Контакты

1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU
история > О работах по УПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДАМ КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" первого поколения в ОКБ-301 МАП главного конструктора С.А.Лавочкина ::

К-15 ("275", "277", "279").

Перед ОКБ-301 МАП главного конструктора С.А.Лавочкина Постановлением СМ СССР #2837-1200сс от 20.11.53г. и приказом МАП #214сс/оп от 23.11.53г. была поставлена задача провести разработку и создать многоэлементный авиационный комплекс дальнего перехвата. Согласно совместных ТТТ ВВС и ПВО Страны от 9.8.54г. система перехвата, получившая наименование К-15 и состоящая из самолета-перехватчика "250" с бортовой РЛ аппартурой перехвата и СРП (счетно-решающим прибором), двух радиоуправляемых снарядов и наземной аппаратуры наведения и управления типа "Лазурь", предназначалась для атаки одиночного бомбардировщика противника в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Характеристики задавались весьма высокие для тех лет. Требовалось иметь возможность осуществлять выход в район атаки по информации наземной станции, далее с помощью бортовой РЛС производить обнаружение цели на дальности 30-40 км. с захватом на автосопровождение на дальности 20 км. и ее перехват пуском одной или двух (с небольшим интервалом) снарядов. Характеристики цели: высота полета до 20000 м. со скоростью в пределах 1200 км/ч.

В течение 1954 года коллективом ОКБ-301 в ходе предварительного и эскизного проектирования системы К-15 проведена разработка оптимальной компоновки самолета с БРЛС (НИИ-17 МАП, гл.к. В.В.Тихомиров) и снарядами. Выполнены всесторонние исследования методов наведения и выбран метод трех точек с маневром носителя, что объяснялось получением в этом случае меньших перегрузок, приходящихся на ракету в полете, и, как следствие, высокой точностью наведения. Эскизный проект изделия выпущен в 1954 году.

Облик снаряда с управлением по радиолучу, получившего заводской шифр "275", и варианты его размещения несколько раз уточнялись. Предварительно аэродинамическая компоновка была выбрана "нормальная", причем расположение крыльев было Х-образное, а рулей - +-образное. Рассматривался вариант подвески двух снарядов на подфюзеляжных узлах подвески. К 1955 году была выпущена необходимая рабочая техдокументация на постройку опытных образцов, изготовлен макет. Однако работы были прекращены...

В начале 1955 года стало ясно, что для спроектированного и построенного к тому времени самолета-носителя "250" не удастся своевременно подготовить двигатели ВК-9 (тяга 12000 кг.). ОКБ-301 пришлось срочно осуществить перепроектирование самолета и, вследствие этого, всей системы под менее мощные двигатели АЛ-7Ф (тяга 10000 кг.). В результате начались разработки практически нового носителя (заводской индекс "250А") и нового снаряда ("275А"). В НИИ-17 МАП готовился образец РЛС меньших габаритов. Несмотря на это, удалось сохранить практически все требуемые характеристики системы. На окончательном варианте снаряда "275А", эскизный проект которого вышел к январю 1956 года, была несколько снижена полетная масса благодаря установке АП, построенного по новому принципу (масса и габариты которого меньше в два раза, чем у АП для изд."275"). Изменена компоновка: применили Х-образное размещение всех поверхностей. Изделие получило крылья и рули треугольной формы, на одном из двух крыльев устанавливались элероны. Корпус цилиндрической формы с диаметром 450 мм. Конструктивно снаряд делился на следующие 4 отсека. В носовом отсеке помещался радиовзрыватель (РВ) с передающей антенной, далее располагалась БЧ кумулятивного или осколочного действия с ПИМ, на корпусе отсека имелись 4 приемные антенны РВ, за БЧ размещался воздушно-арматурный блок (ВАБ) для подачи компонентов топлиа. Второй отсек содержал два бака с окислителем (АК-27) и горючим (ТГ-02), агрегаты рулевых машинок элеронов. Третий отсек являлся приборным и состоял из: блока радиоуправления (РУ), электрического автопилота, электроавтоматики, ампульной батареи (или генератора) и воздушного баллона управления рулевыми машинками. В хвостовом отсеке разместили двигательную установку - жидкостный реактивный двигатель (ЖРД), рулевые машинки и антенна РУ у среза сопла. Элероны только на двух крыльях из четырех. Подвеска снаряда к крылу носителя производилась в трех точках: за концы верхних консолей крыльев и хвостовую часть корпуса.

Из-за сложности поставленных задач не удалось в полной мере выполнить ТТТ на параметры снаряда и всей системы. Согласно представленному на рассмотрение комиссии ВВС и ПВО Страны в феврале-марте 1956 года комплексному эскизному проекту системы К-15 было обосновано достижение следующих характеристик. Перехват цели на высоте до 19500 м., летящей со скоростью до 1200 км/ч. Полетный вес изделия "275А" составил 800 кг. против заданных 500-600 кг., правда, и дальность управляемого полета заявлена 20-22 км. против 15 км. по ТТТ. БРЛС носителя могла обеспечить дальность обнаружения цели только с 27-30 км. и дальность автосопровлждения - 18 км. Впервые в стране была обоснована возможность поражения цели как в ЗПС, так и в ППС (на высотах 5000-15000 м. и дальностях 9000-20000 м.).

