1-й Российский сайт о ракетной технике и технологии :: MISSILES.RU |
главная - новости и статьи || обзоры || фото || ссылки || история || каталог || карта сайта | |
история > О работах по УПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДАМ КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" первого поколения в ОКБ-301 МАП главного конструктора С.А.Лавочкина :: | |
Перед
ОКБ-301 МАП главного конструктора С.А.Лавочкина Постановлением СМ СССР #2837-1200сс
от 20.11.53г. и приказом МАП #214сс/оп от 23.11.53г. была поставлена
задача провести разработку и создать многоэлементный авиационный
комплекс дальнего перехвата. Согласно совместных ТТТ ВВС и
ПВО Страны от 9.8.54г. система перехвата, получившая наименование К-15 и
состоящая из самолета-перехватчика "250" с бортовой РЛ аппартурой перехвата и СРП (счетно-решающим прибором), двух
радиоуправляемых снарядов и наземной аппаратуры наведения и управления типа
"Лазурь", предназначалась для атаки одиночного бомбардировщика
противника в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Характеристики задавались весьма высокие для тех лет. Требовалось иметь
возможность осуществлять выход в район атаки по информации наземной станции,
далее с помощью бортовой РЛС производить обнаружение цели на дальности 30-40 км. с захватом на автосопровождение
на дальности 20 км. и ее перехват пуском одной или двух (с небольшим
интервалом) снарядов. Характеристики цели: высота полета до 20000 м. со
скоростью в пределах 1200 км/ч.
В течение 1954 года
коллективом ОКБ-301 в ходе предварительного и эскизного проектирования системы
К-15 проведена разработка оптимальной компоновки самолета с БРЛС (НИИ-17 МАП,
гл.к. В.В.Тихомиров) и снарядами. Выполнены всесторонние исследования методов наведения
и выбран метод трех точек с маневром носителя, что объяснялось получением в
этом случае меньших перегрузок, приходящихся на ракету в полете, и, как
следствие, высокой точностью наведения. Эскизный проект изделия выпущен в 1954
году.
Облик снаряда с управлением
по радиолучу, получившего заводской шифр "275", и варианты его
размещения несколько раз уточнялись. Предварительно аэродинамическая компоновка
была выбрана "нормальная", причем расположение крыльев было
Х-образное, а рулей - +-образное. Рассматривался вариант подвески двух снарядов
на подфюзеляжных узлах подвески. К 1955 году была
выпущена необходимая рабочая техдокументация на постройку опытных образцов,
изготовлен макет. Однако работы были прекращены...
В начале 1955 года
стало ясно, что для спроектированного и построенного к тому времени
самолета-носителя "250" не удастся своевременно подготовить двигатели
ВК-9 (тяга 12000 кг.). ОКБ-301 пришлось срочно осуществить перепроектирование самолета и, вследствие этого, всей системы под менее мощные двигатели АЛ-7Ф
(тяга 10000 кг.). В результате начались разработки практически нового носителя
(заводской индекс "250А") и нового снаряда ("275А"). В
НИИ-17 МАП готовился образец РЛС меньших габаритов. Несмотря на это, удалось
сохранить практически все требуемые характеристики системы. На окончательном
варианте снаряда "275А", эскизный проект которого вышел к январю 1956
года, была несколько снижена полетная масса благодаря установке АП,
построенного по новому принципу (масса и габариты которого меньше в два раза,
чем у АП для изд."275"). Изменена компоновка: применили Х-образное
размещение всех поверхностей. Изделие получило крылья и рули треугольной формы,
на одном из двух крыльев устанавливались элероны. Корпус цилиндрической формы с
диаметром 450 мм. Конструктивно снаряд делился на следующие 4 отсека. В носовом отсеке помещался радиовзрыватель (РВ) с передающей антенной, далее располагалась БЧ кумулятивного или
осколочного действия с ПИМ, на корпусе отсека имелись 4 приемные антенны РВ, за
БЧ размещался воздушно-арматурный блок (ВАБ) для подачи компонентов топлиа. Второй отсек содержал два бака с окислителем
(АК-27) и горючим (ТГ-02), агрегаты рулевых машинок элеронов. Третий отсек
являлся приборным и состоял из: блока радиоуправления (РУ), электрического
автопилота, электроавтоматики, ампульной батареи (или
генератора) и воздушного баллона управления рулевыми машинками. В хвостовом
отсеке разместили двигательную установку - жидкостный
реактивный двигатель (ЖРД), рулевые машинки и антенна РУ у среза сопла. Элероны
только на двух крыльях из четырех. Подвеска снаряда к крылу носителя
производилась в трех точках: за концы верхних консолей крыльев и хвостовую
часть корпуса.
