Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
121 АРЗ ::

 

Юбилей 121 авиационного ремонтного завода. От И-16 до Су-25СМ...

История создания и деятельности

11 ноября 2008 года в подмосковном поселке Старый Городок отметил свое 68-летие 121 авиационный ремонтный завод. По случаю очередной годовщины прямо на производственной базе, в цехе №1 состоялся торжественный митинг. Перед трудовым коллективом и гостями выступил директор завода Я.А.Каждан, который зачитал телеграмму с поздравлениями от Главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковника А.Н.Зелина и подвел промежуточные итоги деятельности предприятия за 2008 год. Затем своим представлением зрителей порадовали коллективы самодеятельности.Распахнул свои двери и музей славы 121 АРЗ, созданный в 2002 году, по инициативе энтузиастов-заводчан. Для оформления зала, сбора уникальных архивных и фото- материалов, создания натуральных макетов узлов и агрегатов, уменьшенных копий авиатехники, много сил и творческой энергии в разное время вложили В. Артемьев, И. Сынков, Б. Николаевцев, В. Шаппо, В. Гавазюк, В. Егунькин и другие. Изучая богатые материалом стенды можно проследить не только вехи боевой и трудовой биографии 121 АРЗ, но и развитие авиационной техники и авиационного ремонта в масштабах всей страны. Большое внимание уделяется подмосковному краю, Одинцовскому району, международному партнерству и отраслевому сотрудничеству, взаимодействию со строевыми частями ВВС, достижениям заводчан в научной, культурной и спортивной среде. Отдельный стенд посвящен участникам и героям Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий. Здесь же хранится Знамя завода, собраны награды и благодарности за все годы существования предприятия.

Итак, свою историю завод начал 11 ноября 1940 года в как 55 стационарные авиаремонтные мастерские. 21 сентября 1941 года 55 САМ прибыли в г.Шуя, где в полу-стационарных условиях проводили ремонт как самолетов, так и двигателей. Здесь зародился ремонт авиатехники выездными бригадами. С наступлением Советской Армии, мастерские переформированы в подвижные (ПАМ), а места их дислокации все дальше перемещались на Запад: Едрово-Торжок-Идрица-Андреаполь-Великие Луки-Даугавпилс-Каунас. 10 мая 1944 года мастерские переведены в поселок Кубинка. За годы войны было отремонтировано 1120 самолетов (Р-5, И-16, ЛаГГ-3, Ил-2, По-2, Як-3, Ла-5, Ил-10, “Кинг-Кобра”, “Харрикейн”), а также 554 авиадвигателя (М-11, АШ-21, “Аллисон”, “Мерли”-10,-20).  В послевоенные годы завод освоил ремонт следующих типов авиатехники: Як-9П (1948), Як-11 и Як-12 (1950), МиГ-15 (1952), Ла-11 и МиГ-17 (1953), МиГ-18 (1954), Ил-28 (1955), МиГ-19 (1961), МиГ-21 (1963), МиГ-23 (1979), МиГ-29 (1991), Су-25 (1999), Су-27 (2000), а также различных двигателей, среди которых АЛ-7Ф, Р27Ф2М300, Р29-300, РД-33, АЛ-31Ф и другие. Всего более 4 тыс. летательных аппаратов различного назначения и более 15 тыс. авиадвигателей.

     В музее и на статической площадке.

     

Изменение производственно-штатной структуры за прошедшие годы способствовали преобразованию авиаремонтных мастерских сначала в авиаремонтную базу, а затем в 121 АРЗ. 16 июня 1986 года предприятие Министерства Обороны СССР (тогда еще носившее условное наименование в/ч 13806) было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Распад Советского Союза в 1991 году, а также политико-экономический кризис в России в последующие годы разрушительным валом прокатились по Военно-Воздушным Силам. В 1994 году было расформировано Управление капитально-восстановительного ремонта авиационной техники и вооружения, а за последующие три года количество авиаремонтных предприятий МО сократилось с 33 до 23. Не все предприятия ВПК смогли адаптироваться к новым условиям хозяйствования. В жестких экономических условиях штатная численность была приведена в соответствии с реальными возможностями и производственной необходимостью, сохранена материальная база, реорганизована экономическая служба. В какой-то мере это способствовало укреплению общей финансовой устойчивости и дееспособности завода. На рубеже веков, продукция 121 АРЗ вновь становится востребованной. Были увеличены объемы производства, а сам завод преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие “121 авиационный ремонтный завод”, входящий в структуру единой ремонтной сети ВВС РФ. В конце 2006 года ФГУП был реорганизован в Открытое акционерное общество, в связи с чем, среди прочего, на предприятии все должности, которые занимали военнослужащие, упразднены или переведены на гражданские штаты. Например, начальник 121 АРЗ полковник Я.А.Каждан теперь не является военнослужащим и занимает должность Генерального директора.