Разработка и и изготовление элементов снаряда и всей системы велась в тесной кооперации с рядом предприятий различных министерств. По части вооружения эти работы выполнялись: в НИИ-17 МАП по РЛ аппаратуре (с 1955г. тематика передана коллективу ОКБ-15 МАП гл.к. В.В.Тихомирова, образованному из части института) и на заводе #923 МАП по автопилотам для носителя и снаряда, в ОКБ-857 МАП по счетно-решающему прибору ВБ-357 носителя, в КБ-2 НИИ-88 МОП по ЖРД С.2.268, в НИИ-6 МОП по боевой части, НИИ-504 МОП по РЛ неконтактному взрывателю для снаряда и др.

В 1958 году на заводе #1 МАП было построено 50 экземпляров опытных изделий "275А" и проведены их отладки и стендовые испытания, а в конце того же года на Государственном центральном полигоне (ГЦП) проведены пуски в воздухе в баллистическом варианте. Начало испытаний с АП и блоком РУ и из-за этого комплексных испытаний откладывалось из-за отсутствия действующих образцов агрегатов. Одновременно во исполнение приказа МАП #231сс от 7.6.57г. для предполетной оценки ЛТХ и управляемости были переделаны 10 единиц опытных изделий "275А" в вариант "278" с твердотопливными ускорителями, АП, РУ и датчиками. Их доводка из-за нехватки комплектующих узлов шли долго и лишь с марта 1958 года началась отправка на полигон. До конца года выполнены пуски пяти изделий с наземной пусковой установки. Планировалось построить еще 10 образцов. В первой половине 1959 года заводом #1 выпущены для летных испытаний 49 изделий "275А".

Построенный к этому времени третий экземпляр перехватчика "250А" (предыдущие два предназначались для отработки непосредственно планера самолета, а третий - для испытаний систем и вооружения) так же был не полностью обеспечен необходимым оборудованием, непрерывно проводились его доработки из-за отсутствия необходимых двигателей, а также БРЛС К-15М и кресел. Отладка всех элементов системы фактически началась лишь на 4-ом экземпляре в конце 1958 года.

Для перехватчика "250А" одновременно с проектированием изделий "275А" в соответствии с Постановлением СМ СССР #2543-1224сс от 30.12.54г. и приказом МАП #9сс от 8.1.55г. велась разработка специального снаряда с заводским шифром "280" с уменьшенной дальностью пуска и габаритами (длинна около 4500 мм), но с аналогичной аэродинамической компоновкой. Такой снаряд требовался по одной причине. Дело в том, что задержки поставок действующих отработанных образцов РЛС К-15 привели к решению о временном применении существующей РЛС типа "Сокол", которая обладала меньшими дальностями обнаружения и сопровождения целей. На снарядах "280" (так же, вероятно, назывались К-15М) планировалось применить систему самонаведения. Эскизный проект выпустили в 1956 году. Кроме того с целью повышения боевой эффективности комплекса перехвата коллективом ОКБ-301 было начато проектирование других перспективных снарядов. Так по Постановлению СМ СССР от 25.8.56г. #119-613сс и приказу МАП #481сс от 6.9.56г. на основе базового варианта "275А" разрабатывался новый снаряд (заводской шифр "277") с радиолокационной ГСН. Было изготовлено несколько экземпляров и проведены на стенде их огневые испытания. На снарядах предполагалось использовать полуактивные РГС ПАРГ-1-ВВ (конструкции НИИ-648 МРТП, гл.к. Н.А.Викторов) и, далее, специально разработанные РГС-15 (СКБ-287 МАП). Рассчитывалось обеспечить поражение целей на высотах 23-25км. Однако в апреле 1958 года в связи с отсутствием ГСН и решением правительства о предъявлении на совместные испытания перехватчика только со снарядами "275А", работы были задержаны, а испытания перенесены на 3 квартал 1959 года. Еще в 1955 году было предложение повысить эффективность системы К-15 уста­новкой снарядов со спецзарядами (массой в 120 кг.) вместо обычных БЧ. Выполнение такого задания началось по Постановлению СМ #534-268сс от 18.5.57г. и приказу МАП #222сс от 27.5.57г. По теме были проведены совместно с КБ-25 соответствующие проработки и в 1958 году выпущен эс­кизный проект (заводской шифр "279"). Постройки образцов и проведения испытаний не было, хотя планировалось построить 25 единиц и провести заводские испытания в 3 квартале 1958г.

Затянувшиеся доработки и испытания элементов комплекса были прекращены с июля 1959 года приказом ГКАТ #285сс/ов от 18.7.59г. "Политический" перевес А.Н.Туполева послужил причиной выхода решения о приоритете  работ  по  другому  комплексу  перехвата  -  Ту-128С-4  со снарядами К-80 (изд."36") и бортовой РЛС РП-С "Смерч".

 

1997г.

Ерохин Е.И.

   
 
вернуться

.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2006