Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
www.missiles.ru
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта
БРЛС ::

 

«Фазотрон» технически готов к проведению индийского тендера

В последние годы ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» переживала не самые лучшие времена. После выбора в качестве головного тандема разработчиков истребителя 5-го поколения с АФАР для него ОАО "Сухой" и ОАО "НИИП им. Тихомирова", Корпорация осталась без целевого финансирования по этому направлению, однако продолжила самостоятельные работы. В силу ряда «не технических» причин, таких, как напряженные отношения с руководством "Сухого", теперь и "МиГа", периода неудачной саморекламы (необоснованные заявления, отсутствие годами обновлений на корпоративном сайте), контрпиара со стороны "злопыхателей", имидж Корпорации оказался существенно подорванным. В целом, передовые разработки в области РЛ-систем оказались в тени. Экспозиция Корпорации на МАКС-2009 была весьма скромной и размещалась на объединенном стенде РСК "МиГ". Даже не было вывески, указывающей на принадлежность демонстрируемых РЛС, а представители носили "МиГовские" бейджи...

Есть надежда, что новый импульс развитию Корпорации даст недавнее назначение на руководящие должности молодых и деятельных менеджеров, работающих в связке с костяком "старой конструкторской гвардии". В ближайшей перспективе планируется включение «Фазотрон-НИИР» в состав одного из концернов по радиоэлектронным технологиям.

17 сентября 2009 года, за несколько дней до начала этапа испытательных работ в рамках тендера на поставку 126 истребителей в ВВС Индии, состоялся пресс-тур на предприятие с посещением стенда главного конструктора и ознакомлением с ходом подготовки АФАР "Жук-АЭ" к участию в тендере в составе МиГ-35. Главным тезисом мероприятия было то, что технический этап создания БРЛС с АФАР "Жук-АЭ" в настоящее время подходит к завершению.

Жук-АЭ   АФАР "Жук-АЭ" на МАКС-2009.

История и состояние работ по АФАР. Корпорация «Фазотрон-НИИР» прошла почти 9-летний путь создания АФАР. Разработка велась в инициативном порядке с 2000 года. С 2001 г. сформирована кооперация по проектированию АФАР БРЛС, ее подсистем и элементов среди группы предприятий ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», Научно-производственной фирмы «Микран» (г. Томск) и Научно-исследовательского института полупроводниковых приборов (г. Томск). «Фазотрон» вел проектирование АФАР в целом, системы питания и источников питания приемо-передающих модулей (ППМ), распределительных систем НЧ и СВЧ, блока управления лучом, системы охлаждения ППМ и выдавал задание на проектирование ППМ. НПФ «Микран» активно осуществляла разработку и изготовление группового 4-х канального ППМ (ГППМ), а также монолитных интегральных схем (МИС) для них. НИИПП участвовала в изготовлении МИС и др. подсистем.

Первый конструктив АФАР (FGА01, «Жук-МАЭ») образца 2005 года с диаметром 700 мм имел массу порядка 400 – 450 кг, а БРЛС в целом – около 520 кг, что оказалось не приемлемым. Пришлось отказаться и от отклонения зеркала антенной системы (АС) на 20 град. вверх (чем планировалось обеспечить работу по целям на 10-12 км выше носителя, т.е. на высотах около 20-22 км – в угоду «американской моде») из-за сравнительно большего вертикального габарита по сравнению с фронтальным размещением АС. Далее, вследствие существенных ограничений по размещению станции на борту самолета-демонстратора, ее пришлось значительно сместить вперед под радиопрозрачным обтекателем, что потребовало изготовления АС меньшего диаметра (500 мм), с меньшим количеством ППМ (680 ППМ в составе 170 четырехканальных ГППМ) и, соответственно, ограничением основных ТТХ. В результате, у АФАР второго варианта (2006 год) масса была доведена до 220 кг, уменьшена импульсная мощность до 5 Вт на один канал ППМ (вся станция потребляет 5,5 кВт). Надо сказать, что 5 Вт на канал – это стандарт во всем мире, только на американской APG-77 - 7 Вт, а на японском MELCO – 3 Вт. Конструктив ППМ тоже менялся несколько раз и в 2008 году совместно с «Микран» создан 4-канальный ППМ нового облика, который «пошел» на летный образец АФАР.