Возвращаясь к фондам музея, нужно отметить и наземную экспозицию, которая представлена разнообразными летательными аппаратами. По возможности планируется собрать максимальное число самолетов проходивших ремонт на 121 АРЗ. В данный момент это истребители МиГ-23, МиГ-29, Су-27, штурмовик Су-25. А также экспонируется техника, которая никогда не ремонтировалась на “Кубинке”,  а попала на базу из подмосковных Люберец, из состава 13 НИИ ВВС и других частей Министерства Обороны. Это разведчик МиГ-25, перехватчик Як-28, самолет вертикального взлета и посадки Як-38, вертолеты Ми-2, Ми-24, Ка-27.

Наши годы 

До середины 2000-х годов на заводе велись работы сразу по нескольким направлениям.

Несмотря на то, что еще в 1994 году ремонт МиГ-23 (модификации МЛ, МЛД) для нужд ВВС РФ был прекращен, на заводе сохранена возможность ремонта этой модели для нужд потенциальных заказчиков из числа зарубежных стран.

В период с 1991 по 2001 год проводился капитальный ремонт фронтового истребителя МиГ-29 (изд. 9.12, 9.13, 9.51) и глубокая модернизация этого типа до уровня МиГ-29СМТ. Всего было построено 2 таких самолета, один из которых поступил на испытания в 929 ГЛИЦ МО РФ (Ахтубинск), а второй до сих пор находится на заводе. Необходимо отметить, что это был первый опыт глубокой модернизации авиатехники на авиаремонтном предприятии МО РФ (ранее подобный объем работ проводился лишь на опытных производствах конструкторских бюро или на авиастроительных заводах). В связи с неопределенностью дальнейшей перспективы этой программы, работы по ремонту и модернизации комплекса МиГ-29 на 121 АРЗ по заказам  ВВС РФ приостановлены. На территории завода и на базе хранения в различной степени комплектации ожидают своей участи около двух десятков подобных машин.

В период с 2000 по 2004 год в цехах 121 АРЗ  было отремонтировано и около десятка  истребителей Су-27 (изд. Т-10С, Т-10П), как для нужд ВВС РФ, так и для реализации высвобождаемой военной техники на экспорт по международным контрактам. Планировалось освоение ремонта Су-27УБ, но эти работы так и не были начаты, несмотря на прием пятерки таких самолетов из различных частей ВВС. Разукомплектованный планер одного из них до сих пор стоит в цехе №6, другой пока занял место в музее, остальные распределены по территории завода и на базе хранения.

Су-25

В 1998 году 301 АРЗ в городе Тамбов, восстанавливавший штурмовики Су-25, был закрыт. Обеспечить ремонт этого типа по заявкам авиачастей находящихся на европейской территории страны был призван 121 АРЗ. В настоящее время это направление является для предприятия наиболее приоритетным. В России, кроме завода в Кубинке, ремонт Су-25 осуществляется также на 322 АРЗ из дальневосточной Воздвиженки. На постсоветском пространстве это 558 АРЗ в белорусских Барановичах, Запорожский “МиГремонт” на Украине и, до недавнего времени, грузинский авиастроительный завод “Тбилавиамшени”.

В период с 1999 по 2008 год отремонтировано более полусотни самых востребованных в ВВС разных стран ударных самолетов (изд. Т-8, Т-8К, Т-8УБ, Т-8УБК, Т-8БМ). По информации корпоративной газеты завода (1)  в 2007 году было отремонтировано 15 самолетов, в том числе 1 учебно-боевой по заказу МО Республики Казахстан и 4 боевых по заказу МО Республики Узбекистан. Последний момент весьма значителен в свете определенной конкуренции за внешние заказы  между Россией, Белоруссией и Украиной. В своем отчете о результатах деятельности завода за 10 месяцев 2008 года, Яков Каждан озвучил цифру в 13 отремонтированных самолетов. Результаты проведенного открытого конкурса по размещению государственного оборонного заказа на 2008-2010 гг. на право проведения работ по ремонту авиационной техники и вооружения позволяют руководству и коллективу предприятия с уверенностью смотреть в будущее. По сообщению официального сайта Управления государственных закупок (2) заказ на ремонт 11 самолетов Су-25 (2008 - 2 шт, 2009 - 3 шт, 2010 - 4 шт.) получил единственный участник конкурса - Открытое акционерное общество “121 авиационный ремонтный завод”. Общая стоимость контракта – 235,12 млн. рублей. Исполнитель предоставляет Заказчику 4-летнюю гарантию на отремонтированные изделия, из них 2 года непосредственной эксплуатации. На предприятии успешно функционирует система качества ремонта авиатехники в соответствии с ГОСТ ИСО 9001-2001, которая подтверждена сертификатом соответствия. Повышение уровня качества ремонта – важнейший показатель функционирования предприятия, поскольку в прошлом были зафиксированы случаи, когда прошедшая ремонт и сверкающая новой краской авиатехника в скором времени выдавала отказ.

