Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БЛА ::

 

Большой «Дозор-3» представлен публике

На авиасалоне МАКС-2009 группа компаний «Транзас» (ЗАО «Транзас» и ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт») впервые представила полноразмерный образец нового БЛА «Дозор-3» (в дальнейшем получит новое название «Дозор-600», в соответствии с максимальной взлетной массой *). Аппарат интересен тем, что в отличие от других БЛА этого семейства, имеет внушительную взлетную массу и размеры, а также разнообразную полезную нагрузку, что позволяет ему выполнять достаточно серьезные задачи гражданского и военного назначения.

Согласно распространенной информации, «Дозор-3» принадлежит к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. НИР и ОКР по нему шли в инициативном порядке, на основе анализа и исследований тенденций развития рынка и требований потенциальных заказчиков. Первая предварительная информация о комплексе с БЛА была представлена в ходе выставки «Интерполитех» в 2008 году. Сейчас комплекс и сам аппарат находятся на завершающей стадии разработки. Летные испытания намечены на 2010 год.

Дозор-3    Дозор-3

БЛА "Дозор-3" ("Дозор-600"): 3D-представление и первая фотография, сделанная при выкатке (фото "Транзас").

Дозор-3   Дозор-3   Дозор-3   Дозор-3

Дозор-3   Дозор-3   Дозор-3

БЛА "Дозор-3" ("Дозор-600") на МАКС-2009.

Многоцелевой беспилотный комплекс предназначен для решения задач поиска, обнаружения и идентификации объектов в районе или полосе маршрута, находящихся на значительном удалении от места старта аппарата с передачей видовой и полетной информации в реальном масштабе времени. Эти задачи он может выполнять днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Исходя из этого, оптимальной областью применения комплекса станет патрулирование сухопутных и морских границ, площадная аэрофотосъемка и дистанционное зондирование земли, мониторинг протяженных и удаленных инфраструктурных объектов, ледовая разведка, наблюдение за охраняемыми объектами, а также доставка различных грузов.

Облик БЛА «Дозор-3»  был выбран в результате проведения экспериментальных исследований различных моделей в аэродинамической трубе. Планер имеет нормальную аэродинамическую схему с однобалочным фюзеляжем и задним расположением силовой установки. Хвостовое оперение V-образное. Фюзеляж состоит из трех основных частей. В носовой части расположены сенсорные системы, пилотажно-навигационное оборудование и парашютная система. Среднюю часть занимает топливный бак. В хвостовой части размещены система энергоснабжения и силовая установка. По компоновочной схеме и техническим решениям БЛА «Дозор-3» является увеличенной версией БЛА «Дозор-5».

Для обеспечения удобства транспортировки и хранения (в специальном контейнере на трейлере) крыло и хвостовое оперение сделаны съёмными. На подготовку БЛА к вылету требуется до 60 мин. Взлет и посадка производятся по-самолетному (шасси - колеса/лыжи) с использованием грунтовых площадок или аэродромов. При нештатной ситуации предусмотрено применение аварийно-спасательной системы. Эксплуатацию обеспечивает персонал из четырех человек.

Ключевым подходом разработчиков при создании комплекса стало обеспечение высокого качества получаемой видовой информации. Так, основу полезной нагрузки составляют три системы: радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой), оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор) и фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами), которые могут работать одновременно, а значит  передавать потребителю  большой объем информации от различных источников. Кроме того полезная нагрузка включает в себя систему автосопровождения и целеуказания, систему передачи фото-, видео-, РЛ- и тепловизионного изображений, а также систему архивации и хранения информации на борту. Для обеспечения связи возможно применение спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. При необходимости для решения специальных задач БЛА может быть оборудован газоанализатором, лидаром, сканером и другими датчиками. Как сообщил представитель "Транзас", БЛА при меньших массе и габаритах сравним с БЛА "Предейтор" по кругу решаемых задач.

Управление БЛА осуществляться в автономном (по программе), ручном (дистанционное пилотирование пилотом-оператором) или комбинированном (автономное и ручное) режимах. Полетное задание может содержать 250 опорных точек маршрута, при этом точность навигации составляет 15-30 м.

Большую часть элементов БЛА и оборудования комплекса группа компаний «Транзас» разрабатывает и производит самостоятельно. Это планер БЛА, пилотажно-навигационное оборудование, РЛС, парашютная система и система электроснабжения, каналы передачи данных и АРМ операторов, программное обеспечение обработки информации. Остальное поставляют российские производители - канал спутниковой связи, комбинированный ГЛОНАСС/GPS приемник «К-161», фотографический комплекс. Лишь винтомоторная группа и оптико-тепловизионная система закупаются за рубежом.

