Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
Гиперзвук ::

 

"Брамос-2". Размышления о перспективах создания гиперзвуковой крылатой ракеты.

 

ГПВРД   ГЛЛ Игла   ГПВРД
О
течественные разработки по тематике ГПВРД и ГЛЛ (слева на право): устройство для исследования горения водорода при сверхзвуковых скоростях (ЦИАМ, 2004 год), ГПВРД на модели ГЛЛ "Игла" (ЦИАМ, 2004), модель ковшового сверхзвукового воздухозаборника (ЦИАМ, 2008)

India scramjet
Слайд под заголовком «Камера сгорания ГПВРД испытана для гиперзвуковой ракеты»

HSTDV   HSTDV
Макет ЛА и плакат по программе Hypersonic Technology Demonstrator Vehicle (HSTDV.
 

29 сентября прошло очередное заседании Российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Как стало известно со слов управляющего директора российско-индийского аэрокосмического СП «БрахМос» Сиватхану Пиллаи (Dr. A. Sivathanu Pillai), в ходе заседания было принято решение о создании рабочей группы по разработке гиперзвуковой крылатой ракеты «Брамос-2», обладающей скоростью полета М=5…7. Сообщение сделано на встрече руководства СП с министром обороны России Анатолием Сердюковым.

Что может стоять за подобным заявлением?

Понятно, что для успешного проведения разработки подобной гиперзвуковой КР нужно как минимум политическое решение, технологический базис - мозги и руки, а также немалые финансовые вливания. Положим принципиальное решение принято. С финансами тоже объективных проблем не может быть. Остается технологическая основа, научно-техническая база. Главным компонентом гиперзвуковой крылатой ракеты должен стать гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД). Здесь несколько аспектов и проблем…

Заявление о развертывании работ по КР с ГПВРД можно было бы расценить просто как очередную «PR-акцию на модную тему» и пропустить мимо. Однако недавно 19 августа этого года в Москве состоялась пресс-конференция под названием «Брамос» - как успешный пример сотрудничества РФ и Индии в области высоких технологий». Она прошла с участием Сиватхану Пиллаи, а также заместителя гендиректора НПО "Машиностроение" - заместитель управляющего директора СП «БрахМос» Александра Баскакова, первого заместителя гендиректора ОАО «ВПК НПО «Машиностроение» и председателя Совета директоров СП "БрахМос" Александра Дергачева; первого заместителя гендиректора ОАО «ВПК НПО «Машиностроение», члена Совета директоров СП "БрахМос" Александра Семаева. На пресс-конференции шла речь о результатах взаимодействия сторон в ходе реализации проекта КР «Брамос», и о перспективах дальнейшего сотрудничества. Тогда Пиллаи впервые упомянул о возможности создания перспективной гиперзвуковой КР на базе «Брамос».

Аргументация.

Трудно представить, но в Индии сегодня весьма динамично развиваются высокотехнологичные направления науки и техники. В последнее время Индия активно демонстрирует свои наработки в области перспективных программ, в том числе в области гиперзвуковых технологий. Так, институт Defense Research and Development Organisation (DRDO) недавно показал макет аппарата-демонстратора гиперзвуковых технологий - Hypersonic Technology Demonstrator Vehicle (HSTDV). Он проектируется в кооперации с израильской фирмой IAI. Если верить информации DRDO, то в этих работах участвуют ЦАГИ и ЦИАМ по части отработки КС и диффузора (!). Испытания аппарата намечены на 2009 год.

Именно индийская сторона при «скептическом молчании российской стороны» представила свое видение данного вопроса о совместной разработке «Брамос-2» и вся инициатива исходила именно от них. На пресс-конференции демонстрировались слайды под заголовком «Камера сгорания ГПВРД испытана для гиперзвуковой ракеты», запечатлевшие стендовые испытание модельных ГПВРД двух типов – на водородном топливе и на керосине. Согласно распространенной в ходе презентации информации, испытанные образцы ГПВРД имели размеры 85х40 мм в сечении. При испытаниях получены следующие параметры. Сверхзвуковое горение в КС со скоростью около М=2,2, в режимах, соответствующих условиям полета с числами Маха около 6,5 на высотах до 30…35 км. Температура горения в КС – 1670 К, давление – 15 атмосфер. Эти данные практически идентичны тем, которые ранее сообщались по теме HSTDV. Значит, Индия готова поделиться этими наработками при создании «Брамос-2»?