В цехах также находятся планеры Су-25 различных модификаций, принадлежащих НПК “Штурмовики Сухого” по виду работ: “исследование”. Это Су-25УТГ, Су-25БМ. Суть работ не оглашается.

Су-25СМ 

Тесное сотрудничество с НПК “Штурмовики Сухого” позволяет проводить работы по различным тематикам расширения боевых возможностей и эффективности изделия Т8. Еще в 2001 году проведена модернизация штурмовика Су-25Т из состава липецкого авиацентра в экспортный вариант Су-25ТК. В марте 2002 года был модернизирован первый Су-25 в вариант Су-25СМ (Т8-СМ1). Это важное для завода событие.

  В цехах завода.

  Летные испытания очередного Су-25СМ.

Модернизация машин этого класса до уровня СМ позволяет: расширить номенклатуру средств поражения; реализовать новые режимы боевого применения штатных средств поражения; реализовать сложные варианты загрузки средств поражения; увеличить боевую нагрузку до 5 т; расширить номенклатуру типов поражаемых целей; установить в кабине самолета современное информационно-управляющее поле с цветным многофункциональным индикатором ИЛС, систему автоматизации режимов полета.

В 2002-2004 годах на 121 АРЗ было собрано 4 экземпляра (СМ1 – СМ4) для проведения испытаний в 929 ГЛИЦ МО РФ в Ахтубинске. Комплекс успешно прошел испытания, и доработки были утверждены для серийной модернизации. Летом 2007 года два из первых четырех Су-25СМ были переведены в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава. В течение 2006 года на заводе были собраны еще 6 штурмовиков (СМ5 - СМ10), которые в декабре этого же года были торжественно переданы в состав ВВС РФ. Однако, фактически, шестерка строевых СМ попала в часть постоянной готовности дислоцированной в г. Буденновск несколько позже, в середине 2007 года, после проведения комплекса сдаточных испытаний. В следующем 2007 году по сообщениям корпоративной газеты “Заводские будни” были модернизированы еще 6 штурмовиков СМ11 - СМ16, которые позже также были переданы в буденновский штурмовой авиационный полк. В 2008 году были собраны и переданы заказчику СМ17 - СМ20, в цехах еще находятся СМ21 - СМ23. Поскольку 121-й завод единственным в РФ имеет необходимую документацию и производственную базу для модернизации штурмовика в СМ, сюда пригоняют самолеты не только из частей дислоцированных в европейской части страны, но также из дальневосточных полков.

Достоверно известно, что модернизированные Су-25СМ принимали участие в операции в Южной Осетии в августе 2008 года. Главный конструктор «ОКБ Сухого», президент Научно-производственного концерна (НПК) «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак в интервью официальному печатному СМИ Министерства обороны РФ (3) признал поражение зенитным огнем противника трех СМ. По уточненным данным один из них был сбит, а как минимум два получили боевые повреждения. Поврежденные борта были доставлены на ремонт в Кубинку. Опыт применения комплекса Су-25СМ в условиях реальных боевых действий в данный момент обобщается военными специалистами.

Сохранив производственный потенциал, кадровый состав, финансовую платформу, коллектив и руководство 121-ого ордена Трудового Красного Знамени авиационного ремонтного завода, уверенно смотрит в будущее отечественного авиапрома. Уже не за горами, очередной юбилейный 70-й год успешной деятельности предприятия.

Источники:

(1) - “Заводские будни”. 26 декабря 2007.
(2) - 
www.zakupki.gov.ru.
(3) – “Красная Звезда”. 10 сентября 2008.

missiles.ru, текст и фото: Андрей Кожемякин. 2008-2009.

 

(Powered by )
 
вернуться в ФОТО