Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Работы по первой отечественной реактивной авиаторпеде РАТ-52 ::

 

Разработка и принятие на вооружение реактивной авиационной торпеды РАТ-52

В июле 1946 г. в НИИ-2 была переведена из НИИ-1 группа сотрудников, состоявшая из 16 человек и возглавлявшаяся Г.Я.Диллоном. Эта группа занималась в НИИ-1 разработкой и созданием торпед, предназначенных для поражения надводных кораблей, и проводила их доработку для вооружения боевой авиации. Доработанные торпеды морского базирования существенно ограничивали скорость и высоту полета их носителей.

В связи с этим Г.Я.Диллон обосновал возможность и необходимость создания специализированной торпеды воздушного базирования. Совместно со своим заместителем В.П.Голиковым, инженерами Ю.Б.Гермейером, В.А.Андреевым, О.Т.Сазоновой, Я.Л.Рудницким в 1942 г. группа приступила к исследованиям и разработке реактивной авиационной торпеды (РАТ) массой 627 кг с боевой частью массой 243 кг.

Поскольку разработка авиационной торпеды не соответствовала основному профилю работы НИИ-1, а в Министерстве авиационной промышленности не было специализированного КБ по созданию ракетного вооружения, работа над торпедой РАТ-52 была поручена НИИ-2.

К разработке и испытаниям РАТ были подключены группа инженеров НИИ-2: В.А.Волков, А.Н.Дедов, А.Ф.Зернов, Г.Р.Попандопуло, В.А.Черке и группа квалифицированных механиков: В.М.Желтяков, И.И.Мартемьянов, А.М.Наумов, Л.М.Наумов, А.В.Ходов. Большое внимание организации и проведению работ уделяли начальник института П.Я.Залесский, а затем В.А.Джапаридзе.

В НИИ-2 была завершена разработка рабочей документации. Экспериментальная партия торпед была создана на заводе N 500 Минавиапрома.

Проведение испытаний РАТ-52 было задано приказом МАП #0258/395с/0180 от 17.06.47г. под руководством начальника лаборатории #4 НИИ-2 т. Диллона.

Оригинальными и новыми решениями при разработке торпеды были: принцип вертикального снижения торпеды после сбрасывания с применением парашютной системы для уменьшения скорости при приводнении и уменьшения глубины "мешка"; разворот торпеды носовым крылом в горизонтальное положение после приводнения и последующий отстрел крыла; движение к цели на заданной на носителе глубине от 2 до 10 м, осуществляемое безынерционным гидростатом для поражения наиболее уязвимой подводной части цели; принципиально новая конструкция реактивного двигателя твердого топлива, обеспечивающего 10-кратное увеличение длительности работы и имеющего вдвое меньшую массу по сравнению с имевшимися двигателями.

Торпеда сбрасывалась с высоты более 1500 м, двигалась под водой 410 м, имела скорость 58...83 узла (27...41 м/с). При приводнении сохранялось заданное с носителя направление движения к цели с помощью гироскопической системы, фиксирующей положение трех осей торпеды.

Первые пуски торпед с самолета Ту-2 окончились неудачно. Торпеда выскакивала из воды и разбивалась. Причиной оказалась недопустимо высокая скорость хода торпеды под водой (более 100 узлов), при которой корпус находился в каверне. Была проведена доработка двигателя. Однако продолжение экспериментальных пусков выявило опять случаи выскакивания из воды. Причиной явилось нарушение стабилизации торпеды относительно продольной оси.

После доработки было изготовлено 60 торпед для дальнейших испытаний. В 1950 г. торпеда выдержала заводские испытания: пуск осуществлялся с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Государственные испытания были начаты с самолета Ил-28 при скорости полета 960 км/ч. Торпеда испытаний не выдержала из-за неработоспособности парашютной системы. За зиму 1951 - 1952 гг. парашютная система была доработана, торпеда успешно прошла Государственные испытания и была принята на вооружение. В 1954 г. завершились ее войсковые испытания.

Разработчики торпеды оказывали помощь промышленности в организации ее серийного производства. РАТ-52 состояла на вооружении до 1983 г. В это время на вооружении самолетов уже были крылатые ракеты класса "воздух - поверхность" с радиолокационными системами наведения для поражения радиоконтрастных надводных и наземных целей.

