Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Фото > Фотообзор ::

 

Демонстрационный зал (музей) ОАО "НПО "Сатурн"

 

М-13 возможно   М-17   ВД-4К

АШ-62ИР   АШ-73ТК   М-100

ТР-1   АЛ-7Ф1   ВД-7 (ВД-7Б)

РД-7М-2 или ВД-7М   РД36-41   РД36-51А

Д-57 ЖРД   РД-36-35   РД-36-35ФВ(Р)   РД-48   36МТ

Д-30КП   Д-30КУ   РД-38А(К)

РД-600В   ТВД-1500   АЛ-31Ф

Рыбинский завод "Русский Рено" - Гос. автомобильный завод №3 - ГАЗ-6 - ГАЗ-6 им. В.Н.Павлова - завод №26 им. В.Н.Павлова (г.Рыбинск)
Завод "Русский Рено" образован около села Иваново (по Мологскому ш.) в 1916 г. как автомобилестроительное предприятие АО "Русский Рено". К 1917г. частично введен в эксплуатацию, но строительство, на половину завершенное, вскоре было остановлено. Национализирован в .9.1918г. и передан в подчинение отдела транспорта ВСНХ. В период с .5.1918 г. по 1920 г. на существующих мощностях проводился ремонт автомобилей (рем. мастерские). В 1920-23 гг. числился как Гос. автомобильный завод №3 в системе ЦУГАЗ так же в основном как ремонтный. С 7.1918 г. председателем правления завода был Шульц, с 1.1919 г. - В.П.Смирнов. С 1921 г. управляющим стал А.С.Новиков, с 5.1922 г. - А.А.Сабанеев, вскоре - С.Н.Юшкевич. В .3.23 г. завод закрыт и законсервирован из-за спада производства.
В .5.1924 г. площади завода были переданы из автомобильной промышленности (ЦУГАЗ) в авиационную под названием ГАЗ-6. С 1925 г. завод переименован в завод №26. С 1925 г. вновь возобновилось строительство и реконструкция цехов и в 1928 г. завод начал действовать, продолжая расширяться. Полная реконструкция выполнена к 1935 г. Директором завода с 1925 г. назначен И.С.Михайлов (до 1930).
Завод участвовал в создании одного из первых отечественных авиамоторов М-13 V-образной схемы (разработан в НАМИ). Вел производство авиамоторов М-17 ("БМВ", в 30-39 гг.), М-100 (35-39 гг.), М-103 (38-41 гг.), М-104 (39-40 гг.), М-105 (39-40 гг.), М-105П (40-43 гг.), М-17Ф (40-41 гг.), М-105Р (41г.). Осваивалось перед войной производство мотора М-87. Директором завода в 1930-34 гг. и в 1936-37 гг. был Г.Н.Королев, в 1937-39 гг. - В.П.Баландин, в 1939-40 гг. - А.А.Завитаев, с 1941 г. П.Д.Лаврентьев.
Решение о эвакуации поступило на завод в 10.41г. В 11.1941г. завод был эвакуирован в г.Уфу и влит в .12.41 г. в состав объединенного завода №26 НКАП (ныне УМПО).

ОКБ завода №26 НКАП гл.к. В.Я.Климов
Авиамоторный ОКО завода образован в .8.1935 г. Его возглавлял гл.к. В.Я.Климов. Главной задачей было освоение и развитие мотора М-100 (лицензионный "Испано-Сюиза 12"). Позже коллективом ОКБ созданы моторы М-100А, М-103, М-103А, М-104, М-105, М-105Ф, М-107, М-120 и их модификации. В .11.1941 г.  ОКБ эвакуировано в г.Уфу на площади  завода №384 НКАП (далее этот завод вошел в состав единого Уфимского завода №26 НКАП).

На площадях эвакуированного завода №26 в .2.42 г. образован новый моторный завод №36 НКАП.