Начиная с 2006 года, все работы шли по ТЗ РСК «МиГ», когда «Фазотрон» получил задание на ОКР «Разработка БРЛС «Жук-АЭ» для самолета-демонстратора МиГ-35» с последующей установкой АФАР на МиГ-29М2 (б/н 154) и заключил договор на поставку двух комплектов «Жук-АЭ» (FGA29).

Испытания начались уже в следующем 2007 году. Был проведен цикл наземных отработок: сопряжение с энергосистемой, системой охлаждения, системой индикации и управления на самолете-демонстраторе. После этого в 2008 году начались летные испытания на борту самолета. По состоянию на сентябрь текущего года выполнено около 20 работ (испытаний). Среди них были следующие. Три работы с земли по цели, в результате чего показана дальность обнаружения 61 - 72 км. В ходе фазы отработки в воздухе по цели «МиГ-29» выполнено 15 полетов и показано надежное обеспечение дальности 60 км (в ЗПС) и 148 км (в ППС). Кроме того, выполнено два полета в режиме ближнего маневренного боя и еще несколько работ в режиме радиолокационного картографирования с разрешением 5 на 5 м (далее будет 1 х 1 м). Летные испытаниях продолжаются, очередное было 17-го сентября, они связаны уже не с отработкой «железа» - она закончена, а с отладкой ПО. В результате образец АФАР FGA29 («Жук-АЭ», в составе РЛПК-35) с диаметром 500 мм показал на самолете-демонстраторе достаточную дальность действия – свыше 130 км по цели с ЭПР 5 кв. м. и надежность на отказ – не менее 300 часов. Обеспечено количество сопровождаемых целей – 30 (8-10 выводится на индикатор).

Основным итогом предыдущих работ по АФАР можно считать принципиальную готовность к участию в индийском тендере. «Фазотрон» подошел к развертыванию серийного производства - созданы пилотные линии по изготовлению монолитных интегральных схем, пройден этап технических рисков по элементной базе и БРЛС в целом, завершено сопряжение со всеми бортовыми системами самолета, в т.ч. энергосистемой, системой жидкостного охлаждения, БРЭО, датчиками, с прицельно-навигационной системой и информационно управляющим полем самолета МиГ-29 (МиГ-35).

Жук-АЭ   Один из образцов АФАР "Жук-АЭ" на стенде главного конструктора в ОАО "Корпорация "НИИР-Фазотрон".

Участие в тендере. Для участия в тендере ВВС Индии 2010 года предусмотрено проведение трех этапов работ и подготовка в общей сложности трех самолетов. Кроме самолета-лаборатории №154, для проведения оценочных испытаний по тендеру должны быть предоставлены еще два борта - №204 и №111. Первый этап начинается 28 сентября на базе ЛИИ в Жуковском, куда прибудут индийские специалисты для ознакомления с самолетом и АФАР. Второй этап запланирован в конце октября – начале ноября на полигоне в Индии. В следующем году в марте – апреле намечено проведение третьего этапа оценочных испытаний с пусками ракет (в боевых работах, как ожидается, будут участвовать два самолета). Он пройдет в Ахтубинске, т.к. в Индии нет достаточно оборудованного полигона.