Из-за сложности
поставленных задач не удалось в полной мере выполнить ТТТ на параметры снаряда
и всей системы. Согласно представленному на рассмотрение комиссии ВВС и ПВО
Страны в феврале-марте 1956 года комплексному эскизному проекту системы К-15
было обосновано достижение следующих характеристик. Перехват цели на высоте до
19500 м., летящей со скоростью до 1200 км/ч. Полетный вес изделия
"275А" составил 800 кг. против заданных 500-600 кг., правда, и
дальность управляемого полета заявлена 20-22 км. против 15 км. по ТТТ. БРЛС носителя могла обеспечить
дальность обнаружения цели только с 27-30 км. и дальность автосопровлждения - 18
км. Впервые в стране была обоснована возможность поражения цели как в ЗПС, так
и в ППС (на высотах 5000-15000 м. и дальностях 9000-20000 м.).
Разработка и и изготовление элементов снаряда и
всей системы велась в тесной кооперации с рядом предприятий различных
министерств. По части вооружения эти работы выполнялись: в
НИИ-17 МАП по РЛ аппаратуре (с 1955г. тематика передана коллективу ОКБ-15 МАП
гл.к. В.В.Тихомирова, образованному из части института) и на заводе #923 МАП по
автопилотам для носителя и снаряда, в ОКБ-857 МАП по счетно-решающему прибору
ВБ-357 носителя, в КБ-2 НИИ-88 МОП по ЖРД С.2.268, в НИИ-6 МОП по боевой части, НИИ-504 МОП по РЛ неконтактному взрывателю для снаряда и др.
В 1958 году на заводе
#1 МАП было построено 50 экземпляров опытных изделий "275А" и
проведены их отладки и стендовые испытания, а в конце того же года на
Государственном центральном полигоне (ГЦП) проведены пуски в воздухе в
баллистическом варианте. Начало испытаний с АП и блоком РУ и из-за этого
комплексных испытаний откладывалось из-за отсутствия действующих образцов
агрегатов. Одновременно во исполнение приказа МАП #231сс от 7.6.57г. для
предполетной оценки ЛТХ и управляемости были переделаны 10 единиц опытных
изделий "275А" в вариант "278" с твердотопливными
ускорителями, АП, РУ и датчиками. Их доводка из-за нехватки комплектующих узлов шли долго и лишь с марта 1958 года началась отправка
на полигон. До конца года выполнены пуски пяти изделий с наземной пусковой
установки. Планировалось построить еще 10 образцов. В первой половине 1959 года
заводом #1 выпущены для летных испытаний 49 изделий "275А".
Построенный к этому
времени третий экземпляр перехватчика "250А" (предыдущие два
предназначались для отработки непосредственно планера самолета, а третий - для
испытаний систем и вооружения) так же был не полностью обеспечен необходимым
оборудованием, непрерывно проводились его доработки из-за отсутствия
необходимых двигателей, а также БРЛС К-15М и кресел. Отладка всех элементов системы
фактически началась лишь на 4-ом экземпляре в конце 1958 года.
Для перехватчика
"250А" одновременно с проектированием изделий "275А" в
соответствии с Постановлением СМ СССР #2543-1224сс от 30.12.54г. и приказом МАП
#9сс от 8.1.55г. велась разработка специального снаряда с заводским шифром
"280" с уменьшенной дальностью пуска и габаритами (длинна около 4500
мм), но с аналогичной аэродинамической компоновкой. Такой снаряд требовался по
одной причине. Дело в том, что задержки поставок действующих отработанных
образцов РЛС К-15 привели к решению о временном применении существующей РЛС
типа "Сокол", которая обладала меньшими дальностями обнаружения и
сопровождения целей. На снарядах "280" (так же, вероятно, назывались
К-15М) планировалось применить систему самонаведения. Эскизный проект выпустили
в 1956 году. Кроме того с целью повышения боевой
эффективности комплекса перехвата коллективом ОКБ-301 было начато
проектирование других перспективных снарядов. Так по Постановлению СМ СССР от
25.8.56г. #119-613сс и приказу МАП #481сс от 6.9.56г. на основе базового
варианта "275А" разрабатывался новый снаряд (заводской шифр
"277") с радиолокационной ГСН. Было
изготовлено несколько экземпляров и проведены на стенде их огневые испытания.
На снарядах предполагалось использовать полуактивные РГС ПАРГ-1-ВВ (конструкции
НИИ-648 МРТП, гл.к. Н.А.Викторов) и, далее, специально разработанные РГС-15
(СКБ-287 МАП). Рассчитывалось обеспечить поражение целей на высотах 23-25км.
Однако в апреле 1958 года в связи с отсутствием ГСН и решением правительства о
предъявлении на совместные испытания перехватчика только со снарядами
"275А", работы были задержаны, а испытания перенесены на 3 квартал
1959 года. Еще в 1955 году было предложение повысить эффективность системы К-15
установкой снарядов со спецзарядами (массой в 120
кг.) вместо обычных БЧ. Выполнение такого задания
началось по Постановлению СМ #534-268сс от
Затянувшиеся доработки
и испытания элементов комплекса были прекращены с июля 1959 года приказом ГКАТ
#285сс/ов от 18.7.59г. "Политический"
перевес А.Н.Туполева послужил причиной выхода решения о приоритете работ по другому комплексу перехвата - Ту-128С-4 со
1997г. Ерохин Е.И. |
|
.: MISSILES.RU / © Yevgeniy Yerokhin, 2004-2006 |