителя и передачи информации на борт, либо на наземную станцию.

Истринский экспериментальный механический завод (ИЭМЗ) ранее демонстрировал БЛА самолетного типа «Истра 12». Теперь, как сообщили представители предприятия, проект после завершения разработки передан заказчику и рекламировался в составе многоцелевого комплекса мониторинга земной поверхности уже на стенде компании «АэроРоботикс» (aerorobotics.ru) под новым брендом А–175 «Акула». Характеристики БЛА не изменились.

За малым исключением – это все, что явилось итогом прошедшей выставки.

 

missiles.ru. Июль 2010 г.

вернуться в ФОТО