Что касается вероятности победы в тендере, то АФАР «Жук-АЭ», как ключевой элемент МиГ-35, можно уверенно считать наиболее соответствующим всем требованиям индийской стороны. В техническом аспекте, сейчас технология МИС есть только в России и США. Все остальные участники тендера не обладают ей в полной мере (Англия) или вовсе. Это позволит Штатам влиять на других игроков. Так США уже фактически запретили Израилю предлагать на тендере свои МИС, созданные при участии американских технологий. Сильным и независимым претендентом в этом плане может оказаться Франция, но там работы идут медленно и также есть зависимость от США по технологиям МИС. У Швеции вообще нет ни собственной технологии МИС, ни ППМ. Не все участники тендера готовы «отдать все» индийской стороне, в частности ПО и некоторые ключевые технологии. Несмотря на то, что в США уже есть несколько АФАР, которые находятся в эксплуатации, это AN/APG-77, AN/APG-63 (V)2 и AN/APG-80 (для ОАЭ), работоспособной, по заключению экспертов, можно считать только AN/APG-80. Так или иначе, у всех стран «АФАР-клуба», включая США, есть еще много техпроблем и трудностей. К сожалению, не все решает техника по условиям тендера. Для оценки нужно брать во внимание много и косвенных факторов. Здесь нужен консолидированный подход на уровне государства, т.к. большое значение будут иметь различные офсетные программы – некие бонусы, связанные с возвращением части средств в виде каких-либо поставок или контрактов. Офсетные программы активно предлагают западные конкуренты, а в России понимания их  необходимости пока нет.

О внутренне конкуренции и цене вопроса. Известно, что НИИП тоже ведет работы по АФАР, образец которой был впервые показан на МАКС-2009. Конечно, работа НИИП предусматривает создание существенно более сложной бортовой системы на основе АФАР. На «Фазотроне» это осознают. Но, несомненно, то, что «Фазотрону» уже удалось впервые в России решить фундаментальные вопросы создания истребительной АФАР «Жук-АЭ». Прежде всего, преодолены проблемы с созданием основных работоспособных элементов с требуемыми параметрами - ГППМ, МИС, системы электропитания, системы охлаждения ГППМ, системы формирования и управления диаграммой направленности, а также ПО. С учетом высокой степени реализации «Жук-АЭ» и более сложного пути НИИП, готовый продукт у «Фазотрона» должен появиться на 1.5 - 2 года раньше, чем у НИИП. Согласно информации «Фазотрона», конечная (в серии) стоимость их АФАР будет на 30-40% ниже, чем «у других российских разработчиков» из-за более низкой стоимости одного канала ГППМ. Сообщается, что стоимость изготовления БРЛС с АФАР «Жук-АЭ» в серийном производстве составит от 3,5 до 4,5 млн.долл. Разработчики оценивают затраты на весь цикл создания АФАР весьма умеренными – около 30…40 млн. долл. В качестве сравнения, затраты на создание различных западных АФАР, которые будут предлагаться на тендере, составляют уже сейчас (работы еще не завершены) от 250 до 700 млн. долл.

АФАР НИИП ПАК ФА   Антенна АФАР разработки НИИП на МАКС-2009.

В целом есть надежда, что ВВС Индии, как давний и надежный партнер, выберут в тендере российский вариант, и что, этот вариант будет реализован без проволочек и препонов. Касательно недавних заявлений о возможной адаптации в перспективе для МиГ-35 вместо "Жук-АЭ" уменьшенной АФАР конструкции НИИП, некоторые эксперты считают, что индийская сторона прекрасно понимает, что это слишком отдаленная и неконкретная перспектива для того, чтобы отказаться от практически готового и работоспособного "Жук-АЭ". Другое дело, пока "Жук-АЭ" создан лишь в демонстрационном варианте. В дальнейшем предусматривается переход на "штатный" диаметр антенны 688 мм с увеличенным до 1016 количеством ППМ, что потребует дополнительных работ и испытаний. В полноразмерном виде разработчики планируют достичь более высоких характеристик, в частности дальности действия 200 км. При этом масса станции не должна превысить 280 кг.

Будем ждать развития событий.

 

missiles.ru. Сентябрь 2009 г. Текст и фото - Евгений Ерохин. По данным ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР». Пресс-тур 17 сентября 2009

Версия материала опубликована в №10/2009/октябрь журнала "ВЗЛЕТ"

вернуться в ФОТО