Трезвая оценка.

Оптимист Паллаи заявил, что КР "БраМос-2" будут создаваться «в вариантах наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, на их разработку предположительно потребуется около пяти лет». Но даже если существующие наработки по ГПВРД удастся применить при создании КР «Брамос-2», то это однозначно будет «проект века», как по значимости и сложности, так и по срокам его реализации и цене.

Не стоит так же полагать, что КР «Брамос-2» будет, как заявлялось, развитием сверхзвуковой ракеты «Брамос», скорость полета которой составляет порядка 3000 километров в час (М=2,5). Перспективная ракета с ГПВРД будет иметь совершенной другой технический облик.

Будем ждать развития событий.

Что есть такое «ГПВРД». В общем случае это разновидность прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Понятие «гиперзвука» в науке определено как «скорость, намного превышающая местную скорость звука» и принято считать, что это где-то около M=5,4, т.е. более 5 Маха. В отличие от сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД), обеспечивающего условия полета со сверхзвуковой скоростью (от М=1,2 до М=4…5), ГПВРД обеспечивает условия полета с т.н. гиперзвуковой скоростью (от М=5…6 и более). В СПВРД горение в камере сгорания (КС) происходит на дозвуковое скорости, в КС ГПВРД - образуется сверхзвуковой поток (горение). Это главное принципиальное отличие. Конструктивно ГПВРД тоже отличаются как от ПВРД, так и от СПВРД. Может быть как круглым, так и прямоугольным или плоским в сечении. Диффузор ГПВРД обеспечивает торможение набегающего потока только при обтекании иглы диффузора, скорость потока после торможения остается сверхзвуковой, а дозвуковая расширяющаяся часть диффузора, характерная для других типов ПВРД, отсутствует. КС ГПВРД представляет собой свободный канал. Подача горючего в КС происходит непосредственно со стенок - нет форкамеры, стабилизаторов горения и топливного коллектора, так как любые препятствия в сверхзвуковом потоке приводят к падению скорости потока ниже скорости звука. В ГПВРД могут использоваться жидкие, твёрдые или гибридные виды топлива. Работа ГПВРД сопряжена с воздействием высоких температур и давления, что и сегодня вызывает определенные техпроблемы при создании работоспособного, технологичного образца.

История вопроса в России. Конструкторские работы по созданию ГПВРД в СССР началось еще на рубеже 60…70-х годов. Ведущая роль в практических работах по ГПВРД в СССР принадлежала ОКБ-670 (в последствии это МКБ «Красная Звезда» и НПВО «Пламя»). Предприятие еще в пятидесятых годах ОКБ приступило к изучению принципиально нового типа ПВРД - ГПВРД. Первые проектные разработки экспериментальной модели ГПВРД проводились совместно с НИИ-1 и ЛИИ. В 1962-1963 гг. на базе ОКБ-670 в Тураево начались стендовые исследования образца ГПВРД. В 1966 г. рассматривались характеристики ЛА, получившего обозначение "Эра", с гиперзвуковым режимом работы диффузора на скоростях, соответствующих М=6,0…10,0 и высотах 14...30 км. Диаметр ГПВРД превышал 2500 мм. Впоследствии НПВО принимало участие в различных перспективных проектах, в том числе в проработках совместно с ЦИАМ для НПО "Энергия" двигательной установки гиперзвукового воздушно-космического ЛА и в экспериментах с ГПВРД по программе "Орел" (ТМКБ "Союз", ЦИАМ), теоретические и практические основы построения которого были заложены еще в ОКБ-670. В СССР проводились разработки по ГПВРД и в других организациях, таких как КБХА, ЦИАМ, ТМКБ «Союз» и др. В 80…90-х гг прошлого столетия создан и испытан ряд стендовых и летных образцов ГПВРД и ГЛЛ ("Холод", "Радуга-Д2", "Игла", ГЛЛ-31 и др.). На этом дальнейшие масштабные изыскания были приостановлены из-за экономических проблем в стране, однако сообщалось, что испытания по программе "Игла" должны состоятся в 2009 году.

 

missiles.ru, ноябрь 2008 г. Фото: Евгений Ерохин и "интернет". Материал опубликовано в журнале "Взлет", №11-2008, "Гиперзвук над Гангом"


(Powered by )
 
вернуться в ФОТО