Согласно информации РИА "Новости", компания предлагает комплекс для министерства обороны России. Сообщалось, что БЛА может использоваться для решения широкого круга разведывательных и ударных задач, что "возможно размещение специальной нагрузки", в том числе на внешней подвеске. Предусмотрен "отсек сбрасываемого груза массой до 100 кг". РИА "Новости" со ссылкой на главного конструктора Геннадия Трубникова, сообщает, что "аппарат способен нести ударную составляющую" и "способен нести нагрузку в виде различного высокоточного оружия". Чудо-СМИ уже назвало "Дозор-600" не иначе как "новейшим атакующим российским беспилотником-рекордсменом". По истине, Средство Массовой дезИнформации. Растиражированная неРИАльность плохо соответствует действительности. На самом деле Трубников говорил лишь о том, что возможность "нести ударную составляющую" существует теоретически, но может быть реализована при необходимости. "БЛА «Дозор-600» - удачный инициативный проект компании "Транзас", но никаких НИОКР или, тем более, практических работ в направлении адаптации оружия компания не вела", - прокомментировал главный конструктор.

Легко помечтать. Какое именно вооружение может размещаться на БЛА?. Известно .что при снижении массы топлива (и времени полета до 1 часа) достигается увеличение массы полезной нагрузки до 210 кг. В результате простого расчета можно предположить, что аппарат теоретически поднимет до двух ФАБ-100 или пару ракет типа Р-73  Из оружия класса "воздух-поверхность" в указанном массовом диапазоне возможно использование ПТУР типа "Штурм" или "Атака" по 50 кг каждая (всего до 4 ед). Возможно применение малогабаритных ПЗРК в режиме "воздух-воздух" с массой ракеты в ТПК около 50 или 90 кг (соответственно четыре или две). Однако, в любом случае, еще нужно учитывать, что применение потребует установки дополнительной аппаратуры наведения, которая тоже весит немало.

Заинтересованность госзаказчика, значимость и уровень качества выпускаемой продукции подчеркнута недавним посещением компании «Транзас» Дмитрием Медведевым в мае 2009 года.

* Переименования в семействе «Дозоров»

Новое название

Предыдущее название

«Дозор-50»

«Дозор-2»

«Дозор-600»

«Дозор-3»

«Дозор-85»

«Дозор-4»

«Дозор-100»

«Дозор-5»

Основные характеристики БЛА «Дозор-3» (в сравнении с аналогами)

«Дозор-3»

«Аист»

MQ-1 «Предейтор»

Взлетная масса, кг

640 (480*, 720**)

600 ( 500, 550*)

1020 (максимальная)

Масса пустого, кг

280

-

430 (512)

Масса полезной нагрузки, кг

120...220 (115*)

до 100

-

Масса топлива, кг

160 и 250 с доп. баком  (150*)

-

-

Размах крыла, м

12 (9,4*)

8

14.84

Длина, м

6,7 (7,0**)

4,7

8.23

Высота, м

2,3 (2,0*)

-

2.21

Тип двигателя

ДВС Rotax 914 (Rotax 912*)

два поршневых двигателя

Rotax 914 UL (Rotax 914F)

Мощность, л.с.

115 (100*)

-

105

Ресурс, ч

3000 (1500*)

-

-

Высота полета, м

7000...7500 (4000*)

100 - 6000

7920

Крейсерская скорость, км/ч

130 - 150, макс. - до 210

130 - 250

110—130 (130–165)

217 (Максимальная)

Продолжительность полета, ч

до 24-30 (16*)

до 12

20 … 40 

Дальность полета, км

3700 (более 2000*)

250 (радиус прямой связи с НПУ) и 400 (радиус при наличии БЛА-ретранслятора*)

740

Способ взлета/посадки

по-самолетному (колеса / лыжи)

по-самолетному

по-самолетному

Разбег, м

350

300 (150*)

-

Пробег, м

300

300 (150*)

-

Время подготовки к полету, мин

60 (30*)

-

-

Вооружение

возможно

-

есть

* - более ранние проектные данные (на 2007 - 2008 гг.); **- по данным на нач. 2010 года

 

missiles.ru. Август 2009 г. По данным "Транзас"

v.5.1

вернуться в ФОТО