Завод №36 НКАП, МАП, ГКАТ  - Рыбинский моторный завод (РМЗ) - Рыбинское моторостроительное ПО (РМПО) - АО "Рыбинские Моторы" - ОАО "НПО "Сатурн" (г.Рыбинск, г.Щербаков, г.Андропов)
Для организации производства моторов М-105Р и запчастей, а также ремонта моторов М-105Р и М-105П на площадях бывшего завода №26 НКАП в г.Рыбинске (в Северном поселке) был образован новый моторный Гос. Союзный завод №36 при 3ГУ (по постановлению ГКО №ГКО-1284сс от 15.2.42 г. и приказу №144сс от 21.2.42 г.). Из г.Уфы в .4.-.5.42 г. для обеспечения переведена группа рабочих, ИТР и оборудования с завода №26 НКАП.
С 1943 г.  завод являлся базой для ОКБ-36-1 гл.к. В.А.Добрынина, а в период 1946-48 гг. - еще и для ОКБ-36-2.

ОКБ-250 НКАП (ОКБ-1 завода №36 МАП) - ОКБ-36-1 МАП - Рыбинское КБ моторостроения (РКБМ) - Андроповское КБ моторостроения (АКБМ) - ОАО "Рыбинское КБ моторостроения" (ОАО "РКБМ")
В.А.Добрынин возглавлял КБ-2 МАИ, которое было образовано в 1939г. В 1940г. КБ переведено на площади завода №16 НКАП (г.Воронеж) для продолжения работ по мотору М-250. Далее в октябре 1941 г. эвакуировано в г.Уфу, где работало под наименованием ОКБ-250 НКАП в 1941-1943 гг.
С 1.9.43 г. для обеспечения производственной базой по доводке мотора М-250 моторное ОКБ-250 НКАП в полном составе переводится из г.Уфы в г.Рыбинск на завод №36 (по приказу №538с от 6.9.43 г.). Размещение шло в .10.43 г. на площадях бывшего ОКБ завода №26 НКАП. В соответствии с приказом №13с от 5.1.44 г. ОКБ введено в состав завода №36. Вскоре КБ получило название ОКБ-36-1 МАП (с 1946 г.).
До 1951 г. в КБ разработаны поршневые двигатели большой мощности - опытный поршневой мотор М-251 (48 г.) и ВД-4К для стратегического бомбардировщика Ту-85. Далее с 1952 г. переключилось на разработку ТРД: Так появились ВД-5 для бомбардировщика, ВД-7 для Ту-22 и 3М, ВД-7Б (-7М, -7М2), РД36-41 для Т-4 и РД36-51 (-51А) для Ту-144Д, РД36-51В для самолета М-17, подъемные ТРД РД36-35 для самолета Т-58ВД, МиГ-23 и МиГ-21ПФ, РД-36-35ФВ (-35ФВР) для Як-38, РД-38 для Як-38М, РД-41 для Як-41. Разработан ряд стартовых ТРД: РД-36-35Т для Ту-22, РД-38А для Ан-71, РД-38К для с. А-40. Создан маршевый ТРД РД36-35К для возвращения и посадки пилотируемого ВКА.
До 1960 г. ОКБ возглавлял гл.к. В.А.Добрынин. Далее руководителем и гл.к. в 1960-1984 гг. был П.А.Колесов (работал в ОКБ с 1941 г.), а в 1984-1988 гг. - В.И.Галигузов, с 1994 г. ген.дир. и гл.к. АО РКБМ был А.С.Новиков. Далее возглавлял С.А.Гаврилов.
С 1966 г. (приказ МАП от 30.4.66 г.) ОКБ переименовано в Рыбинское КБ моторостроения (РКБМ). В период 1984-88 гг. предприятие носило наименование Андроповское КБ моторостроения (АКБМ).