В марте 1950 г. в связи с болезнью Г.Я.Диллона начальником лаборатории N 4 был назначен К.А.Сарычев, а Г.Я.Диллон продолжил работу в качестве главного конструктора. Его заместителем и заместителем начальника лаборатории оставался В.П.Голиков. Коллектив лаборатории, работающей над созданием и испыта ниями торпеды, был дружным и дисциплинированным. Во время испытаний рабочий день продолжался 10...12 ч. Каких-либо, даже незначительных, конфликтов практически не было. Во многом это определялось поведением и авторитетом Г.Я.Диллона, В.П.Голикова, а в последние годы - К.А.Сарычева. Все члены коллектива обладали высокой квалификацией и изобретательностью.

Наибольший творческий вклад в разработку торпеды внесли следующие инженерно-технические работники: - Ю.Б.Гермейер много сделал для создания гидростата, разработал принципы построения аппаратуры управления подводным движением торпеды на заданной глубине; - Н.Л.Гертман разработал на основе кинотеодолитов способы снятия и обработки характеристик движения торпеды в воздухе и в воде (по следу ее на поверхности моря) с определением параметров движения (траектории, ускорения, скорости), что позволило использовать прицелы бомбометания для применения торпеды, а также дало возможность обнаруживать места потопления потерпевшей аварию торпеды для ее поднятия и анализа причин аварии; - А.Ф.Зернов руководил разработкой документации для изготовления деталей и узлов торпеды, их доводкой при освоении серийного производства; - В.А.Волков возглавил и совместно с В.С.Алифановой обеспечил создание парашютной системы, участвовал в летных испытаниях торпеды на самолете Ту-2, вел наблюдение за торпедой и анализировал ее движение; - И.А.Петров разработал вращающийся парашют, тормозящий движение торпеды без раскачивания; - Л.А.Андреев являлся разработчиком узлов торпеды и рабочей документации, совместно с В.П.Голиковым принял активное участие в изготовлении торпед на заводах; - С.А.Степанов возглавлял подготовку приборов управления с разработкой и внедрением усовершенствований для повышения их надежности; - В.А.Черке на этапах заводских и Государственных испытаний возглавлял работу механиков С.В.Лаврова, И.Ф.Травкина и С.Каспова по монтажу электрических схем на этапах заводских и Государственных испытаний; - А.Н.Дедов и А.В.Ходов возглавляли коллектив механиков в составе А.Н.Синяева, И.И.Мартемьянова, А.М.Наумова,

Л.М.Наумова, В.С.Велихова, Н.И.Грызова, В.М.Желтякова, С.Е.Луфера, С.Н.Репникова, Ю.Н.Крюкова, обеспечивающих сборку и подготовку торпед к летным испытаниям. Весь коллектив механиков проявил высокую дисциплину, был очень дружным. При проведении подготовки торпеды к испытаниям зачастую продолжительность работы доходила до 20 ч в сутки.

В жизни коллектива в Феодосии, где проводились летные испытания, был ряд интересных случаев. Так, при испытаниях торпеды с пуском с береговой подводной установки плавсредствам, находившимся в заливе (в направлении пуска торпеды), была отдана команда удалиться на безопасное расстояние. Однако некоторые из них пренебрегли указанием. Пуск торпеды был неудачным. Торпеда выскочила из воды на поверхность и, рикошетируя, с ревом помчалась по поверхности. Это произвело впечатление, и нарушители быстро покинули опасную зону...

Серийные торпеды РАТ-52 экспортировались в Китай и на Кубу для повышения эффективности состоящих там на вооружении самолетов Ил-28. В серийном производстве торпеды РАТ-52 в Китае участвовала направленная туда бригада завода-изготовителя, имевшая в своем распоряжении комплект технической документации. Торпеда была успешно применена Китаем в тайваньском конфликте...

Далее проводились работы по модернизации торпеды.

Постановлением СМ СССР #426-211 от 17.4.57г. был утвержден план ОКР на 1957 год по вооружению и военной технике. Согласно плана по теме #38 НИИ-2 МАП был обязан провести работы по созданию планирующей ав. торпеде с автономным управлением на воздушной траектории и самонаведением в воде для применения для самолетов фронтовой и дальней
авиации против надводных кораблей.

ТТХ заданы следующие: диаметр корпуса до 520 мм., масс до 1000 кг., высота пуска от 300 до 25000 м., скорость пуска от 2500 км/ч., дальность пуска от 8 до 70 км., взрыватель неконтактный.

Главным конструктором назначен Г.Я.Диллон. Начало работ - 1-е полугодие 1957 года, сдача образцов на ГИ - 3-й квартал 1959 года...

Из книги "50 лет ГосНИАС" (К.А.Сарычев) и архива Е.Ерохина


 
 
 
вернуться в ФОТО

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2005