ОКБ-36-2 МАП/МВД (ОКБ-2 завода №36 МАП/МВД)
Вновь организовано при заводе №36 в 1946 г. (по постановлению СМ №1409-622сс от 26.6.46 г., приказу №414сс от 1.7.46 г. и №550сс/00774 от 15.8.46 г.) для создания мощного реактивного двигателя ТРД-7Б. Сформировано под названием ОКБ-2 завода №36 из числа специалистов 4-го Спецотдела МВД (на базе ОКБ-4 Спецотдела МВД СССР) и завода №36. Гл.к. КБ был Д.Г.Кобеляцкий, руководителем проекта - К.И.Страхович. Работали немецкие и советские конструкторы. Начальником ОКБ назначен полковник А.П.Балашов.
В н. 1947 г. строились опытные экземпляры ТРД.
В составе ОКБ-2 действовала самостоятельная группа под руководством М.Христиана (немец): в 1947-48 гг. проектировался турбореактивный двигатель с винтом (ТВД).
Ликвидировано с 1.7.48 г. (приказ №440с от 21.6.48 г.) в связи с изменением плана опытных работ. Площади и частично штат переданы заводу №36 МАП и частично ОКБ-36-1 МАП. Для продолжения работ по ТВД группу М.Христиана перевели в ОКБ завода №16 (гл.к. С.Д.Колосов).

Чуть не стал поворотным в истории завода 1943 г., когда в феврале предприятие подлежало передаче в НКтанкпром (приказ №90/96с от 12.2.43 г.) для организации производства танковых дизелей. Однако передача была отменена (приказ №175сс/161сс от 20.3.43 г.) и с .7.43 г. вновь развивалась авиамоторная специализация - проведение ремонта моторов М-88. Далее в военные годы шел ремонт моторов М-100, М-103 и М-105. Расширение и восстановление цехов, прибытие еще части рабочих с завода №26 НКАП (Уфа) и ИТР с пермского завода №19 НКАП позволило в начале 1944 г. освоить производство авиационных поршневых моторов типа АШ-62ИР (М-62ИР).
После войны выпускались поршневые моторы АШ-62ИР и АШ-73ТК (с 48 г.). Далее шло производство двигателей конструкции ОКБ-36 В.А.Добрынина и др. ОКБ: ВД-7Б (с 55 г.), ВД-7М (с 61 г.), АЛ-7Ф-1 (с 61 г.), ВД-7М2 (с 65 г.), турбостартеров ТС-2 (с 70 г.), Д-30КП (с 72 г.), Д-30КУ (с 73 г.), РД36-35ФВ (с 75 г.), ПС-90А12 (с 90-х) и др. Тракторные моторы (Д-48, Д-65).
Первым директором завода назначен С.М.Сова (в 1942-44 гг.), начальником Конструкторского отдела был Н.А.Шубин. Далее директорами были: Г.М.Григорьев (в 1944-47 гг.), А.П.Петров (в 1947-49 гг.), М.И.Субботин (1949-56 гг.), А.Д.Смирнов (1956-1960 гг.), П.Ф.Дерунов (с .3.60 г. по 72 г. и с 74 г. по 86 г.), Б.Н.Леонов (и.о. дир. в 86-87 гг.), В.Н.Аникин (с 87 г.). Генеральный директор (на 92 г.) В.И.Шелгунов.
С .12.1974 г. на базе завода образовано Производственно-конструкторское объединение моторостроения, а с 1976 г. - ПО моторостроения (РМПО). В 1991 г. принято наименование ГП "РМЗ". После акционирования с .11.1992 г. - АООТ "Рыбинские Моторы". В 1996-97 гг. - образовано производственно-конструкторское объединение ОАО "РМ" на базе серийного завода и КБ моторостроения (ОАО "РКБМ").
С июля 2001 г. ОАО "Рыбинские моторы" объединилось с ОАО "А.Люлька-Сатурн" в двигателестроительное ОАО "НПО "Сатурн".
В последние годы предприятие ведет работы по ГТД РД-600 для вертолета Ка-62, SaM146 для SSJ100, а также ТВД-1500, 36МТ и др. 

 

missiles.ru, Март 2010 г. Фото и текст: Евгений Ерохин. При поддержке Андрея Фомина

вернуться в ФОТО